Бе-12 «Чайка» — советский турбовинтовой самолёт-амфибия, основным назначением которого был поиск и уничтожение подводных лодок противника. Сегодня я предлагаю рассмотреть устройство летающей лодки, основываясь на фотографиях монинского экспоната ‒ Бе-12 с бортовым номером «25-жёлтый», сделанным в 2013 и 2021 годах фотографом и частным пилотом Игорем Колоколовым. Про историю этого экспоната я рассказал в предыдущей статье.
Бе-12 в Монино. 1975-1981 годы. Фото Николая ЯкубовичаБе-12 ‒ высокоплан, выполненный по классической схеме, с крылом типа «чайка».
Фото Игоря КолоколоваК консолям крыла на пилонах крепятся неубирающиеся в полёте однореданные поплавки опорного типа.
Поплавок. Фото Игоря КолоколоваКиля нет, вместо него на концах стабилизатора установлены кильшайбы.
Кильшайба. Фото Игоря КолоколоваСамолёт оснащался двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д.
Фото Игоря КолоколоваДля запуска двигателей в хвостовой части была установлена ВСУ АИ-8.
АИ-8. Фото Игоря КолоколоваДля уменьшения брызгообразования по обоим бортам носовой части установлены брызгоотражатели шириной 200 мм. Они нужны для улучшения манёвренных возможностей самолёта на рулении, облегчения выдерживания направления на разбеге и пробеге.
Носовая часть. Фото Игоря КолоколоваДля уменьшения продольных колебаний самолёта при выходе на редан, на разбеге и для расширения диапазона углов устойчивого глиссирования по бортам лодки установили прочные гидродинамические щитки.
Днище. Фото Игоря КолоколоваПод днищем у заднего редана установлен водяной руль, с помощью которого выдерживается направление движения на разбеге.
Водяной руль. Фото Игоря КолоколоваДля временной стоянки самолёт снабжён якорным устройством.
Хвостовая часть. Фото Игоря КолоколоваШасси самолёта трёхстоечное, убирающееся.
Основная стойка шасси. Фото Игоря КолоколоваСхема шасси самолёта является «архаичной» ‒ с хвостовым колесом вместо носовой стойки.
Фото Игоря КолоколоваХвостовое колесо было сделано управляемым, что существенно упрощало маневрирование на рулении.
Хвостовая опора шасси. Фото Игоря КолоколоваВ первоначальном варианте для управления служил штурвальчик. Впоследствии хвостовое колесо стало управляться от педалей, что оказалось значительно удобнее.
Педаль управления. Фото Игоря КолоколоваВнутри лодка состоит из 10 отсеков, из которых восемь водонепроницаемы. Этим обеспечивается непотопляемость при повреждении двух любых отсеков.
Технический отсек за кабиной. Фото Игоря КолоколоваДля сообщения между отсеками разделяющие их переборки снабжены люками с герметично закрывающимися дверями.
Дверь между отсеками. Фото Игоря КолоколоваВ носовой части лодки находятся кабины штурмана и летчиков. Кабина негерметичная, поэтому потолок ограничен высотой 8000 м. Для полётов на высотах более 4000 м имелась кислородная система.
Кабина лётчиков. Фото Игоря КолоколоваШтурманы отмечали неудобства и тесноту кабины. Размеры рабочего столика не позволяли развернуть карту.
Кабина штурмана. Фото Игоря КолоколоваВ средней части располагалась кабина радиста с блистером.
Рабочее место радиста. Фото Игоря КолоколоваДля входа и выхода экипажа в правом борту лодки имеются две двери: одна - в носовом отсеке, вторая - в хвостовой части.
Фото Игоря КолоколоваВходные двери, как это принято на кораблях, сделаны открывающимися вовнутрь, что облегчает покидание лодки в случае ее затопления.
Передняя входная дверь. Фото Игоря КолоколоваКатапультные кресла лётчиков КТ-1 ‒ такие же, как и на самолетах Ту-16, обеспечивающие покидание самолета на высотах свыше 100 м. Перед катапультированием кресла принудительно откатывались в заднее положение на 510 мм, штурвалы переводились в переднее положение.
Катапультное кресло командира. Фото Игоря КолоколоваШтурман покидал самолёт через люк в носовой части лодки.
Аварийный люк штурмана. Фото Игоря КолоколоваРадист эвакуировался через входную дверь своей кабины, расположенную вдоль правого борта. Ниже и правее люка видна причальная утка (двурогая фигурная планка для крепления снастей небольшого диаметра) для удержания плавсредств, причаливающих к самолёту.
Хвостовая входная дверь. Фото Игоря КолоколоваДля поиска подводных лодок самолёт оборудовался автоматизированной поисково-прицельной системой ППС-12 в составе:
- радиолокационная станция «Инициатива-2Б», антенна которой расположена в носовой части лодки;
- радиогидроакустическая система поиска и обнаружения подводных лодок в подводном положении «Баку» с приёмным радиоустройством СПАРУ-55;
- комплект пассивных ненаправленных буев РГБ-Н («Ива»), РГБ-НМ («Чинара») и РГБ-НМ-1 («Жетон»);
- авиационный магнитометр АПМ-60 «Орша», чувствительный блок которого устанавливался в хвостовом обтекателе длиной 3.3 м;
- прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С-1 («Сирень-2М»);
- автопилот АП-6Е;
- бортовые измерители курса и скорости ЦСВ-1М-1 или ЦСВ-ЗМ-1, КС-4В, ЦГВ-5.
Пятый и шестой отсеки лодки имеют вырез длиной 4875 мм под грузоотсек с двумя люками - верхним и нижним, закрываемыми створками с механизмом привода от гидромоторов.
Грузовой отсек. Фото Игоря КолоколоваДонный грузолюк закрывается створками, подвешиваемыми на петлях. В закрытом положении створки фиксируются пятью замками, приводимыми в действие гидроцилиндром. Предусмотрена ручная система закрытия люков. По контуру вырезов люки имеют шланги герметизации, заполняемые воздухом из пневмосистемы.
Створки грузолюка. Фото Игоря КолоколоваВ качестве средств поражения обнаруженных подводных лодок предполагалось использовать противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250-120, а также авиационные торпеды АТ-1 и АТ-1М, позже ‒ УМГТ-1 «Орлан», размещавшиеся в грузоотсеке.
Замки электросбрасывателей вооружения. Фото Игоря КолоколоваИнтересный факт: в топливной системе Бе-12 применялись очень оригинальные соединения топливопроводов, скопированные со сбитого в свое время американского самолета-разведчика U-2.
Топливопроводы. Фото Игоря КолоколоваИсточники и дополнительная информация:
- Фотографии Бе-12 от Игоря Колоколова: 2013 год (снаружи, внутри), 2021 год (снаружи, кабина пилотов, кабина штурмана, остальное внутри)
- Бе-12 Чайка на сайте «Уголок неба»
- Бе-12 «Чайка» на Wikipedia
- Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 «Чайка» на Авиару.рф
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#вмф #вмф ссср #вмф россии #самолёты #монино #бе-12 #ссср #авиация #морская авиация #гидросамолет
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Как устроен самолёт Бе-12.