В СССР можно было купить автомобиль по льготе. Если у тебя было право – ты мог купить машину дешево.
Причем действовала система рассрочек без всех этих выматывающих процентов и штрафов, какие знают наши современники, которые решили взять машину в кредит без переплат (ну, якобы без переплат).
Развивали эту систему не по всему Союзу, а в отдельных точках.
Конкретно мне удалось с этим столкнуться (тогда еще, понятно, в детстве, поэтому покупали машину мои родители) в Сибири. Дело было на всесоюзной стройке КАТЭК (Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс).
И вот работникам некоторых предприятий на этой стройке государство предоставило возможность купить машину на льготных условиях – по талонам.
Наша семья жила непосредственно в столице КАТЭКа – городе Шарыпово. Но право на приобретение автомобиля было и у тех, кто жил в других населенных пунктах, имеющих отношение к этой стройке.
Было подобное право у жителей и некоторых других районов СССР. Жаль, что такую замечательную систему не успели распространить на всю страну.
Фото снято автором поста в Музее ретро-авто в Москве на Рогожском валуТе, кто жил в 1960-х–1980-х гг., наверняка помнят, что особого обилия автомобилей на продажу в то время не было, во всяком случае в официальном формате.
Конечно же, трассы не пустовали – ездил по ним самый разный транспорт. Но вот купить его… было практически невозможно. Особенно это касалось иностранных тачек.
Но вот, наконец, наверху был придуман выход. Машины начали выдавать советским гражданам по специальным талонам.
Такие талоны стали предоставлять, по крайней мере, на территории Сибири с 1960-х гг. Конечно, начали не повсеместно, но с наиболее важных мест – в районах строек, значимых предприятий (благо промышленность у нас тогда развивалась семимильными шагами, вот и решено было поддерживать тех, кто помогал ее продвигать).
Для получения и реализации данного талона оформляли все соответствующие документы. Талон давал право на автомобиль не бесплатный, а именно по льготным условиям.
То есть платить за него надо было, причем из собственного кошелька, а не за счет предприятия. Но суть была в том, что:
1) цены были невысокими;
2) выплачивать стоимость авто можно было в течение установленного срока, а не целиком сразу;
3) никаких процентов на такие выплаты не накручивали;
4) иначе, как таким вот образом, завладеть официально автомобилем в то время было практически нереально. Или реально, но с массой усилий…
Сфотографировано тем же и там жеПервыми такое замечательное право получили наиболее прославившиеся передовики производства, ветераны и др.
В частности, одному из наших знакомых талон выделили как передовику в работе на железной дороге.
А мой дедушка одним из первых в своей организации (он тогда уже работал, будучи пенсионером) получил талон на машину как ветеран Великой Отечественной, имевший медали и награды.
Возможно, вы спросите: зачем дедушке автомобиль – неужто он в пожилом возрасте управлял транспортом? А я вам отвечу: а он его отдал своему зятю.
У меня с детства так и запомнилась эта машина: красные «жигули»…
И многие удостоившиеся права первыми получить талон на машину отдавали талоны своим родственникам. Это было вполне законное дело. Для этого надо было официально оформить доверенность на управление таким транспортным средством.
Моя семья получила такой талон на машину в 1983 г. Мой папа был передовиком производства в области энергетики и смог воспользоваться данным правом как поощрением от государства и предприятия.
Было много и других примеров...
Словом, это была социальная льгота – награда за достижения.
Ну, а с 1990-х гг. ситуация изменилась во всей стране, включая всесоюзные стройки (из них некоторые так и не достроили после «лuxux 90-х»).
В то время положенную по закону и трудовому договору зарплату работникам частенько не выплачивали. В моду вошло слово «бартер», в том числе в отношении доходов простых людей. Так, нередко взамен установленной зарплаты труженикам выдавали товары, которые производило их предприятие.
Причем тут еще могло не повезти, если производило это предприятие какой-либо товар, который тебе в огромных количествах не нужен.
Допустим, сотрудники фабрики по производству тyaлeтнoй бyмaги жаловались, что вынуждены были прямо вдoль дopoг торговать выданной им бумагой. Ведь представьте: сколько могли выдать им этой бумаги в пересчете на зарплату?
Вот вы сколько нынче таких рулонов смогли бы получить по вашей нынешней зарплате? Даже если ваш доход стремится к МРОТу, т. е. к самому минимуму, все равно вас бумагой на эти деньги можно завалить.
Так и в те годы людям приходилось торговать продукцией, которую им давали вместо зарплаты.
Но вернемся от бумаги к автомобилям и бартеру…
Снято вновь тем же и там жеТак вот, бывал в те годы бартер и с авто-предприятиями.
Например, мой папа, как уже сказано, трудился в энергетической отрасли. Их предприятие обеспечивало отечественный автопром электричеством. Автопром же, в свою очередь, по бартеру как раз и предоставлял работникам энерго-отрасли услугу приобретения автомобиля. Разумеется, автомобиля российского.
Ну, а о том, как можно было уже взамен талона выкупить машину, читайте в моем посте «Покупка авто и перегон через всю страну в СССР и 1990-е гг.: 4 причины, почему это было oпacно». История была почти детективная. :)
Также читайте сайт-статьи «Какие машины экспортировал СССР» плюс «На каких авто ездят дети руководителей СССР и РФ».
#авто #отечественный автопром #история #россия #транспорт #ссср #история ссср
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Кому и как в ссср давали по талонам машины по низким ценам.