«Меня зовут Арлекино»: когда герои в негеройских условиях

Содержание

Знаете, какой самый кассовый фильм в истории белорусского кино? Нет, не «Кортик», не «Белые росы», не «Иди и смотри». Даже не «В августе 44-го». Это фильм «Меня зовут Арлекино» 1988 года по мотивам пьесы журналиста Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй».

Почему так?

Основные мотивы, конечно, понятны – фильм новой волны, там наличествуют драки, открыто показаны молодежные группировки, то есть он на волне происходящего. Но, если разобраться, что именно мы видим? Арлекино, он же Олег Фомин, лидер «вагонки» - местечковой банды, если попросту, ну или группировки, если использовать терминологию тех лет. Его товарищи по несчастью и он сам делают вылазки в город, где вступают в драки с другими группировками, презирают неформалов, хиппи, металлистов, и, пожалуй, единственное, кого по делу, так это неонацистов.

кадр из фильма

Арлекино – лидер, потому как он единственный более-менее умный в этой шайке. Необразованный, понятно, но вожак – потому что немного умнее остальных, и намного сильнее характером. Но вот тут как раз некий странный диссонанс. Странный такой. При первом же серьезном противодействии он тут же сломался, даже не попытавшись вступить в драку. Пятеро противников? Ну, да это не оправдание. Как говорится в одной книжке, лучше получить своих законных, но знать, что ты сделал всё, что мог, чем потом грызть себе душу. Вот тут несколько непонятно – неужели он так одомашнился за то краткое время, в которое забрезжил луч надежды на иную жизнь?

Тем более непонятна тупая злоба, с которой преследуют парней, того же хиппаря, остриженного в итоге. Он ведь недаром при второй встрече говорит Арлекино, что нет никакой разницы, его так же стригли менты. Он напрямую не называет Арлекино фашистом, а кто он есть-то в итоге? Просто иногда люди даже и не задумываются, что именно творят. Здесь уместно вспомнить сцену из «Консультанта», когда герой Кяро ведет диалог со следователем:

- Не я же фашистов похвалил.
- А кто? Я, что ли??
- Ну, вы же сказали: вешать без суда и следствия. Так фашисты делали.

Вот и Арлекино сам не ведает, что творит.

Обратите внимание: «Брежнев, – рассказывал академик Сахаров, – принял нас в своем новом маленьком кабинете в том же здании, где когда-то я видел Бе.

Он сам – жертва государства, которое «умирает, как древний ящер с новым вирусом в клетках». И всё равно, гнет свою линию: не один ли черт, кто диктатор, когда это диктатура?

кадр из фильма

Нередко можно услышать мнение, что Арлекино – жертва времени, «лишний человек», герой, поставленный в условия заведомо негеройские. Что он прекрасно понимает всю бессмысленность своих «акций» и бестолкового шатания по городу. Безысходность существования – оправдание их. Но никто даже не пытается понять, зачем они делают свои дела, что порождает еще большую безысходность. Какова их идеология? Что есть «правильный пацан» в понимании «вагонки»? Уроженец «вагонки»? Тоже недалеко от известных течений.

Имеет право на существование, конечно, и такая версия. Но до определенной степени, со скидкой на слабый по-юношески характер. Вереницы спортсменов, пополнявших ряды бандитов в те времена, примерно на это и ссылались: ничего не умею, хочу жить хорошо.

кадр из фильма

Арлекино, несомненно, «думающий». Несомненно, что вспыхнувшая заново любовь должна всё изменить, может быть, совсем перевернуть его жизнь. Но по общему восприятию – он обыкновенный паренек, который слишком много на себя брал. Как оказалось, духа-то у него и нет.

Помнится, легенды-то ходили об этом фильме совсем в ином ключе. Что чаще всего звучало: что кино про отчаянную шайку крутых парней, что там есть парень, который ест стекло, и что Олег Фомин жесткий боец. Понятно, что на деле наблюдается только «стеклоед». В общем, социальная сторона тогда еще никак не рассматривалась среди потенциального зрителя, по той простой причине, что, вылупив глаза, все смотрели на оболочку, а не на содержимое.

кадр из фильма

То было странное поколение. Брошенное, никому не понадобившееся, застрявшее между Афганистаном и Чечней, войной старших братьев и младших. Не досталось им ни пятилеток, ни стройки коммунизма, ни войны, ни мира. Им оставалось только выживать, как придется, перестроиться или вступать в ОПГ. Кто-то честно работал, надеясь, что все изменится в стране, кто-то стал коммерсантом, кто-то - «крышей» коммерсантов. Итоги же той жатвы пока еще подводятся…

Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский

#меня зовут арлекино #фильмы ссср #советское кино

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: «Меня зовут Арлекино»: когда герои в негеройских условиях.

Система комментирования SigComments