Чёрное солнце Нанкина

«Повсеместное мародерство, изнасилования женщин, убийства мирных жителей, выселение китайцев из их домов, массовые казни военнопленных превратили Нанкин в город террора…»
Фрэнк Тиллман Дурдин

Отправной точкой Второй мировой войны принято считать 1 сентября 1939 г., когда германские войска вторглись в Польшу, но полномасштабная война в Азии началась задолго до этого.

В апреле 1927 г. новым политическим центром объединяющегося Китая стал Нанкин – древняя столица империи Мин. Военное объединение Китая под властью Гоминьдана означало окончание «военного периода» национальной революции и переход к «периоду политической опеки», в ходе которого в стране должно было быть установлено конституционное правление.

Усиление Китая стало важной проблемой для Японской империи, имевшей свои планы на ряд его территорий. В сентябре 1931 года Квантунская армия вторглась в Маньчжурию. На оккупированной территории было образовано марионеточное государство Манчжоу-Го, во главе с последним императором Китая из династии Цин - Пу И.

Период с образования Манчжоу-Го и до середины 1937 г. прошёл в постоянных конфликтах. 7 июля 1937 г. японские войска столкнулись с китайскими на мосту Лугоуцяо, в юго-западном пригороде Пекина. Во время «ночных учений» пропал японский солдат и, желая отыскать его, японцы потребовали от китайцев открыть ворота города-крепости Ваньпин, но получили отказ. Это событие послужило предлогом для полномасштабного вторжения в Китай.

Уже через три недели, 28 июля, японские войска захватили Пекин и начали продвижение на юг и запад. В августе 1937 года японцы вступили в Шанхай, им противостояла более крупная армия китайцев, которая впервые с начала войны смогла дать хоть какой-то значимый отпор. Однако, понеся большие потери, японцы всё же смогли взять город. В боях за Шанхай китайцы потеряли 60% личного состава. За одно сражение было потеряно 25 тысяч младших офицеров.

Следующей целью на пути к покорению Китая стала его столица – Нанкин. Незадолго до начала штурма Китайское правительство спешно покинуло город и за этим последовала ужасная паника. Тысячи людей погибли в толкучке, пытаясь пересечь единственные узкие ворота, падая с городских стен, утопая в ледяной воде Янцзы, а кто-то погиб от огня японской флотилии, уже стоявшей на реке. В сложившихся условиях у китайцев не было ни средств, ни желания контратаковать противника. Город пал 13 декабря 1937 г., утонув в насилии, продолжавшемся шесть недель.

Официальная цифра в Мемориальном зале жертв Нанкинской резни японскими захватчиками гласит о 300 000 убитых, однако, точное количество жертв не установлено до сих пор.

Существует несколько версий, чем было вызвано подобное отношение японцев к китайцам.

  • Для генерала японской армии Иванэ Мацуи военная кампания против Китая должна была стать последней в его карьере. Он планировал провести быстрый и решительный захват с минимальными потерями, завершив войну за несколько месяцев. В данном случае, преимущество могло заключаться в том, чтобы вызвать через террор массовое дезертирство в рядах оставшейся китайской армии. Особенно через насилие, устроенное в столице республики. Кроме того, террор мог показать другим китайцам их место и положить конец их «высокомерию», столь часто проклинаемому японской пропагандой.
  • Для понимания следующей версии стоит разобраться в том, какая идеология установилась в Японии того времени. В конце 30-х годов ХХ века страна быстро приближалась к модели, представленной Италией и Германией. Происходило усиление тоталитарных, милитаристских и ультранационалистических настроений. Именно подобные настроения могли привести к повсеместному насилию, захлестнувшему Китай. Но стоит учитывать тот факт, что в Японии, как и в Италии, расизм не занимал центральное место в государственной идеологии, но он применялся как метод самооправдания для самых ужасных злодеяний.
  • Согласно теории американского историка Джорджа Моссе резня в Нанкине была вызвана «военной культурой» Японии. Особое внимание в данном случае уделялось обучению солдат, их жизни, среде, боевым навыкам и идеологии. В 1930-х гг. в Японии также развился мистицизм «нового самурая» с его увлечением самурайским мечом, абсолютным презрением к капитуляции или «гуманитарным» соображениям. Групповой дух привел к множеству распрей внутри самой армии, но на войне он, возможно, породил банды мародеров.

Так или иначе то, что произошло в Нанкине после его взятия полностью противоречило законам войны и, в частности, Женевской конвенции 1929 года об «улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и об «обращении с военнопленными», подписанной, но не ратифицированной Японией. Резня была хладнокровной и преднамеренной. С точки зрения японского командования это, вероятно, было продолжением битвы, которая должна была привести к полному разгрому сил Чан Кайши.

Самым масштабным преступлением, имевшим место в Нанкине, была систематическая резня безоружных китайских солдат, в том числе, которые сдавались без боя. Руководящим офицерам японской армии казалось намного проще арестовать всех тех, кто мог быть солдатом по принципу:

«лучше десять невинных мертвецов, чем бывший солдат на свободе»

13 декабря также была издана директива:

«…Вы должны рассматривать каждого взрослого (боеспособного) мужчину как заблудшего солдата или солдата в штатском, задерживать и арестовывать его»

Что касается приказов об исполнении, большинство из них, вероятно, были переданы устно или написаны двусмысленно, что характерно для разработчиков «окончательных решений». Китайских военных закалывали штыками, обезглавливали мечами, расстреливали, а тела сжигали. Жертвами подобных расправ стали свыше 30 000 китайских солдат. Большинство из них были казнены в период с 12 по 18 декабря. Немногим удалось избежать смерти, но благодаря тем кто выжил, став свидетелями тех акций, мы имеем достаточно сведений о событиях тех дней.

Жертвами японской агрессии были не только военные, но и мирные жители Нанкина. Несмотря на то, что они в меньшей степени подвергались убийствам, террор по отношению к ним был более распространенным и продолжительным.

На начало войны численность населения Нанкина составляла около 1 миллиона человек. Но к декабрю 1937 г. в городе оставалось, по разным оценкам, от 250 000 до 500 000 человек. Резкий отток населения из столицы был вызван, в первую очередь, тем фактом, что 19 ноября город покинула центральная администрация Гоминьдана, в городе остались самые бедные и менее политически вовлеченные горожане. Многие китайские населенные пункты вокруг Нанкина обезлюдили еще больше.

Грабежи, поджоги и изнасилования сделали жизнь почти невозможной. В городе, который был мало поврежден последствиями самой войны, около трети зданий были частично или полностью разрушены в течение нескольких недель после его взятия.

Все было хорошо организовано: офицеры высшего ранга вели своих людей в бесславные экспедиции, не чувствуя стыда забирали то, что «по праву силы», принадлежит им. Генерал-лейтенант Накадзима Кэсаго ответил своему главнокомандующему генералу Иванэ Мацуи, обвинявшему его в жадности и мародерстве:

«Почему воровство произведений искусства так важно, когда мы крадем страну и человеческие жизни? Кому будут полезны эти предметы, даже если мы их оставим?»

Помимо цинизма, этот ответ кое-что говорит об истинных намерениях как минимум части японцев: обнищание китайского населения, распад общества, разрушение прочных политических структур и культуры. Все это хорошо сочетается с первоначальной попыткой Японии разделить Китай на как можно большее количестве территориальных образований независимых друг от друга.

За шесть недель террора в Нанкине жертвами насилия стали от 8 000 до 20 000 женщин. Только за пару дней декабря было изнасиловано свыше 1 000 из них. Самой молодой жертве было девять лет, самой старшей – семьдесят шесть. Многие матери и бабушки погибли, пытаясь остановить изнасилование своих дочерей и внучек. Истории указывают на то, что во время изнасилований, членов семьи убивали чаще, чем изнасилованную девушку.

Женщин часто похищали в места, где располагались японские пункты и отпускали только на следующее утро, а иногда и через несколько дней или недель. В ряде случаев женщин подстрекали или принуждали к проституции. Данные события побудили Императорский штаб к организации борделей на оккупированных территориях, называемых «центрами отдыха» или «домами комфорта».

Как говорилось ранее, трудно установить точную цифру количества жертв Нанкинской резни.

Одним из достоверных источников могут являться записи Общества Красного Креста Китая. В период с декабря 1937 г. по апрель 1938 г. эта организация дала пристанище 42 000 тел, но это никоим образом не означает, что японцы убили свыше 40 000 человек. Фактически, к этой цифре следует добавить неизвестное, но большое количество тел, сброшенных в Янцзы и вычесть столь же неизвестное количество китайских солдат, которые действительно погибли во время боя.

Большой спор касается гибели мирных жителей. Конечно, их не могло быть больше, чем количество жителей Нанкина на 13 декабря 1937 г. Вступая в качестве свидетеля на Токийском процессе вице-президент Нанкинского университета, историк Минер Сирл Батес, отмечал, что число убитых в мирных жителей составило 12 000 человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что в стенах Нанкина было убито около 5-8% мирных жителей.

Важное значение в истории Нанкина того времени сыграли европейские жители, являвшиеся журналистами, торговцами, врачами, миссионерами и бизнесменами. Когда японская армия приблизилась к столице, большинство европейцев были вынуждены покинуть город, но были и те, кто предпочли остаться, их было немного, всего 20 – 30 человек и почти все они стали членами Международного комитета Нанкинской зоны безопасности во главе которого встал немецкий предприниматель Йон Рабе. Зона безопасности стала укрытием для десятков тысяч китайцев.

Членам комитета было разрешено принимать эффективные контрмеры против изнасилований и насилия. Японское посольство выделило им нескольких охранников, которые помогали останавливать мародерствующих солдат. Несомненно, члены Комитета были людьми храбрыми, и даже в одиночку им почти всегда удавалось прогнать мародерствующие группы и не погибнуть. Важно и то, что Йон Рабе являлся членом НСДАП и не стеснялся пользоваться данным положением. Несмотря на неоднократные требования германских властей, Рабе долгое время не покидал зону безопасности, так как от его присутствия зависело будут ли жить обитатели зоны. Рабе смог наладить снабжение свободной зоны продовольствием и медикаментами. По прибытии в Германию его ждал арест со стороны гестапо, которое проверяло его на благонадёжность: было мнение, что он симпатизирует коммунистам. В ходе проверки было решено, что он не вызывает никаких подозрений и его отпустили.

Однако было и то, чего предотвратить члены Комитета не могли – даже внутри Зоны безопасности лагеря беженцев прочесывались снова и снова, с целью отлова возможных китайских военных. 26 декабря все Китайцы, находящиеся на территории Нанкинской зоны безопасности должны были пройти процедуру регистрации, по словам Рабе это привело к аресту около 20 000 человек. Также совершенно очевидно, что солдатам были даны очень строгие инструкции никогда не атаковать и даже не контратаковать жителей Запада: будучи американцами или немцами они принадлежали к странам, наиболее важным для внешних отношений Японии. Даже будучи пьяным, ни один японский солдат никогда не забывал этих инструкций.

В январе 1938 года японские войска заставили всех жителей, прибывающих в Нанкинской зоне безопасности, покинуть её и вернуться в свои дома, заявив, что порядок в городе восстановлен. Порядок действительно вернулся в Нанкин, было образовано Реформированное правительство Китайской республики (марионеточное правительство), количество японских зверств серьёзно уменьшилось.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш блог и на нашу группу в Facabook.

#нанкин #НАНКИНСКАЯ РЕЗНЯ #ИСТОРИЯ #история войны #ВОЙНА #вторая мировая война #японо-китайская война #ГЕНОЦИД

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: Чёрное солнце Нанкина.

Система комментирования SigComments