Известно, что штрафные батальоны появились после приказа Сталина от 28 июля 1942 года №227, который получил название "Ни шагу назад".
Взято из открытых источниковМой двоюродный дедушка Шмаков Иван Кириллович или же дядя Ваня (обычно я его так называл) как раз был призван в 1942 году в октябре месяце. Угодил в штрафбат по нелепой случайности, но тогда это было преступление против государственной собственности. Как он рассказывал: "Шел поздно вечером через огуречное поле, захотел есть, ну и сорвал пару огурцов." Видать, кто -то заметил, что молодой человек совершил данное деяние. Позже Ивана Кирилловича арестовали. Ему предоставили выбор, либо в тюрьму, либо идти на фронт. Иван Кириллович выбрал второй вариант. На фронт он попал, вот только службу он начал в штрафном батальоне. Особо он не любил рассказывать о том, что там происходило, понять можно. Отмечал лишь то, что, когда ходили в атаку, то обратного пути не было - только вперёд. Ведь только кровью можно было искупить свое наказание перед Родиной, у которой он "украл" два огурца. На сколько я помню, тогда действовал закон "О трех колосках".
Со слов родственников, Иван Кириллович после первого ранения должен был вернуться в действующую Красную армию, но ранение сочли легким и этого недостаточно для его оправдания. Так и остался служить в штрафном батальоне. Был награжден медалью "За отвагу" в 1944 г. и орденом Отечественной войны II степени (1985 г.). После второго ранения его комиссовали, осколок остался блуждать в его теле. Врачи предлагали достать, но он отказался, сказав, что это память о войне. Иван Кириллович прожил очень достойную жизнь, после войны работал водителем на грузовом транспорте.
взято из открытых источниковОтец мне рассказывал, когда он приезжал в гости к Ивану Кирилловичу, и за бутылочкой - другой начинался разговор о войне. Отцу было интересно узнать, каково это было в штрафном батальоне. Сквозь боль и слёзы Иван Кириллович начинал рассказывать про войну и то, что он там видел, и что пришлось пережить. Когда разговор доходил до наступлений, то речь Ивана Кирилловича прекращалась. Ведь понятно было без слов, идешь только вперед, а там как повезет, но главное, отступать нельзя, свои же расстреляют. Жив остался благодаря тому, что свои боевые 100 грамм отдавал сослуживцам, все- таки в наступлении голову нужно было включать и думать, как действовать,.
Когда дядя Ваня ушел из жизни, память о нем жива до сих пор. Его же мы не считаем никаким преступником, но что поделать, если в то время были такие суровые законы. Для нас он герой!
Когда вышел сериал "Штрафбат", мне стало очень интересно его посмотреть. Тогда я был еще маленьким, и я часто спрашивал у отца, что так ли все было на самом деле? Его ответ был таким: "Что-то было так, кое-какие моменты выдуманы". У каждого насчет этого сериала свои выводы, но есть неопровержимое:
Всего за время войны через штрафные части прошло примерно 428 тысяч человек. Свою вину, реальную или мнимую, подавляющее большинство их искупило с честью, причем, многие – своей жизнью. К их памяти следует относиться с уважением, ведь в Великой Победе есть и их вклад.
источник: https://topwar.ru/136-shtrafniki-na-vojne.html
Прошло 77 лет со Дня Великой Победы и мы должны помнить какой ценой досталась нам эта Победа! У каждой семьи имеется свой герой, которым можно гордиться!
Спасибо за прочтения и просмотры!
#истории из жизни #история войны #люди и судьбы #штрафбат #власть и политика #история ссср #великая отечественная
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: За два огурца в штрафбат.