Как устроен самолёт Бе-12

Бе-12 «Чайка» — советский турбовинтовой самолёт-амфибия, основным назначением которого был поиск и уничтожение подводных лодок противника. Сегодня я предлагаю рассмотреть устройство летающей лодки, основываясь на фотографиях монинского экспоната ‒ Бе-12 с бортовым номером «25-жёлтый», сделанным в 2013 и 2021 годах фотографом и частным пилотом Игорем Колоколовым. Про историю этого экспоната я рассказал в предыдущей статье.

Бе-12 в Монино. 1975-1981 годы. Фото Николая Якубовича

Бе-12 ‒ высокоплан, выполненный по классической схеме, с крылом типа «чайка».

Фото Игоря Колоколова

К консолям крыла на пилонах крепятся неубирающиеся в полёте однореданные поплавки опорного типа.

Поплавок. Фото Игоря Колоколова

Киля нет, вместо него на концах стабилизатора установлены кильшайбы.

Кильшайба. Фото Игоря Колоколова

Самолёт оснащался двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д.

Фото Игоря Колоколова

Для запуска двигателей в хвостовой части была установлена ВСУ АИ-8.

АИ-8. Фото Игоря Колоколова

Для уменьшения брызгообразования по обоим бортам носовой части установлены брызгоотражатели шириной 200 мм. Они нужны для улучшения манёвренных возможностей самолёта на рулении, облегчения выдерживания направления на разбеге и пробеге.

Носовая часть. Фото Игоря Колоколова

Для уменьшения продольных колебаний самолёта при выходе на редан, на разбеге и для расширения диапазона углов устойчивого глиссирования по бортам лодки установили прочные гидродинамические щитки.

Днище. Фото Игоря Колоколова

Под днищем у заднего редана установлен водяной руль, с помощью которого выдерживается направление движения на разбеге.

Водяной руль. Фото Игоря Колоколова

Для временной стоянки самолёт снабжён якорным устройством.

Хвостовая часть. Фото Игоря Колоколова

Шасси самолёта трёхстоечное, убирающееся.

Основная стойка шасси. Фото Игоря Колоколова

Схема шасси самолёта является «архаичной» ‒ с хвостовым колесом вместо носовой стойки.

Фото Игоря Колоколова

Хвостовое колесо было сделано управляемым, что существенно упрощало маневрирование на рулении.

Хвостовая опора шасси. Фото Игоря Колоколова

В первоначальном варианте для управления служил штурвальчик. Впоследствии хвостовое колесо стало управляться от педалей, что оказалось значительно удобнее.

Педаль управления. Фото Игоря Колоколова

Внутри лодка состоит из 10 отсеков, из которых восемь водонепроницаемы. Этим обеспечивается непотопляемость при повреждении двух любых отсеков.

Технический отсек за кабиной. Фото Игоря Колоколова

Для сообщения между отсеками разделяющие их переборки снабжены люками с герметично закрывающимися дверями.

Дверь между отсеками. Фото Игоря Колоколова

В носовой части лодки находятся кабины штурмана и летчиков. Кабина негерметичная, поэтому потолок ограничен высотой 8000 м. Для полётов на высотах более 4000 м имелась кислородная система.

Кабина лётчиков. Фото Игоря Колоколова

Штурманы отмечали неудобства и тесноту кабины. Размеры рабочего столика не позволяли развернуть карту.

Кабина штурмана. Фото Игоря Колоколова

В средней части располагалась кабина радиста с блистером.

Рабочее место радиста. Фото Игоря Колоколова

Для входа и выхода экипажа в правом борту лодки имеются две двери: одна - в носовом отсеке, вторая - в хвостовой части.

Фото Игоря Колоколова

Входные двери, как это принято на кораблях, сделаны открывающимися вовнутрь, что облегчает покидание лодки в случае ее затопления.

Передняя входная дверь. Фото Игоря Колоколова

Катапультные кресла лётчиков КТ-1 ‒ такие же, как и на самолетах Ту-16, обеспечивающие покидание самолета на высотах свыше 100 м. Перед катапультированием кресла принудительно откатывались в заднее положение на 510 мм, штурвалы переводились в переднее положение.

Катапультное кресло командира. Фото Игоря Колоколова

Штурман покидал самолёт через люк в носовой части лодки.

Аварийный люк штурмана. Фото Игоря Колоколова

Радист эвакуировался через входную дверь своей кабины, расположенную вдоль правого борта. Ниже и правее люка видна причальная утка (двурогая фигурная планка для крепления снастей небольшого диаметра) для удержания плавсредств, причаливающих к самолёту.

Хвостовая входная дверь. Фото Игоря Колоколова

Для поиска подводных лодок самолёт оборудовался автоматизированной поисково-прицельной системой ППС-12 в составе:

  • радиолокационная станция «Инициатива-2Б», антенна которой расположена в носовой части лодки;
Обтекатель антенны РЛС. Фото Игоря Колоколова
  • радиогидроакустическая система поиска и обнаружения подводных лодок в подводном положении «Баку» с приёмным радиоустройством СПАРУ-55;
Блок системы СПАРУ-55. Фото Игоря Колоколова
  • комплект пассивных ненаправленных буев РГБ-Н («Ива»), РГБ-НМ («Чинара») и РГБ-НМ-1 («Жетон»);
Пульт управления вооружением и радиоакустическими буями. Фото Игоря Колоколова
  • авиационный магнитометр АПМ-60 «Орша», чувствительный блок которого устанавливался в хвостовом обтекателе длиной 3.3 м;
Самописец авиационного поискового магнитометра АПМ-60. Фото Игоря Колоколова
  • прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С-1 («Сирень-2М»);
  • автопилот АП-6Е;
  • бортовые измерители курса и скорости ЦСВ-1М-1 или ЦСВ-ЗМ-1, КС-4В, ЦГВ-5.

Пятый и шестой отсеки лодки имеют вырез длиной 4875 мм под грузоотсек с двумя люками - верхним и нижним, закрываемыми створками с механизмом привода от гидромоторов.

Грузовой отсек. Фото Игоря Колоколова

Донный грузолюк закрывается створками, подвешиваемыми на петлях. В закрытом положении створки фиксируются пятью замками, приводимыми в действие гидроцилиндром. Предусмотрена ручная система закрытия люков. По контуру вырезов люки имеют шланги герметизации, заполняемые воздухом из пневмосистемы.

Створки грузолюка. Фото Игоря Колоколова

В качестве средств поражения обнаруженных подводных лодок предполагалось использовать противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250-120, а также авиационные торпеды АТ-1 и АТ-1М, позже ‒ УМГТ-1 «Орлан», размещавшиеся в грузоотсеке.

Замки электросбрасывателей вооружения. Фото Игоря Колоколова

Интересный факт: в топливной системе Бе-12 применялись очень оригинальные соединения топливопроводов, скопированные со сбитого в свое время американского самолета-разведчика U-2.

Топливопроводы. Фото Игоря Колоколова

Источники и дополнительная информация:

  1. Фотографии Бе-12 от Игоря Колоколова: 2013 год (снаружи, внутри), 2021 год (снаружи, кабина пилотов, кабина штурмана, остальное внутри)
  2. Бе-12 Чайка на сайте «Уголок неба»
  3. Бе-12 «Чайка» на Wikipedia
  4. Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 «Чайка» на Авиару.рф

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#вмф #вмф ссср #вмф россии #самолёты #монино #бе-12 #ссср #авиация #морская авиация #гидросамолет

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Как устроен самолёт Бе-12.

Система комментирования SigComments