1894 г. Как японцы упустили китайские корабли, а потом еще раз упустили

После неуверенной победы японцев при Ялу все уцелевшие корабли Бэйянского флота, принимавшие участие в сражении, укрылись в Порт-Артуре. Хотя ремонт повреждений велся несколько вяло, но уже через месяц боеспособность эскадры была практически восстановлена, исключение составлял лишь крейсер "Лай Юань".

С падением Талиена укрывшийся в бухте Порт-Артура китайский флот оказался в западне. От Люйшуня японскую армию отделял лишь один переход, а иллюзий по поводу способности цинской армии удерживать крепость практически ни у кого не было.

Бэйянский флот
Десять лет спустя в аналогичной ситуации русское командование примет решение оборонять город. Впрочем, не будем выдавать нужду за добродетель: альтернативы у Стесселя и Алексеева не было. А вот у китайцев – была.

Высадка японских войск в Хуаюанькоу и блокада Порт-Артура с суши серьезно встревожили Ли Хунчжана. Он, вероятно, лучше всех понимал, что крепостные стены никоим образом не смогут обеспечить защиту кораблей в бухте. Считая войну уже проигранной, Ли в первую очередь видел в Бэйянском флоте не средство ведения вооруженной борьбы, а козырь на будущих переговорах; соответственно, он должен был быть сохранен. Кроме того, ведь это был его, Хунчжана, личный актив, без которого вес наместника при дворе сильно уменьшится; поэтому Ли был против оставления Бэйянского флота в Порт-Артуре. Еще меньше ему хотелось, чтобы корабли предпринимали какие-либо действия для защиты крепости. Хунчжан считал, что флот следует по возможности скорее эвакуировать в относительно безопасную вспомогательную базу Вэйхайвэй на полуострове Шаньдун.

Ли Хунчжан в 1900 г., стерефотография

Настроение Хунчжана во многом разделял и адмирал Дин Жучан, хотя причины для этого имел иные. Его беспокоила некомпетентность и трусость сухопутного командования, вместо подготовки крепости к обороне употреблявшего всю свою энергию на организацию эвакуации себя, любимых, и своих домочадцев. В дошедших до нас документах прямо указывается на снижение дисциплины среди солдат, общий хаос и неспособность китайского командования навести в гарнизоне порядок.

Дин знал о ненадежности гарнизона. Видя окружающий бардак и падение боевого духа, он решил не рисковать, и поддержал предложение Хунчжана как можно быстрее эвакуировать флот в Вэйхайвэй, где имелась отличная ремонтная база и склады. Опираясь на Вэйхайвэй, флот мог действовать на коммуникациях японцев.

Гавань Порт-Артура, 1894

Когда японцы начали высадку десанта в Хуаюанькоу, при цинском дворе ожидали активного противодействия со стороны Бэйянского флота; тот, однако, и бровью не повел. Пекин несколько иначе представлял себе ведение войны. 3 ноября 1894 года Хунчжан получил грозную телеграмму: «немедленно отправить эскадру для обстрела места высадки противника у Хуаюанькоу». Попытка Ли доказать, что приказ невыполним, привела к отправке в Артур правительственной комиссии, в которую включили пользующегося императорским доверием майора фон Ханнекена, и Ху Тифана, авторитетного в морских вопросах чиновника из провинции Цзянси.

Покуда комиссия не добралась до Артура, Хунчжан с Жучаном быстренько организовали переход флота в Вэйхайвэй – благо, японцы не удосужились даже выставить наблюдение за выходом из гавани (эту ошибку в русско-японскую войну они уже не повторят).

Вечером 7 ноября броненосцы Динъюань и Чжэньюань, крейсеры Пинъюань, Лайюань, Цзинъюань и Циюань, канонерки Гуанпин, Чэньнань, Чэньпьен и шесть торпедных катеров покинули Порт-Артур и направились к Дагу, куда и прибыли 10 ноября.

Константин фон Ханнекен

Корабли как раз выходили из гавани, когда прибыли фон Ханнекен и Ху Тифан. Произошло бурное обяснение, по итогам которого фон Ханнекен был вынужден признать решение адмирала Дина Жучана правильным. Бэйянский флот не был готов к наступательным действиям против японцев, и было целесообразно развернуть его в Вэйхайвее, где он мог быть пополнен и отремонтирован.

Таким образом, приказ императора был отменен, и военные корабли Бэйянского флота, вместо того, чтобы атаковать японцев в Хуаюанькоу, после бункеровки и пополнения запасов были официально переведены в Вэйхайвэй, куда благополучно и прибыли 14 ноября.

Пакгаузы Вэйхайвэя

О том, что Бэйянский флот улизнул у них из-под носа, японцы узнали 8 ноября, когда крейсера "Иосино" и "Такачихо" проникшие на внутренний рейд Порт-Артура, обнаружили, что крупных кораблей на нем нет. Это был крайне неприятный сюрприз. Считалось, что поврежденные при Ялу китайские корабли не могут быть отремонтированы раньше конца ноября. Доверившись этой информации, вице-адмирал Ито не сделал ровным счетом ничего для блокады Порт-Артура, полностью сосредоточившись на поддержке десантной операции. Таким образом, шанс завершить кампанию в 1894 году был упущен.

Несколько смягчает вину Ито то, что он выполнял прямой приказ военного министра Нире Кагенори, требовавшего обеспечить безопасное десантирование войск Второй армии.

Нире Кагенори

Неделю спустя вражеская эскадра обнаружилась в Вэйхайвэе.

Осознав свою ошибку, вице-адмирал Ито рванул туда с главными силами, всячески демонстрируя противнику свою готовность к новому генеральному сражению. Увы для него – Дин Жучан, получивший строжайшие инструкции от Ли Хунчжана, на провокации не повелся.

Поскольку Ито вновь никого не отрядил для наблюдения за выходом с порт-артурского рейда, остававшиеся там восемь китайских торпедных катеров преспокойно покинули гавань, вывозя многих китайских чиновников вместе с их семьями. Сдав пассажиров в Чифу, они позже благополучно прибыли в Вэйхайвэй.

Потеряв двое суток и спалив массу угля у Вэйхайвэя, Ито был вынужден 18 ноября вернуться в Талиен для участия в предстоящем штурме Порт-Артура; сторожить Бэйянский флот остались лишь крейсера Летучей эскадры...

Броненосец Чженьюань после ремонта. Места попадания снарядов обведены белым.

19 ноября, когда Летучая эскадра отошла за пределы прямой видимости, китайцы не придумали ничего лучше, чем послать в разведку броненосец "Чжэньюань", и… посадить его на камни у самого входа в гавань близ скалистых берегов острова Хуан. Корабль капитально разворотил себе днище (6-метровая сквозная пробоина в районе машинного отделения), таким образом, одна из двух самых мощных китайских боевых единиц оказалась выведена из строя – как позже выяснилось, вплоть до самого падения Вэйхайвэя. Согласно китайским источникам, авария произошла, когда судно пыталось уклониться от плавучей мины. Командир корабля Лин Тайцзен, ответственный за катастрофу, покончил с собой, приняв сверхдозу опиума, и был заменен капитаном Янь Юнлином

#японо-китайская война

#1894 г

#Xix век

#война на море

#флот

#япония

#китай

#военная история

#дальний восток

#история китая

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться в раздел - так вы не пропустите выход нового материала

Помочь развитию сайта:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: 1894 г. Как японцы упустили китайские корабли, а потом еще раз упустили.

Система комментирования SigComments