В деревне Мыслово Киришского района, в семье бедного крестьянина Василия Костылева, росли четыре сына: Петр, Иван, Василий и Федор. Старший сын, Петр Васильевич Костылев, – главный герой нашего рассказа. Родился он в 1917 году. В 1929 году окончил два класса Мысловской школы, и начал свой трудовой путь – устроился сторожем на очистные сооружения. В тридцатые годы вступил в комсомол. Всегда был одним из заводил деревенской молодежи, ворошиловским стрелком, активистом ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству), которое занималось, в том числе, и военной подготовкой населения. Петр не раз прыгал с парашютной вышки, построенной перед войной в Киришах.
Петр Васильевич Костылев2 сентября 1938 года был призван Киришский райвоенкоматом в ряды рабочекрестьянской Красной Армии. К тому времени к службе он был подготовлен отлично во всех отношениях, видимо, поэтому его направили на самый ответственный участок – в погранвойска, на границу с Польшей. В 1939 году Костылев вместе с другими пограничниками отправился освобождать западные области Белоруссии и Украины от польских панов.
В сентябре 1939 года была установлена новая государственная граница. Петр Костылев в числе других советских пограничников приступил к выполнению воинских обязанностей в районе города Брест. Накануне войны обстановка здесь была неспокойной. Несколько раз Петру Васильевичу приходилось участвовать в задержаниях шпионов. Однако служба шла своим чередом, пока ранним утром 22 июня 1941 года гитлеровские войска не напали на Советский Союз. В это самое время боец 17-го Краснознаменного погранотряда под командованием майора Кузнецова Костылев вместе с сержантом Портнягой стоял часовым на четвертой заставе, находившейся в помещичьем доме в 18 километрах от Бреста, на самом берегу Буга. В четыре часа утра застава была поднята по боевой тревоге. Спустя несколько минут осколок снаряда попал в сержанта. Костылев чудом остался невредимым.
Начался кровопролитный бой, который длился восемь часов. На немногочисленный гарнизон Брестской крепости обрушились сотни тонн смертоносного металла. Пограничники защищали крепость с неслыханным мужеством, но силы таяли. Связь заставы с отрядом прервалась. К полудню из 76 человек личного состава в живых осталось только 12[1]. Застава была почти полностью уничтожена.
Из комендатуры пришел приказ отступать в Брест, но к тому времени горстка измученных воинов оказалась в окружении. И все же под покровом ночи младший лейтенант Могила повел группу на прорыв. Сначала бойцам пришлось под обстрелом ползти по-пластунски, потом – переплывать озеро в кромешной темноте. Усилия были не напрасными – героическим защитникам Бреста удалось выйти к 333-му полку. Там уже собрались уцелевшие пограничники с разных застав. Вновь собранный отряд возглавил капитан Круглик.
«Немало испытаний выпало на мою долю в годы войны. Но самое страшное испытание – отступление от границы до Днепра в первые недели войны»[2], – вспоминал потом Петр Васильевич Костылев. Утром 23 июня все подразделения отошли к крепости и заняли оборону у Северного форта, где 9 дней вели оборону.
«Дни и ночи смешались. Шквал огня, непрерывные атаки во много раз превосходящего противника, контратаки, рукопашные схватки. Связи с другими подразделениями не было. Отсутствовало единое руководство. Боеприпасы кончились, люди устали до предела. Собрав остатки пограничников, капитан Круглик повел их на прорыв. Отряд ушел в Пущенский лес»[3].
Вскоре три погранзаставы присоединилась к 45-й артдивизии 5-й армии под командованием подполковника Сурженко в местечке Грай. Петр Васильевич был зачислен в 3-й ударный батальон под командованием капитана Андреева для прикрытия 45-й дивизии.
Костылев участвовал во многих ожесточенных боях с вооруженным до зубов противником. Бой под Новоград-Волынском длились месяц, после чего советские войска вынуждены были отступить. Сильным был бой на Черниговщине. Пришлось сдерживать натиск превосходящих сил противника с четырех часов дня до восьми утра. Вновь отступление – к городу Чернигов. Здесь советские воины вели оборону в течение трех суток. После того, как Чернигов был превращен немецкой авиацией в пепел, советские войска отошли на южную сторону железнодорожной станции, где держали оборону всю ночь. Затем отступили на 12 км за Чернигов. Двое суток защищали Чернобыль. Потом отошли в Корсунь-Шевченковский. После ожесточенных боев отошли к Нежину. Несколько дней держали там оборону.
Остатки бойцов были собраны подполковником Сурженко. Слова, которые он сказал солдатам тогда, навсегда врезались в память Петру Васильевичу: «Если мы будем в таком темпе отходить, то нам не хватит нашей территории». И мы пошли в контратаку. После жаркого боя уцелело 18 человек под командованием старшего лейтенанта Воробьева. Остальные погибли или попали в окружение.
Те, кому посчастливилось выжить, собрались в живописнейшем местечке под названием Оршица среди лесов и озер. Здесь собрались 4-я, 8-я, 21-я, 3-я армии. Сюда же была переброшена уцелевшая техника. Петр Васильевич Костылев поступил в подразделение под командованием старшины Антонова.
20 пограничников и 30 моряков Днепровской флотилии двое суток держали бой за переправу через реку Оршица. 21 сентября они попали в кольцо врага. В 23 часа Антонов повел бойцов в атаку на разрыв кольца совместно с прибывшим подкреплением. Немцам пришлось отступить на 6 километров и прекратить натиск. Затем был получен приказ соединиться со своими частями в районе Оршицы на Киевском шоссе.
На Киевском шоссе Петра Васильевича тяжело ранило. Разрывная пуля оторвала левую руку, осколки вонзились в другую руку и бедро. Он был полностью обездвижен. Надежда на спасение таяла на глазах. Раненый солдат умолял медсестру застрелить его, чтобы не оказаться в плену. Девушка забрала у солдата все оружие, включая автомат и гранаты.
Вместе с другими ранеными Костылева погрузили на машину и отвезли в ближайшее село. Многие солдаты истекали кровью и погибали в саду, лежа под фруктовыми деревьями. Эта ужасная картина навсегда врезалась в память Петра Костылева. Батальон попал в окружение и был разбит. Петр Васильевич и другие уцелевшие советские воины попали в плен. Раненых отвезли сначала в г. Лубны Полтавской области, а потом – в лагерь для военнопленных. Здесь Петр Костылев испытал на себе все ужасы фабрик смерти. Петр Васильевич вспоминал, что местные жители, несмотря на риск для жизни, помогали военнопленным. Среди пленных были врачи. Они ухаживали за ранеными. Только благодаря этому пограничнику удалось выжить. Так прошли 36 дней, наполненных нечеловеческими страданиями.
Ночью 29 октября 1941 г. Петру Костылеву вместе с шестью товарищами удалось бежать из лагеря, хотя раны еще кровоточили. Одного из беглецов заметила охрана. Он был убит часовым. 40 километров бывшие военнопленные преодолевали девять суток. Грязь, слякоть, холод и изможденность не позволяли двигаться быстрее. Добрались до села Гаркушинцы Миргородской области. Председатель местного колхоза, товарищ Бойко, обеспечивал партизан продуктами. Помог он и изможденным беглецам. Определил их в бывший кулацкий дом на постой, собрал необходимую одежду, поддержал пищей. Сельчане выходили измученных и ослабевших солдат. Поправившиеся солдаты вновь отправились на фронт. Тяжелое ранение не позволило Петру Костылеву вернуться в строй. Он остался вести агитационную работу. Когда окреп, возглавил истребительную группу, которой руководил до апреля 1944 года. В 1945 году Петр Костылев был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1946 году его назначили заведующим клубом. Работа нравилась и приносила удовольствие, но тоска по родным краям не отпускала. В 1948 году Петр Васильевич вернулся на родину. Кириши, бывшие до войны большим промышленным поселком, были полностью уничтожены немцами. Родная деревня разрушена. Петр Васильевич устроился работать завклубом в деревне Чирково. В 1955 году вступил в Коммунистическую партию. Несколько лет проработал секретарем партийной организации.
В 1958 году участнику Брестской эпопеи, сержанту в отставке Петру Васильевичу Костылеву, вручили орден Славы III степени. «Тяжелейшие, до изнеможения, до последнего патрона, дни обороны этого форта – все это осталось в памяти на всю жизнь… И когда в 1958 году вручали орден Славы III степени, словно наяву предстали десятки танков, сотни остервенелых фашистов, надвигающихся на горстку пограничников…», – вспоминал Петр Васильевич.
В 1961 году началось строительство Киришского энергопромышленного комплекса. В 1962 году Петр Васильевич пошел работать на стройку[4]. 14 лет он трудился в СМУ-55 подсобным рабочим. Семь раз избирался депутатом сельского Совета. 13 лет был народным заседателем. Позже устроился на нефтеперерабатывающий завод. В 1985 году Петр Васильевич был награжден еще одной правительственной наградой –орденом Славы III степени.
Петр Васильевич Костылев прошел сквозь ужасы обороны Бреста и лагеря смерти. Но именно ему, единственному из братьев Костылевых, было суждено вернуться домой после окончания Великой Отечественной войны.
Федор Костылев (1924 г.р.) служил в 310 стрелковой дивизии. Он погиб под Киришами при обороне завода в конце 1942 года. Был похоронен в д. Кириши. После войны прах был перенесен в братское захоронение на территории г.Кириши.
Извещения о смерти Василия Васильевича и Федора Васильевича Костылевых.Василий Костылев (1920 г.р.) погиб 18 июля 1944 года. Командир части сообщил родственникам, что рядовой Костылев погиб как герой. Он был похоронен на Украине, в с. Новые Кошары Ковельского района Волынской области. После войны прах был перенесен в братскую могилу на поселковое кладбище, расположенное при въезде в п. Луков Турийского района Волынской области.
Иван Васильевич (1922 г.р.) был призван на службу девятого июня 1941 года. По данным ОБД «Мемориал» Иван Костылев пропал без вести в феврале 1942 года.
При подготовке публикации использованы материалы, размещенные в базах данных ОБД «Мемориал», «Подвиг народа» и «Память народа»; документы и фотографии из фондов Киришского историко-краеведческого музея.
[1] Приотин В. Защитник Бреста // Киришский факел. – 1965. - № 15. – 8 мая.
[2] Костылев П. Самый тяжелый бой // Киришский факел. – 1975. - №58. – 14 мая.
[3] Приотин В. Защитник Бреста // Киришский факел. – 1965. - № 15. – 8 мая.
[4] Костылев П. Построено нами //Киришский факел. – 1977. - №134. – 7 ноября.
#великаяотечественнаявойна #великая отечественная война #история СССР #история ссср в деталях #истории реальных людей #история войны #реальная история из жизни #кириши #военная история #музейкириши
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: На защите Брестской крепости.