Принцип оккама

Художник и Историк шли по дну высохшего солончака, и мельчайшие кристаллики соли превращали их одежды в белые.

Картины Художника настораживали, завораживали, удивляли. Но с живым гением трудно уживаться домочадцам и неуютно критикам. Раздолье тем и другим наступит после смерти! Ну, а пока Художник легко раздавал свои работы друзьям и случайным знакомым.

Вторым шёл Историк. Настоящее его имя знали немногие, а фамилию так, вообще, единицы. Историю древнего мира он прокурил на школьных задворках, зато потом изрядно преуспел в «чёрной» археологии. И, как ни странно, был ещё жив, а не валялся в раскопе с пулей в башке или ножом в спине.

Ещё в начале лета неугомонный Художник, бродяжничая в поисках подходящей натуры, случайно наткнулся на совершеннейшее чудо: почти идеальный круг изумрудной травы в центре безжизненной солёной пустыни. Как-то, в компании Художник имел неосторожность, упомянуть о пережитом необычном состоянии, Историк прицепился и не отставал до тех пока Художник не потащил туда, где безо всяких усилий, главное абсолютно даром можно поймать кайф. По всему земному шару пролетим с тобой на шАру!

Бесплотные фигуры медленно плыли в дрожащем мареве, плавно перетекающем за линию горизонта.

- И долго ещё?

- Половину прошли. На! – Художник на ходу, не оборачиваясь, передал довольно Историку довольно толстый металлический кружок выпукло-вогнутой формы.

- Видал я… шото похожее… Фотки, конечно. Коммеморативные монеты Агафокла.

- А это ещё шо за зверь?

- Дурак ты, ваше благородие, и не лечишься! Коммеморативные значит памятные, а Агафокл был царём Греко-Индии. Греко-Индия отвалилась от державы Александра Македонского…

Ни фига не вяжется! Агафокл чеканил монеты из золота и серебра, а это… медь. Стиль изображения вроде подходит – плоский, египетский… Смотри сюда! Видишь на этой стороне бородатого нудиста?! Кто это, знаешь?

- Да откуда мне…

- Зевс! В правой руке держит пучок молний. А под левым локтём у него сидит орёл. Вертикальный текст на греческом: «Агафоклюс - Властелин Сущего[1]». Теперь аверс... На памятных монетах чеканили профили царей, а, шоб не перепутать, писали: «Александр, там… Диодот». А тут? Имени нет – это раз и два, сохранность… Почти идеальная.- Та-ты-шо! Думаешь, я её сам сделал? Нашёл! В палисаднике. Выхожу тут как-то ночью во двор.

Звезды - низкие! Луна – наглая. А небо! Словно чёрным лаком смазано! Сажусь на скамейку, закуриваю. И тут… боковым зрением улавливаю блик. Встаю. Подхожу. Ничего! Возвращаюсь к скамейке… Опять блестит! Короче! Только на третьем подходе она мне далась! Собрался утром свести её знакомому антиквару. Приехал. Барыга – на месте, а монеты в кармане – нет.

Ну, думаю, потерял по дороге или в трамвае тиснули. Вернулся домой. Три дня работал, как угорелый. Вышел покурить... Шо ржешь? Торчала она себе в грядке, будто я её и не вынимал оттуда.

Стою и сам себе и думаю: то ли в церковь снести, то ли поглубже в землю засунуть… Подобрал. Вернулся в дом, положил на стол. Засмотрелся. И вдруг!

Ухожу я в неё, как в водоворот! Стою уже дето на песчаном пляже, а прямо на меня скачут всадники. Сёдла под звериными шкурами; рубахи навыпуск; штаны... Точь-в-точь казацкие шаровары. Ты, зацени! Все ощущения абсолютно реальные. Яркие, сочные, словно свеже растёртые краски. Тут громко хлопнула форточка. Стою я себе на кухне, а монетка лежит себе на столе…

- До «косяка» или после ?..

- Шо?

- Я говорю, с каких это пор ты стал «мультики» с реальностью путать?

- Бросил я эту дурь…

- Давно?

- А с тех пор, как сквозь стенку прошёл... А ты шо, не сышал!? Тода слушай! Сижу я как-то в зале, кемарю. Жажда – прямо-таки зверская, а сил встать нету! И тут - бац! Оказываюсь я на кухне, аккурат перед дверцей холодильника. Открываю, достаю воду, натурально пью… Стоп, - думаю, - не дурак ли я? Ведь я только что в зале был! Бреду обратно, собираю мозги до кучи. В коридоре спотыкаюсь, падаю. Бац! И лежу я уже в зале!

- Ты хочешь сказать, что вот так, легко в доме пол стены снёс?

- Ничего я не сносил! Русским языком объясняю: «ПРОВАЛИЛСЯ сквозь каменную кладку». Прикинь! Лежу весь такой обалдевший. Дай, думаю руку суну! И пихаю кулак в стену. Руку вижу, обои тоже, а кулак уже нет. Толкаю дальше. Сопротивления почти никакого! Субстанция сухая, пористая, как пенопласт, только мягкая, податливая. Пошевелил пальцами – класс! «А, что если эта хрень надумает затвердеть»?

И не успел я подумать, как стенка началА уплотняться. Еле успел выдернуть, все костяшки себе ободрал!

- У тебя сдвинулась точка сборки.

- Какой такой сборки? Я, шо? Робот тебе?!

- Жил тут американец-не американец, короче тип один по фамилии Кастанеда, и был он почти, как я. Древности разные собирал, раскопки организовывал... Но это не главное! Так вот. Этот самый Кастанеда был учеником одного индейского шамана, учившего, что у каждого человека имеется своя «точка сборки», через которую к нам и попадает вся энергия. И если эту точку сместить, ну, башкой там ударишься или водки пережрёшь, то запросто можно оказаться в параллельном мире или даже на другой планете!

- Это шож такое? Ежели я

, положим, «белку» поймал, то я и не псих вовсе, а так… Турист, заблукавший во времени?

- Ну… дето так. Только психи, в отличие от магов, не умеют возвращать свою точку сборки на место.

Невысокий Историк уткнулся лбом в пышущую влажным жаром спину, вдруг остановившегося Художника. Историк обошёл приятеля и увидел, невесть откуда появившегося древнего бородатого старца. Дедуган был одет в выгоревшую армейскую рубашку навыпуск и спортивное трико, пузырями вздувшееся на коленях. В правой руке дед держал пучок высохших веток. И, что было уже совсем невозможно – преспокойно стоял босыми ногами на раскалённой соли…

Такого виртуозного мата Историк не слышал за всю свою нелёгкую жизнь. С помощью оригинальных идиоматических выражений старик посоветовал друзьям не совать свой нос туда, куда...

Испарился он так же внезапно, как и появился.

- Ага-фоклюс... чёрт бы его побрал, - отозвался Художник, - а может, это он и был… Всё! Ты, как хочешь, а я дальше не пойду!

- Как это «не пойду»? Тут такое заворачивается, а ты…

- Всё! Я – пас. Дальше иди без меня...

- Куда? Ничего не видно!

- Видно! Не видно! Метров триста прямо, а там… - Художник обречённо махнул рукой и, не оглядываясь, быстро зашагал прочь.

***

28 августа 1553 года в госпиталь небольшого французского городка Салон-ле-Кро ночные стражник приволокли странно одетого молодого человека. Чудные одежды незнакомца были покрыты белой пылью, а сам чужестранец пребывал в полуобморочном состоянии и бормотал что-то невразумительное на тарабарском языке.

С трудом разжав правый кулак незнакомца, врач, невысокий еврей приятной наружности, обнаружил там необычную медную монетку. «ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ ΒΑΣΙΛΕΥΟΝΤΟΣ». - Безапелляционно гласила надпись. Пригладив аккуратную бородку, доктор открыл потрёпанный фолиант и сделал запись о вновь поступившем безымянном пациенте. Повторно обмакнув перо в киноварь, он стряхнул лишнюю капельку в чернильницу и подписался: «Мишель де Нотрдам».

Менее чем через год появились первые четыре части «Центурий»[2], написанные тяжелыми рифмованными четверостишиями. Предсказания оказались весьма туманными, без дат и подробностей.

***

Комментаторы, переводчики, историки, все, кому не лень с пеной у рта спорят о том, к какой стране и к какому периоду следует отнести тот или иной катрен[3], вот уже более пятисот лет примеряя пророчества на уже случившиеся события, post factum.

Но мы-то теперь с вами знаем истинную причину неточностей Великого Предсказателя! Ведь «если дано следствие и ряд возможных причин, то наиболее вероятной, истинной причиной, будет простейшая». Ибо так гласит Принцип Оккама[4]!

[1] Агафокл – (180-165гг. до н.э.) греко-индийский царь из династии Евтидемидов, сын Димитрия I.

[2] В 1554 году Нострадамус приступил к составлению десяти, так называемых «Центурий» (в буквальном переводе - сотен, или столетий) по сотне катренов в каждой.

[3] Катрен [франц. quatrain] - законченная по смыслу отдельная строфа из четырех строк.

[4] Уильям Оккам (1285-1349) - английский философ и религиозный деятель, монах-францисканец. Согласно принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.

читает Олег Шубин

Больше интересных статей здесь: Мистика.

Источник статьи: Принцип оккама.

Система комментирования SigComments