"На такое способны только русские". Как в 1942 году советские морпехи высадились на вражеский аэродром и ошарашили немцев

Летом 1942 года немцы проводили стремительное наступление на Кавказе, атакую одновременно с нескольких направлений: Армавир, Краснодар, Анапа, Элиста, Ворошиловск (Ставрополь), Майкоп и Моздок. Немецкие войска заняли Клухорский перевал и установили свой флаг на Эльбрусе. Однако в сентябре наступление немецких частей было остановлено на подступах к Новороссийску возле перевалов Большого Кавказского хребта и в районе города Малгобек. Все пути для продвижения в Закавказье для немцев были перекрыты.

Гитлер, который планировал за три летних месяца добраться до бакинской нефти пришел в ярость. 9 сентября он отстраняет от командования группой армий "А" генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа и лично занимает его место. Но отправляться на передовую он не спешил и осуществлял руководство войсками из своей ставки в Виннице. Занял должность командующего группой армий "А" он приказывает сосредоточить силы для прорыва через горы в сторону Туапсе через Майкоп.

В случаи если бы план Гитлера увенчался успехом вся Черноморская группа войск попала бы в окружение, а путь в Закавказье был бы открыт. Для выполнения поставленной задачи немецким войскам было необходимо перейти через горы, где находились части 18-ой и 56-ой Советских армий. По понятным причинам танковые прорывы, которыми немцы успешно пользовались, в горных условиях невозможны, поэтому особая роль отводилась немецкой авиации. Специально для выполнения операции по прорыву обороны в горах на Кавказ были направлены силы 4-го воздушного флота под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма фон Рихтгофена.

Немецкое наступление началось 25 сентября 1942 года. В течение месяца позиции советских войск беспрерывно бомбились самолетами Люфтваффе. Из-за непрерывных бомбардировок советские войска не могли перегруппировать и наладить бесперебойное снабжение. Благодаря усилиям разведчиков удалось выяснить что основные силы немецкой авиации находятся на Майкопском аэродроме. Советским войскам катастрофически была необходима передышка, поэтому аэродром в Майкопе было необходимо хотя бы на время вывести из строя.

В октябре 1942 обстановка около Туапсе была крайне тяжелой. В течение первой недели немецкие войска смогли продвинуться на 12 километров. В середине октября после очередного удара немцам удалось захватить село Шаумяны и окружить несколько советских полков. До города Туапсе оставалось всего 30 километров.

В это же время немецкая авиация продолжала проводить бомбардировки советских позиций и линий снабжения. Узкие горные дороги становились идеальной целью для немецких летчиков. Части, идущие на подкрепление к обороняющимся советским войскам, постоянно подвергались атакам с воздуха и несли огромные потери. Доставка боеприпасов и продовольствия так же была крайне затруднена. В атаках на кавказе участвовало около 300 современных немецких самолетов. С Советской стороны им противостояла малочисленная авиация Черноморского флота и 5-я воздушная армия. Определение "воздушная армия" звучит внушительно, а на деле в её составе был всего 121 самолет, многие из которых уже считались устаревшими. Поэтому говорить о равном воздушном бою не приходиться.

Советские войска предприняли попытку уничтожить немецкие самолеты на земле, проведя внезапную бомбардировку. Однако немцы основательно подошли к обороне аэродрома установив на его территории множество зенитных орудий. В ходе бомбардировки советским войскам удалось уничтожить всего 2 немецких самолета, при этом немцы смогли сбить 3 самолета 5-ой Воздушной армии. После этого от бомбардировок было решено отказаться.

После того как немцы заняли село Шаумяны вывести из строя немецкую авиации было крайне необходимо.

Обратите внимание: «Чёрный вторник» Корейской войны: советские «МиГи» против американских «Суперкрепостей».

Это позволило бы сосредоточить силы советской армии для проведения контрнаступления. Для выполнения задачи по уничтожению аэродрома командование ВВС Черноморского флота разработало крайне дерзкую диверсионную операцию. Для выполнения поставленной задачи была сформирована десантная диверсионная группа.

После успешной высадки морпехов в качестве парашютистов при обороне Одессы в 1941 году, когда благодаря умелым действиям и слаженной работе, пользуясь неразберихой в рядах румынских частей удалось выполнить поставленную задачу. В составе ЧФ осенью 1941 года была создана отдельная парашютная рота. Но первый состав роты не успел совершить ни одного боевого вылета. Десантники принимали участия в боях за Крым, позже на ряду с другими сухопутными соединениями обороняли Севастополь. В 1942 году они сражались вместе с защитниками 35-й батареи. В ходе ожесточенных боев почти никто из десантников не выжил. В мае отдельная десантная парашютная рота ЧФ была заново сформирована на северном Кавказе.

Рота формировалась исключительно из добровольцев. Бойцы ОДПР проходили специальную подготовку. Помимо парашютной подготовки, десантников учили владению всеми видами огнестрельного оружия, рукопашному бою, ориентированию на местности, оказанию первой медицинской помощи, а также способам вывода из строя различной техники и линий связи. В запас снаряжения десантников входили различные топорики, ножи, кошки, запас зажигательных бомб и гранат. Бойцы ОДПР были настоящими мастерами- диверсантами, способные действовать в тылу врага малыми группами.

Разработкой операции по уничтожению немецкого аэродрома в Майкопе занялся командующий ВВС Черноморского флота Василий Васильевич Ермаченков.

Василий Васильевич Ермаченков.

Проникнуть в Майкоп, а уж тем более на аэродром незаметно было невозможно. Поэтому было решено действовать крайне дерзко. Атаку планировалось начать с наступлением темноты. 4 бомбардировщика должны были совершить налет на аэродром и сбросить бомбы на летное поле, склады и самолеты. Но основной задачей бомбардировщиков было заставить немцев демаскировать свои зенитные орудия. После этого в бой должны были вступить ночные истребители. Их задачей было уничтожение прожекторов, необходимо было погрузить аэродром в темноту. После уничтожения прожекторов два самолета должны были сбросить зажигательные бомбы. Ориентируясь на огонь от этих бомб транспортные самолеты должны были высадить десант прямо на летное поле аэродрома. В это время другая группа самолетов должна была начать бомбардировку дороги, идущей к аэродрому с целью затормозить прибытие немецкого подкрепления....

Продолжение выйдет 26.05 в 07:00 по МСК.

Поддержать автора:

По вопросам сотрудничества, рекламы: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Спасибо что дочитали что публикацию. Хочу предложить еще несколько публикаций, которые могут быть вам интересны:

  • Как армия СССР штурмовала самую защищённую крепость третьего рейха?
  • Рота немецких солдат в Сталинграде сдалась в плен за буханку хлеба. Воспоминания бывшего офицера третьего рейха.
  • "Родиной не торгую". Судьба генерала Дмитрия Михайловича Карбышева.
Хотите поддержать канал? Подписывайтесь, ставьте лайки и рассказывайте о сайте друзьям.
Хотите оставить своё мнение о теме статьи? Милости просим в комментарии.
На сайте регулярно выходят новые публикации на различные тему связанные с нашей страной

#история войны #история #вторая мировая война #великая отечественная война

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: "На такое способны только русские". Как в 1942 году советские морпехи высадились на вражеский аэродром и ошарашили немцев.

Система комментирования SigComments