В Мурманской области утилизируют самое радиоактивное в мире судно

Самым радиоактивным судном в мире долгое время считали старый и скромный советский сухогруз под именем «Лепсе».

В начале 60-х прошлого века на стапеле ленинградских Адмиралтейских верфей теплоход специально переоборудовали в плавучую техническую базу, решив хранить в его трюмах и цистернах отработанное ядерное топливо и радиоактивные отходы.

В то время атомный флот страны, включая гражданский ледокольный, бурно развивался. Это дело не всегда обходилось без происшествий. К тому же отработанный радиоактивный материал требовал утилизации. Надежных, технологий по обращению с ним еще не было, и отходами, а также с мусором с мурманских атомных ледоколов решили повременить.

Ленинград, Адмиралтейские верфи, 1960-е годы. Переоборудование "Лепсе" в ПТБ

Десятилетиями «Лепсе» копил опасный груз, и будучи на отстое у одного из причалов, оптимизма жителям Мурманска не внушал. Однако беспокойство проявляли не только мурманчане. Недобрая репутация «Лепсе» распространилась даже за рубеж.

«Я прекрасно помню «Лепсе» в 1992 году. – рассказывал Президент международной экологической организации Bellona Фредерик Хауге: Это был совершенно особенный опыт - находиться на борту судна-хранилища, где наши счетчики Гейгера просто сходили с ума».

Биография «Лепсе» началась в 1934-м году, когда обычный сухогруз водоизмещением 5 тысяч тонн принялись строить в Николаеве. Очень долго строили его, а во время наступления фашистов на город вообще вынуждены были затопить. После же войны судно подняли, и в 1961-м Мурманск принял его, но уже как ПТБ для обслуживания атомного ледокола «Ленин».

К слову, первыми в его трюм легли тепловыделяющие сборки из его реактора. К несчастью, их повредили. Позже к этому «наследию» стали добавляться и другие радиоактивные объекты.

«Лепсе» обслуживало первую тройку советских атомных ледоколов - «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», а с приходом в Мурманск новой ПТБ «Имандра» стареющее судно стали использовать только для временного хранения топлива, а также для операций по сбросу радиоактивных отходов в Баренцево и Карское моря. В 1988-м «Лепсе» присвоили статус «судна в отстое». Так оно и стояло у причала «Атомфлота» более двадцати лет, всего в двух километрах от города.

ПТБ "Лепсе" у причала "Атомфлота" в Мурманске

Конечно, контроль за ним и содержимым его трюмов вёлся постоянно. В 1991-м для пущей безопасности в межбаковое пространство этого хранилища закачали бетон. А еще через восемь лет старую ПТБ первый раз завели в док СРЗ «Нерпа» и здесь подготовили её корпус к дальнейшему отстою, причём выписав гарантию на десять лет. Но затем и этот срок истёк.

«Лепсе» было оборудовано хранилищем - 24 или 36 контейнерами для твердых радиоактивных отходов и 11 цистернами для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов объемом - 650 кубометров. Размеры хранилища: длина 5,8 метра, ширина 11,5 метра, высота 6 метров. Это два, по сути, два бака диаметром 3,6 метра каждый, а в них по 366 изолированных пеналов и по четыре кессона. Стенки биологической защиты толщиной 380-450 см. А собственный корпус «Лепсе» скроен из 12-миллиметровых стальных листов.

Bellona в самом начале нынешнего века сообщала: из 11 технологических цистерн «Лепсе» все, кроме одной, осушены, осталось на хранении 60 кубометров. На борт судна загружено 639 отработавших тепловыделяющих сборок. Из них – 206 с ледокола «Ленин», в том числе, те, что в аварийном состоянии.

Буксировка ПТБ "Лепсе" от причала "Атомфлота" на СРЗ "Нерпа"

Находим открытую информации из СМИ: В тепловыделяющих элементах примерно по 260 килограммов урана-235, 8 килограммов плутония-239 и некоторое количество других делящихся материалов. К тому же, отходы, хранившиеся в чреве «Лепсе», относились к «долгоживущим трансурановым элементам», а они представляют опасность для людей в течение 200-300 тысяч лет. В целом Bellona утверждала, что ПТБ загружена донельзя.

В 1997-м решенили провести пробную перегрузку двух тепловыделяющих стержней из хранилищ «Лепсе» в ПТБ «Имандра». Счетчики Гейгера зафиксировали тогда не только локальные радиоактивные загрязнения на «Имандре», но и повышенный радиоактивный фон в ближней зоне «Лепсе». Ученые снова напряглись: куда девать судно-страшилку?

Как выход, предлагалось прорыть сайт в одном из отдаленных заливов Новой Земли, отбуксировать туда «Лепсе» и там утопить. Но ведь ничто не вечно, и металл, особенно в морской воде, коррозирует. Однако вовремя одумались и взялись за разработку более безопасных вариантов с адекватной оценкой рисков.

Начало утилизации "Лепсе" в доке СРЗ "Нерпа"

В конечном итоге ПТБ решили доставить на СРЗ «Нерпа» для поэтапной разделки корпуса и выгрузки её радиоактивного содержимого. 14 сентября 1912 года буксир вывел «Лепсе» в Кольский залив. Вечером она благополучно прибыла на СРЗ «Нерпа». Так начался первый этап утилизации старейшей российской ПТБ.

Сначала на стапель-плите дока корпус судна лишили носовой и кормовой частей. В оставшемся после этого «обрубке» оставили помещения, цистерны, контейнеры, прочие емкости с опасным грузом. Далее над судном возвели специальное укрытие, оснастили его краном, системами вентиляции и прочим оборудованием. Топливные стержни, которые безопасно изъяли из пеналов и кессонов судна, отправили для переработки на южноуральское ПО «Маяк».

А что вы думаете о проблеме хранения радиоактивных отходов?

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же расскажите о нас вашим друзьям и оставляйте свои впечатления в комментариях.

#флот россии #флот ссср #мурманск #атомфлот #радиация #адмиралтейские верфи #утилизация отходов #радиоактивные отходы #история флота

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: В Мурманской области утилизируют самое радиоактивное в мире судно.

Система комментирования SigComments