Как польский художник выдавал желаемые исторические события за реальные.

Стефан Баторий под Псковом

Судьба Речи Посполитой, как мы знаем, была довольно трагична. После необыкновенных лет богатства, славы и шляхетских вольностей, страна внезапно оказалась нос к носу с гораздо более сильными противниками, которые ее в итоге просто уничтожили.

Страну - то уничтожили. Но поляки - то остались. Все их восстания, все попытки как то серьезно о себе заявить, беспощадно были подавлены, и единственное, что долгое время тешило их гордость - это воспоминания о годах своей силы и славы.

Но иной раз просто воспоминаний оказывалось недостаточно, и в ход шли фантазии. Одной из таких льстящих самолюбию польского зрителя фантазий является картина Стефан Баторий под Псковом, которая была написана в 1872 году художником Яном Матейко (1838 - 1893 гг.).

Что удивительно - Матейко по происхождению был чехом. А в историю вошел как автор многочисленных душещипательных картин по мотивам польской истории. Впрочем, в польских землях он и родился, и учился, и женился, и всю жизнь прожил.

Давайте посмотрим, что нарисовал художник.

Действие происходит в эпоху Ивана Грозного и Ливонской войны (1558 -1583 гг.) во время осады поляками Пскова (август 1581 - февраль 1582 гг.)

На картине изображены:

Стефан Баторий (1533 - 1586) король польский и великий князь литовский (Речь Посполитая была образована как раз в ходе этой войны, и отчасти как один из ее результатов)

Стефан Баторий

На картине он изображен таким высокомерным персонажем, у ног которого валяется русское знамя.

Так его изображение дошло до нас из глубины веков.

Стефан Баторий. автор не известен.

На картине художника, лично видевшего Батория, ума в его глазах намного больше, чем на картине 19 века. Матейко для образа короля позировал некий польский армянин.

Между королем и группой русских послов втиснута фигура иезуита Антонио Поссевино ( 1534 - 1611 гг.) который был папским легатом в Восточной Европе и первым иезуитом, побывавшем в Москве.

Антонио Поссевино

Поссевино был посредником в переговорах Ивана Грозного и Стефана Батория, и, одновременно, склонял Ивана Грозного к принятию католицизма, и участии в крестовом походе против турок - османов, поскольку события в Ливонской войне разворачивались в целом не в пользу России. Иван Грозный сам вызвал помощь папского престола, по уже указанной причине - Ливонская война была для России неудачной. Так же, он не противился его планам, но только до того момента, как с помощью Поссевино был заключен мирный договор (Ям - Запольский, 1582 г.). Миссию и роль Поссевино Матейко, надо отдать ему должное, выразил очень удачно - жестами рук иезуита.

У ног короля ползают русские послы, которые пришли с хлебом - солью и просьбой о перемирии:

русские послы из Пскова.

Хлеб - соль, стоя на коленях, ему протягивает Киприан II, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий.

Киприан II, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий

За спиной Киприана, примиряется, как бы половчее упасть в ноги Баторию русский дипломат Григорий Афанасьевич Нащокин (ум. после 1598):

Григорий Афанасьевич Нащокин

В целом над картиной развеваются польские знамена и крылья польские воинов, озаренные лучами солнца, окрашенные в светлые тона и как бы символизирующие силы добра.

польские силы, возвышающиеся над происходящими событиями.

А теперь посмотрим на реальные события.

Оборона Пскова была очень жестоким и долгим мероприятием, в ходе которого, несмотря на многочисленные и разнообразные мероприятия, взять город войскам Батория не удалось. Польские знамена могли там хоть как освещаться солнцем, но толку от этого не было.

Переговоры, которые велись по поводу заключения мира и при посредничестве Поссевино, закончившиеся подписанием мирного договора, проходили в очень напряженной обстановке, и при крайней неуступчивости послов Русского царства, которые в принципе никому в ноги не падали и хлебом - солью не угощали.

Действия происходили не под стенами Пскова, без Стефана Батория и при участии совершенно других представителей со стороны России (князь, воевода кашинский Д. П. Елецкий; воевода козельский Р. В. Олферьев; дьяк Н. Н. Верещагин; подьячий З. Свиязев.)

Киприан вообще не мог участвовать в подобном мероприятии - он проявил себя при осаде Баторием Полоцка в 1579 году. Когда полоцкие воеводы выслали неприятелю переговорщиков о сдаче города, владыка Киприан выступил против таких переговоров. Он вместе с другими воеводами намеревался взорвать полоцкую крепость, но когда это не удалось, то при вступлении в город неприятеля закрылся в церкви Святой Софии и объявил, что их могут взять только силой. 11 августа 1579 года архиепископ Киприан был взят в плен. О дальнейшей его судьбе неизвестно. Изображение его на картине в подобном виде - оскорбление его памяти.

Нащокин встречался с Баторием раньше и по другому поводу. В период осады Пскова и заключения Ям - Запольского мирного договора, он вообще находился в других местах и занимался другими делами.

Картина, как мы в итоге видим - сборная солянка фантазий художника, которая не имеет вообще ничего общего с реальными событиями, но изображает их максимально приятно для польского зрителя, для которого она предназначалась.

О чем это я?

О том, что экзальтированные творческие личности - не историки. И любезные комментаторы делают большую ошибку, когда требуют от меня принимать во внимание их фантазии при изложении исторических событий...

Больше интересных статей здесь: Фантастика.

Источник статьи: Как польский художник выдавал желаемые исторические события за реальные. .

Система комментирования SigComments