Адвокат дьявола. Зло будет всегда, нам же важно сказать ему «Нет»

Всем привет!

Продолжаем разговор о кино. О кино самом разнообразном и под новым углом обзора.

Разные жанры, стили, режиссура – у каждого кинозрителя исключительно свои вкусы, и в своих публикациях я полностью отображу всю многоцветную палитру зарубежного и отечественного кино за более чем столетнюю историю его существования.

Здесь будут рассматриваться самые разнообразные фильмы: классика киноиндустрии, авторское кино, новинки кинопроката и многое-многое другое.

Итак, поехали!

Адвокат дьявола. Зло будет всегда, нам же важно сказать ему «Нет»

Амбициозный молодой адвокат по уголовным делам из штата Флорида Кевин Ломакс (Киану Ривз) за свою карьеру не проиграл ни одного процесса. Он действительно хорош в своем деле и, зная об этом, не слишком удивляется, когда его, провинциальную знаменитость, приглашает на работу в Нью-Йорк глава крупного юридического концерна Джон Милтон (Аль Пачино). Кевина и его жену Мэри-Энн (Шарлиз Терон) поселяют в роскошной квартире в особняке на Манхэттене; герою платят 400 долларов в час и заманивают обещаниями партнерства в фирме.

Ослепленный высокими гонорарами, расположением босса и всеми грядущими перспективами, главный герой использует свой талант, чтобы спасти патентованных злодеев от справедливого наказания. При этом Кевин даже не замечает, как постепенно теряет близкого человека. Он не видит, что его жизнь ему уже не принадлежит: им управляют, словно пешкой на шахматной доске, и упорно ведут к восьмой горизонтали, где он вот-вот перестанет быть собой. И что во всем этом прямым образом замешана нечистая сила.

Если смешать мистический коктейль из "Сердца Ангела" Элана Паркера и "Фирмы" Сидни Поллака, по-моему, получится фильм Тейлора Хэкфорда "Адвокат дьявола". И надо сказать, что мастеровитый Хэкфорд ("Офицер и джентльмен", "Белые ночи") неплохо справляется с этой задачей.

Балансируя на грани жанров психологической драмы, триллера и фильма ужасов, он только иногда замедляет темп. В фильме много весьма напряженных эпизодов, качественных спецэффектов, неожиданных поворотов действия. И все-таки главная удача картины - дуэт Аль Пачино и Киану Ривза.

Адвокат дьявола. Зло будет всегда, нам же важно сказать ему «Нет»

«Advocatus diaboli» - таким словосочетанием средневековые схоласты называли участника дискуссии, который защищал заведомо неправильную точку зрения, давая возможность всем остальным отточить на нем свои контраргументы.

Киноадаптация романа Эндрю Нейдермана «Адвокат дьявола» увидела свет в 1997 году. Сценарий подготовили сам автор первоисточника, Джонатан Лемкин и Тони Гилрой.

Обратите внимание: Там всегда идёт дождь.

Группа единомышленников максимально бережно адаптировала книгу к большому метру (пусть и не с первой попытки, поскольку прежние версии не устраивали Аль Пачино). 20 лет назад поклонники оригинала приняли киноверсию в положительном ключе, что является хорошим знаком.

В фильме Хэкфорда (помимо прочего, создателя «Долорес Клейборн», экранизации романа Стивена Кинга) зрителю возвращают буквальное значение термина. Таким образом зритель - в отличие от главного героя картины - заранее получает подсказку: работодатель Кевина и впрямь настоящий Сатана.

Философская драма с налетом мистики рассказывает, в общем-то, непритязательную и не то чтобы оригинальную историю о том, что тщеславие - любимый грех дьявола, а легких денег не бывает, если только это не фаустовский вариант с продажей души. Интересно объяснение, почему дьявол выбрал своей вотчиной на земле именно юриспруденцию, но к подобным сделкам с совестью, кажется, привыкли все юристы.

Аль Пачино в роли владыки ада органичен, естественен и как будто не нарушает сложившихся голливудских традиций. Он, подобно Роберту Де Ниро (сыгравшему Луи Сайфера, то есть Люцифера, в «Сердце Ангела» Алана Паркера) и Джеку Николсону (искусителю Ван Хорну из «Иствикских ведьм» Джорджа Миллера), играет воплощённое обаяние порока.

Но есть некоторые нюансы. Дьявол Аль Пачино не носит Prada и не щеголяет роскошной тростью с головой пуделя; он дьявол-демократ, обожающий ездить в подземке и сливаться с толпой. Он вкрадчив, тонок, красноречив, парадоксален.

Адвокат дьявола. Зло будет всегда, нам же важно сказать ему «Нет»

Дьявольский персонаж Пачино подобно фотографии, вынутой из раствора, "проявляется" на экране постепенно. С каждым эпизодом его взгляд, пластика и поступки становятся сначала странными, потом удивительными и наконец - зловещими. Зато герой Ривза почти до самого финала пытается отогнать от себя малейшие подозрения.

Интересно то, как сделана эта драма: нешуточный саспенс, зловещее предчувствие, кровь, откровенность и напряженные судебные баталии. Два с половиной часа пролетают за один миг.

Чтобы не перекормить зрителей зрелищами, создатели фильма предусмотрели некоторый интеллектуальный «хлеб»: дьявола зовут не как-нибудь, а Джон Милтон в честь, понятное дело, создателя поэмы «Потерянный рай» (в финальной сцене персонаж Ривза цитирует произведение), фрагменты из Библии звучат, пожалуй, даже слишком часто.

Помимо сильных актерских работ (наряду с Пачино, конечно, нельзя не отметить «предматричного» Ривза, чья работа здесь перекликается с ролью Джонни Деппа в «Донни Браско») обращает на себя внимание нетрадиционно скупое (по крайней мере, для такого рода фильмов) использование спецэффектов.

В нарушение всех сложившихся жанровых правил, авторы вводят их лишь в середине повествования, когда зритель уже не ждет ничего противоестественного и твердо уверен, что имеет дело с чистым реализмом, безо всяких ирреальных штучек.

И как раз благодаря такому воздержанию эффект получается просто убойный: у того, кто будет на этой встрече в первый раз, несомненно, волосы в жилах застынут одномоментно. Зритель невольно начинает смотреть на первые кратковременные дьявольские проявления глазами Ломакса и недоумевать: уж не померещилось ли мне, черт возьми, все это?

Такая экономия визуальных эффектов только поднимает их в цене (что, видимо, понимают, в Голливуде далеко не все), плюс к этому - разрушает наработанные стереотипы жанра, и главное, способствует обнаружению в нем не только зрелищного, но и философского потенциала.

Подписывайтесь в раздел «Кино. Очень особый взгляд», чтобы не пропустить еще сотни (и это не шутка!) новых увлекательных публикаций и, как обычно, не забывайте оставлять комментарии со своими замечаниями, предложениями и пожеланиями.

Важно мнение каждого!

Больше интересных статей здесь: Мистика.

Источник статьи: Адвокат дьявола. Зло будет всегда, нам же важно сказать ему «Нет».

Система комментирования SigComments