Отзыв французского преподавателя Жюльена Морвана на советский фильм "Кин-Дза-Дза!" вызвал большой читательский отклик. Однако не совсем в том ключе, в котором ожидал я. Многие комментаторы категорически заявили, что "француз ничего не понял" - ни о нашей жизни, ни о нашем кино. С такой однозначностью согласиться не готов. Но и спорить насчёт рецензии Морвана уже смысла нет. Взамен предлагаю ещё один отзыв французского зрителя, по видимому, постоянного обозревателя одного из европейских киносайтов. Отклик не столь длинный, но, на мой взгляд, довольно взвешенный. Помимо того, что автор расточает фильму комплименты, он ещё делает небезынтересные сравнения.
Скрипач не нужен!
автор: Сигтуна (Sigtuna) – Франция, 2012 г.
ссылка на оригинальный текст:
https://www.psychovision.net/films/critiques/fiche/1453-kin-dza-dza-
Москвич Владимир Николаевич Машков по просьбе своей жены отправляется в супермаркет. На улице к нему подходит молодой человек грузинской наружности с футляром для скрипки и просит помочь спасти одного явно обеспокоенного путешественника, который утверждает, что прибыл с другой планеты. Владимир и его грузинский собеседник пытаются как-то урезонить странного гостя, но мгновенно перемещаются в пустыню. Поначалу они думают, что оказались в Казахстане, но вдруг замечают в небе любопытное воздушное судно, напоминающее дырявую цистерну. Оттуда выходят два оборванца, которые изъясняются с помощью одной, всё время повторяющейся идиомы. И ещё их очень интересует имущество двух советских граждан. Мы в капиталистической стране! – приходит к заключению Владимир...
«Кин-дза-дза!» – культовый фильм в России и Грузии, и во многих отношениях уникальный, единственный фильм-антиутопия в прямом смысле этого слова. В то время как другие фильмы, обозначенные как «антиутопия», на самом деле являются лишь фильмами-предупреждениями, представляющими нам (более или менее) близкое и (более или менее) кошмарное будущее, здесь действительно два представителя нашего мира и нашего времени открывают для себя другую вселенную и её странную жизнь (как в «Утопии» Томаса Мора, за исключением того, что здесь реальность противоположна идеальному обществу).
Но это не единственная разница. В то время как все остальные «анти-утопические» фильмы не особо блещут юмором и утончённостью, «Кин-Дза-Дза!» представляет собой едкую и чёрную сатирическую комедию в сочетании с искромётной комедией абсурда. Если мы решим найти подобный ей фильм, это будет «Бразилия», бюрократический и кафкианский мир которой несёт в себе зародыш гротескной и никчёмной галактики Кин-дза-дза; а ещё потому, что юмор фильма Терри Гиллиама напоминает юмор творения Георгия Данелии.
Было бы заманчиво, однако неточно рассматривать «Кин-дза-дзу» как сатиру на коммунизм или, во всяком случае, на советскую систему, доживавшую тогда свои последние годы. Точно так же было бы неправильно видеть в ней, как считали (или хотели верить) советские цензоры того времени, одну лишь сатиру на капитализм. Здесь на самом деле присутствуют недостатки двух систем и даже всех современных обществ (того времени), над которыми насмехается «Кин-дза-дза». Кажется, Плюк сочетает в себе всё худшее, что есть у коммунизма и капитализма: диктаторский полицейский мир, в котором царит произвол, необузданный материализм и культ богатства, причём в своих внешних проявлениях всё это доведено до своего апогея. Мы также можем довольствоваться, не выискивая каких-либо скрытых мотивов, ну и помимо комической стороны, просмотром пикантных приключений двух наших (анти) героев. В конце концов, принято считать, что для великих произведений характерно многократное толкование и различное прочтение.
Но даже если поклонники считают его величайшим научно-фантастическим фильмом всех времен, «Кин-дза-дза!» не лишён недостатков. Суть «кино» не сводится к оригинальному сценарию или блестящим диалогам, иначе Гитри или Мишель Одиар были бы величайшими французскими режиссерами. «Кин-дза-дза!», с его грязным изображением (хотя отчасти это сделано намеренно), довольно неудачными боевыми сценами (но, к счастью, их немного) и очень ограниченными спецэффектами (даже для того времени), часто производит впечатление телевизионного фильма. Понятно только, что режиссер – не виртуоз камеры. «Кин-дза-дза!» – в некотором роде противоположность его французскому современнику под названием «Последняя битва» (Люк Бессон, 1983), с которым его связывает эстетика декораций, костюмы и скромный бюджет, но в остальном «Последняя битва» – полная противоположность: «умный», но зато очень совершенный по форме фильм.
Все играют идеально, за одним исключением – персонажа молодого грузина, роль которого исполняет неофит Леван Габриадзе. Габриадзе – также фамилия соавтора сценария фильма, Леван, возможно, его сын или племянник. Таким образом, мы понимаем, что среди недостатков нашего общества, которые высмеивает Георгий Данелия (сам, кстати, грузин) в своем фильме, нет кумовства. Станислав Любшин, исполнитель роли Владимира, безупречен, но в первую очередь запоминаются Юрий Яковлев и Евгений Леонов в ролях убогих шутов захудалого мира, жалких и в конечном итоге симпатичных мошенников. Фильм, не имевший большого успеха в кинотеатрах, получил на «Советском Оскаре» награду за саундтрек, что особенно иронично для картины, в которой один раз пиликают на скрипке "Stranger in the Night" («Незнакомец в ночи»), да ещё поют детские куплеты (единственное средство выживания, придуманное двумя советскими гражданами в попытке вернуться на Землю).
Спустя двадцать пять лет после его выхода можно было подумать, будто сатирическое послание «Кин-дза-дзы» устарело. В конце концов, СССР больше не существует, да и капризный либерализм 80-х вышел из моды. Но мы были бы неправы. Если бы в 1986 году и не существовало общества, сочетающего в себе все недостатки капиталистической и коммунистической систем и без колебаний эксплуатирующего свои природные ресурсы независимо от экологических или человеческих затрат, то сегодня оно могло бы существовать на побережье Желтого моря...
Примечание. Моя оценка фильма: 8,75 из 10
другие мои статьи и переводы: Французский преподаватель о фильме "Кин-Дза-Дза" / Советские киноведы были суровы к экранизациям Жюля Верна / Французский зритель о фильме "Лиловый шар" и Алисе Селезнёвой / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / 35 фильму "Гостья из будущего" / Квартира Шерлока Холмса: образ дома в советском кино / и т.д.
#кинофантастика #фильмы ссср #кин-дза-дза #георгий данелия #иностранцы о наших фильмах
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Скрипач не нужен! - французский рецензент о фильме "Кин-дза-дза!".