Всем привет, друзья!
В начале своего вероломного нападения на Советский Союз Гитлер самодовольно вещал: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне: это оружие мужественных людей, германская форма боя».
Советские летчики на всем просторе нашего неба, от льдов суровой Арктики до величественных гор Кавказа, ответили на эту клевету врага боевыми подвигами, показав всему миру, на какие чудеса героизма и самоотверженности они способны.
63-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС Черноморского флота СССР, о летчиках которой далее рассказ, с первых дней Великой Отечественной включилась в активную боевую работу на суше и на море...
...В темную облачную ночь вылетел на выполнение ответственного задания летчик-орденоносец Дмитриевский. Он давно знал штурмана Кондрашкова и стрелка-радиста Видяева, был уверен мастерском знании ими своего дела. Командир экипажа не сомневался, что штурман без наземных ориентиров найдет цель. С другой стороны, немцы, стремясь во что бы то ни стало прикрыть стратегически важный узел, откроют зенитный огонь и этим выдадут себя, помогут штурману лишний раз убедиться в точности его расчетов.
Самолет пришел в район цели. Пока бомбардировщик был в стороне, немцы молчали. Но едва он подошел к станции, как вспыхнули прожекторы. Их, белые лучи шарили по небу, пытаясь поймать самолет. Экипаж не торопился сбрасывать бомбы. Дмитриевский несколько раз менял курс, чтобы дезориентировать немецких наблюдателей, уклонялся от лучей, давая штурману возможность точнее определить об'екты бомбежки.
Одному из прожекторов удалось нащупать бомбардировщик. Видяев дал по нему длинную очередь. Прожекторы погасли, одновременно умолкли и зенитки. Стрелок-радист понимал, что одной очередью он не мог повредить сразу все прожекторы и зенитки. Значит, враг или хитрил или попал впросак. Возможно, немцы подумали, что эту очередь дал их ночной истребитель, который только что мелькнул в разрывах облаков.
У Видяева мгновенно созрело решение: короткими пулеметными очередями продолжать вводить немцев в заблуждение. Стрелок-радист был уверен, что в такую облачность истребители не смогут найти бомбардировщик, а хитрость, если она удастся, поможет выполнить задание.
Через несколько минут после Видяевской очереди прожекторы вспыхнули снова. Когда их лучи подбирались к бомбардировщику, Видяев давал новую очередь, и прожекторы гасли. Так продолжалось несколько раз. Услышав стрельбу, прожектористы думали, что это их истребитель уже атакует советскую машину, и убирали луч, а вместе с ним умолкали и зенитки. Фашистские артиллеристы, видимо, тоже были уверены, что в воздухе идет бой истребителей с нашими бомбардировщиками.
Используя хитрость своего стрелка-радиста, Дмитриевский, спокойно маневрируя, давал возможность штурману производить прицельное бомбометание. Несколько раз заходил летчик на цель, и Кондрашков с разных направлений сбрасывал бомбу за бомбой. В щепки разлетелось несколько вагонов, от взрывов бомб вышли из строя под'ездные пути к станции. Умело маневрируя, летчик создавал впечатление, будто в налете участвует не один, а несколько бомбардировщиков.
Отлично выполнив задание, экипаж без единой царапины возвратился на свой аэродром. Успех налета был обеспечен не только мастерством летчика и штурмана, но и находчивостью стрелка-радиста.
Искусство добывать победу дается не сразу. Оно воспитывается командиром, приобретается опытом. Большое значение имеет предварительная договоренность экипажей, умение летчиков понимать в воздухе друг друга. Это взаимопонимание, единство тактического мышления тоже приходит со временем.
Вылетая звеном или эскадрильей, летчики еще на земле сговариваются, как они будут бомбить цель. Но не всегда обстановка позволяет выполнить намеченный план, и вот здесь исключительную роль играет умение ведомых понять замысел ведущего, а всем вместе, исходя из обстановки, налету перестроиться.
По данным разведки, транспорт находился в районе Н. Однако торпедоносцы не нашли его здесь. Дымка на море снижала видимость, усложняла поиск судна.
Когда летчики обнаружили транспорт, он был от них на незначительном расстоянии. Ha транспорте заметили торпедоносны раньше и открыли по ним огонь. Таким образом, скрытный выход в атаку не удался.
Селявко и Гаврилов решили уйти миль на 15 в сторону, чтобы транспорт потерял их. С самолета же цель была видна. Экипажи, без слов поняв хорошо друга, зашли на транспорт с другой стороны и сбросили одну за другой две торпеды. Раздался взрыв. Транспорт загорелся и вскоре затонул. Фотоаппараты торпедоносцев запечатлели взрыв на пленке. Наши самолеты возвратились домой без единой пробоины.
Если бы летчики не понимали так хорошо друг друга в воздухе, торпедная атака прошла бы менее удачно.
Группа наших самолетов бомбила порт С. При отходе от цели появилось несколько «Мессершмиттов». Дело могло принять неприятный оборот. У летчиков Гаврилова и Петроченко в пулеметах кончились патроны. Когда один «Мессершмитт» подошел совсем близко. Гаврилов и Петроченко решили выпустить по вражескому истребителю несколько ракет. Они рассчитали, что фашистский летчик струсит. Действительно, нервы немца не выдержали. Он отвернул и ушел. Другой истребитель, увидев это, проворно последовал за ним. Так находчивость, знание противника и боевой опыт позволили летчикам без потерь вернуться на аэродром.
Летчики N-ской авиачасти научились вырывать у врага победу. Это искусство побеждать днем и ночью, в любую погоду, и при любых обстоятельствах завоевано напряженной работой всего боевого коллектива. Опыт, накопленный за месяцы отечественной войны, закаленные в схватках командиры сейчас успешно передают молодежи.
Старший политрук И. КРАВЦОВ (1942)
☆ ☆ ☆
- Дмитриевский Владимир Васильевич, 1914 г. р., уроженец села Яковлево Тульской области. Командир звена 1-й авиаэскадрильи 40-го авиационного бомбардировочного полка 63-й авиационной бомбардировочной бригады Черноморского флота, капитан. Награжден двумя орденами Красного Знамени: 14.11.1938 (за участие в гражданской войне в Испании) и 29.01.1942. Погиб 1 августа 1942 года.
- Кондрашков Александр Александрович, 1917 г. р., уроженец деревни Хотиново Ленинградской области. Воздушный стрелок бомбардировщика 2-й авиаэскадрильи 40-го авиационного бомбардировочного полка 63-й авиационной бомбардировочной бригады Черноморского флота, старший лейтенант. Награды: орден Красной Звезды (13.05.1942). Погиб 1 августа 1942 года.
- Видяев Николай Артемьевич, 1914 г.р., уроженец г. Сорочинска Оренбургской области. Старший воздушный стрелок-радист 1-й авиаэскадрильи 40-го авиационного бомбардировочного полка 63-й авиационной бомбардировочной бригады Черноморского флота, старший сержант (на январь 1942 года). Награды: орден Красной Звезды (29.01.1942), медаль «За оборону Кавказа». Попал в плен (освобожден).
- Селявко Георгий Алексеевич, 1912 г. р., уроженец села Детское Ленинградской области. Заместитель командира 2-й авиаэскадрильи 40-го авиационного бомбардировочного полка 63-й авиационной бомбардировочной бригады Черноморского флота, капитан (на май 1942 года). Награжден двумя орденами Красного Знамени: 12.08.1942 и 09.12.1942. Погиб 8 февраля 1943 года.
- Гаврилов Иван Федорович, 1921 г. р., уроженец села Тереховский Ростовской области. Пилот 2-й авиаэскадрильи 40-го авиационного бомбардировочного полка 63-й авиационной бомбардировочной бригады Черноморского флота, младший лейтенант. Погиб 27 августа 1942 года.
- Петроченко Михаил Акимович, 1911 г. р. штурман звена 2-й авиаэскадрильи 2-го авиаполка 63-й авиационной бомбардировочной бригады Черноморского флота, старший лейтенант (на январь 1942 года). Награжден двумя орденами Красного Знамени: 04.05.1942 и 03.12.1942.
☆ ☆ ☆
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
☆ ☆ ☆
Для тех, кто хочет поддержать канал, можно сделать это ЗДЕСЬ
#великая отечественная война #вторая мировая война #война #ссср #история
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: 1942. Смелость, опыт, находчивость.