«Ты говоришь, что священники и дьякон твоего прихода объявили, что больше не могут действовать в составе Московского Патриархата. Они предложили местному архиепископу уйти в отставку. Их желание состоит в том, чтобы включиться в состав иной епархии, принадлежащей другому Патриархату.
Ответ начну со слов схиархим.Софрония (Сахарова), ученика прп.Силуана Афонского, написанных в 1991 году. Приведу только первый и самый важный пункт: "Какому движению церковному следовать? - Умоляю Вашу Святыню послушать мой голос, грешного человека: Держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до «исповедничества» (чтобы не сказать «мученичества» (т.е. даже до смерти). Спасение только в Ней. Все другие движения, как бы ни были благочестивыми по внешнему их явлению, – западня вражия. Чрез них придет только раскол, ненависть, гибель общая".
Cтоит вспомнить, какая в 90-х годах была смута. Обилие разговоров, что ИНН – печать Антихриста. Патриарха и епископов обвиняли в отступлении от Церкви. Приходы откалывались, уходили в Раскол. Согласно апостолу Павлу, Антихрист будет царствовать более 3,5 лет. Сколько времени прошло с тех пор? Понятно, что ИНН не было печатью Антихриста. Но в то время было большое брожение умов, в том числе подогреваемое извне информационными вбросами.
Далее. «Пишу Вам еще с великим сознанием моей ответственности пред Богом – и Церковью, искупленной драгоценной Кровью воплощенного Сына Божия. Какими бы ни были неизбежные недостатки – Она, и только Она найдет Свой верный путь. Так говорил в свое время Иоанн Златоуст; так говорил пр. Серафим Саровский; так мыслят все, подлинно боящиеся погрешить подвижники всех родов».
Вторым пунктом могу указать на совместное заявление известного духовника схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая), монаха Иоанна (Адливанкина) и инока Киприана (Буркова). «Православный взгляд. События на Украине через призму глобальных эсхатологических процессов».
В своем совместном заявлении они касаются многих тем, в том числе и темы раскола. Отец Гавриил говорит о греческом направлении, к которому Ваш приход гипотетически (с подачи священников) собирается примкнуть.
Предваряя основной ход размышлений ответа, третьим пунктом упомяну текст «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА» Часть 1. Главный смысл – попытка диалога с теми, кто хочет уйти в раскол. «Подводная часть айсберга» – указание на тот факт, что люди видят только верхушку информационного события, не всегда понимая, что находится в глубине.
Верующие люди должны впустить в свою жизнь Бога не на уровне догматическом или чтения книг, а на ином уровне – лампада благодати Божией, хранимая в человеческом сердце. Божественная искра освящает путь, показывает что истинно, а что ложно. Тем, кто старался жить по Заповедям Божиим, Господь давал понимание пути.
В Расколе уничтожается любовь. Помните, что сказал апостол Павел? «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (Сол. 2:11-12). Выражаясь современным языком – тем, кто откажется от любви истинной, попустят дух заблуждения и они станут верить лжи. Люди, вставшие на путь осуждения, ожесточившие свое сердце, становятся неспособными удерживать защищающую их Благодать Святого Духа, их сознание открыто для воздействия извне. Слова Господа Иисуса Христа – «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.: 24:12).
Много вокруг соблазнов. Живем в непростое время. Очень легко ожесточиться, начать осуждать. Вставая на этот путь, необходимо помнить, что нечто важное в нашей душе может надломиться.
Стоит обратить внимание на письмо исповедника святого Афанасия (Сахарова) о патриархе Сергии. Патриарх Сергий подписал Декларацию (ничего еретического в ней нет). Многие соблазнились, перестали его поминать. Святой Афанасий (Сахаров), сам обладая колоссальным авторитетом, проведя многие годы в условиях гонений и репрессий со стороны богоборческих властей, пришел к выводу, что учинять раскол не нужно. К его письму могу добавить мнение епископов, заключенных в Соловецком концлагерь, в числе которых был и сщмч. Илларион (Троицкий). В 1927 году они обсуждали так называемую Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). И несмотря на то, что не могли одобрить документ в целом, приняли следующее решение – «Никакого раскола. Будем хранить верность Православной Церкви в лице митрополита Сергия, что бы ни стали нам говорить, и кто бы ни был. Мы должны на это смотреть, как на провокацию, желающую нас разделить с митрополитом Сергием и его Синодом, а потому мы должны держаться единства».
Православие предполагает полную осмысленность действий. Если священники вашего прихода идут в русле эмоций, поддерживают, не разобравшись, политические настроения, - они трансляцию СМИ ставят выше Христовой правды. Христова Правда призывала объединять людей, нести мир. Получается, что священники сами уходят в опасное «плавание» и тянут за собой прихожан. Есть в Православии и послушание - если речь идет о засвидетельствованном Церковью старце, что этот именно человек - тот, через кого говорит Святой Дух. Но когда речь идет о рядовом священнике, получившем от епископа в Таинстве рукоположения право совершать Литургию, но личного опыта он не стяжал и соответственно не стяжал благодать Святого Духа, то какое он имеет право навязывать прихожанам свое мнение? Да, священники должны «осуществлять» Таинства на Приходе, а не вести за собой в свои заблуждения других людей. В Православии нет принципа – слушать и подчиняться иерархии, которая транслирует спорные вещи.
Церковь должна быть отделена от политики. Православный патриарх Кирилл поддержал президента своей страны. И имел на это право. Речь шла (как и сказано в указанном выше интервью американского военного) о прямой угрозе суверенитету России. Защищать свой народ – обязанность президента.
«Царство Мое не от мира сего», сказал Господь (Ин. 18:26). Если сейчас ваш приход начнет метаться, поддаваться деятельности священников, то возникает колоссальный риск повторить все те ошибки, которые совершили западно-европейские приходы в годы Второй мировой войны и некоторые приходы на территории советской России в годы правления Сталина. Пришедший к власти Гитлер затеял коварную «маркетинговую» программу. Он позиционировал себя, как Мессия, как человек, который спасет мир от большевистского зла и какое-то время эту программу выдерживал. На сторону немецкой армии переходили целые дивизии армии советской. Потом нацисты проявили свое лицо, когда вошли на территорию России и начали сжигать деревни. Вскрылась жестокая правда. Во времена войны была учреждена особая премия тем проповедникам, кто в проповедь вплетет мысль о евгенике (псевдонаука, которая утверждает различие рас – высшие и низшие). Когда немцы вошли на территорию России, церковь они не уничтожили. Скорее пытались использовать ее, как административный инструмент воздействия на народ. Так была образована псковская миссия. Слава Богу, у православных священников хватило благоразумия – они занялись окормлением народа. После того, как немецкое командование осознало невозможность использовать Церковь, как рычаг воздействия на народ, псковскую миссию закрыть не смогли (опасались гнева народного и массового партизанского движения). В советские годы некоторые приходы ушли в так называемую Живую Церковь, примешав к церковному учению политические взгляды. Постепенно церковная жизнь в ней выродилась.
Вам самим стоит разобраться в этой ситуации, изучить историю. На приходе собраться своим кругом. Изучить материалы Брест-Литовской Унии. Ведь малороссийские епископы предали свой народ. Они втайне приняли решение перейти под юрисдикцию римского Папы. Пытались сохранить все православные каноны, но у католиков тоже есть опыт ведения переговоров. Когда малороссийские епископы приехали на переговоры, им не была предоставлена личная аудиенция. Их приняли во время пышной церемонии, на которой внесли Папу на престоле. Православные епископы были потрясены. И мысли не возникло изучать документы, что принесли им на подпись. Пышная атмосфера. Обстановка срочности. Они подписали все и отказались от всего того, что хотели за собой сохранить. Как сообщить об этом? Народ бы их отверг. Некоторое время Уния оставалась тайной. Постепенно тайна просочилась, и Православие в Малороссии спасли именно миряне. Когда иерархия, по сути, отвернулась от народа, миряне стали объединяться, собирать финансовые средства. Покупали землю. Строили школы, в которых учили способных людей. Они и стали защитниками Православия. Постепенно православный народ Малороссии настолько сплотился, что Православие отстояли.
Действительно странно, что священники, которые должны учить людей молиться, любое решение принимать с Богом, вычеркивают Бога из самой этой ситуации. Отдают это решение на откуп блоггерам, политикам, новостным лентам. Мы видим, как научные теории, политические течения меняются. Если бы у Церкви не было своей точки зрения, она давно перестала бы существовать. Можно предположить, что если ваш приход решится на такие вещи, то факт его существования под угрозой. Тогда Благодать Святого Духа покидает собрание верующих. Они разделяются.
Должно быть полное сознание того, что вы делаете. Совместное изучение приходом ситуации. Разбор всех мнений (как «за», так и «против»). Возложить ситуацию на Бога в конечном итоге. Всем приходом в течение какого-то времени молиться, чтобы Господь открыл ситуацию. Действительно ли воля Божия есть на то, чтобы переходить? Действительно ли воля Божия есть, чтобы оставаться? Рассмотреть объективно ситуацию в мире. Не с подачи новостных лент, которые препарируют информацию. Сами изучите. Возможно, есть смысл просмотреть книгу Питера Гиллквиста «Возвращение домой». Автор книги – бывший протестантский пастор, перешедший в Православие. Его община уже устала от нововведений. Они решили разобраться в протестантском мире самостоятельно, изучать материалы, касающиеся истории Церкви в подлинниках. Установили, что в первые века Христианства были епископы, была Евхаристия. Они увидели, какой была Церковь и потом в Православии узнали ту самую Церковь, которая существовала с апостольских времен. Это был правильный подход. Не быть жертвой новостей, постоянно меняющихся мнений. Надеюсь на ваше трезвомыслие.
Любой ответ – «переходить» или «не переходить», не неверен. Конечно, у меня есть определенные предпочтения. Я сам считаю себя чадом РПЦ, но в твоем лице вижу православную христианку, которая от Бога имеет дар свободы. Со стороны я не вижу для себя оснований твоим даром свободы манипулировать и манипулировать тем доверием, которое ты мне оказываешь. Сделав это сообщение и указав источники, я призываю тебя во всем разобраться, отложить на время решение и в молитве предать ситуацию Богу. Но не просто молиться, а вчитываться, вразумляться, спрашивать, искать, советоваться. Эта работа должна совершаться всей вашей общиной, иначе в случае ошибки есть риск, что приход просто перестанет существовать.
На приходе хорошо было бы обсудить последние главы четырех Евангелий, выдержки из которых читаются в Великую Пятницу. Ведь идет Великий Пост. Мы знаем, о чем читаются 12 Евангелий в Великую Пятницу. Мессия пришел. Его не приняли. Почему? Было много причин. Одна из причин – политическая. Было неприемлемо то, что говорил Христос. Свои планы. Свои взгляды. Некоторые и сейчас повторяют эту ошибку. Отвергают истину, потому что истина не вписывается в их планы. Блаженный Августин говорил, что люди ненавидят истину, потому что любят что-то больше истины. Было бы неплохо на приходе поставить вопрос – не повторяете ли вы в своем частном разрезе матрицу той ситуации, которая произошла на дворе у Понтийского Пилата? Понтийский Пилат под воздействием обстоятельств принял определенную сторону, кричавшую сильнее, и поступил вопреки той Правды, которая была ему открыта.
Грех хулы на Святого Духа – упорное противление истине. Даже, если у человека нет картины мира, основанной на Истине, если он никогда не читал Евангелие, все равно какая-то искра есть в нем. Она горит и говорит где правда.
Грех хулы против Святого Духа выражается в том, что человек погрешает против этой искры, против того понимания правды, которое ему на этом этапе открыто.
Почему этот грех не простится? Видимо, душа человека настолько искажается, что перестает нуждаться в Боге. Дело не в том, что человек взывает к Господу, а Он не прощает. Нет, человек столь погружается в самооправдания, столь верит в свою ложь, что начинает противиться Богу. Человек все исказил, что Бог с Божественной Истиной становятся не нужны.
Хотел обратить внимание, что в размышлениях священников, желающих от Московского патриархата отойти, есть некая логическая ошибка. Они в этой ситуации, во-первых, ничем не рискуют (не живут на территории России). Это скорее некий моральный аргумент. Беда нашего времени в следующем – люди, принимающие решения, за эти самые решения не несут ответственности. Например, экономические аналитики делают прогнозы, принимают решения, вследствие чего страна погружается в экономический хаос, но люди продолжают занимать свои должности.
Беда, когда Церковь руководствуется не своими соображениями, а навязанными извне мнениями. История показывает, что люди, избравшие опорой не Истину, а ложные точки зрения, были сметены и памяти о себе не оставили. Их поглотил водоворот страстей, политических интриг. Церковь нам предлагает книгу правил, на основании которой совершается управление. В ней существуют определенные принципы, отступать от которых небезопасно. Конечно, у людей есть свобода выбора, но они могут столкнуться с определенными последствиями, вся ответственность за которые ляжет на них. Священники же несут ответственность не только за себя, но и за тех людей, которых в эту бездну столкнули.
Мы знаем трагические примеры, когда определенные иерархи руководствовались не церковными канонами, а политическими лозунгами.»
Фрагмент ответа "Боевые действия. Прихожанке зарубежной Церкви, приход которой хочет отделиться от Московского Патриархата вследствие событий на Украине".
Читать полную версию ответа на этот и другие вопросы
#церковный раскол #война #патриархия #раскол церкви #украина
#христианство #православие
#соловки #соловецкий монастырь
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: О церковном расколе.