Мистическая повесть «Вий» пера Николая Васильевича Гоголя заслуженно привлекает внимание киноделов вот уже более века.
Одноимённый фильм ужасов стал первым российским фильмом ужасов. Да, не советский, именно российский. Нет, не тот, в котором исполняли роли Варлей и Куравлёв. Самый первый «Вий» был снят аж в 1909 году, второй – несколькими годами позднее (не то в 1913, не то в 1918, скорее всего, по мнению специалистов Государственного центрального музея кино, – в 1916). Обе эти ленты, к сожалению, до наших дней не сохранились.
Всем интересующимся предлагаю ознакомиться, когда, где и как ещё экранизировали «Вия»
«Маска Сатаны» (1960 год, Италия)
В 1960 году в Италии вышел фильм ужасов «Маска Сатаны» (оригинальное название – «La maschera del demonio», что дословно переводится как «Маска демона»), ставший режиссёрским дебютом Марио Бава и включённый Стивеном Кингом в список 100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950 по 1980 год. В титрах ленты указано: снято по рассказу Николая Васильевича Гоголя, однако от оригинала господа итальянцы ушли далековато.
Вместо панночки здесь другая ведьма – Айза Вайда, которую вместе с её избранником Игорем Явуто приговорили к смерти за колдовство в 1630 году посредством увечий пыточным орудием и последующим сожжением на костре. По приказу местного правителя (и по совместительству брата Айзы) на лица Айзы и Игоря надели металлические маски с шипами внутри и били по ним кувалдой.
Кадр из фильма «Маска Сатаны»Перед смертью Айза успела проклясть потомков брата, а грянувший дождь помешал сжечь её тело. Игоря закопали за кладбищенской оградой, а Айзу похоронили в специальном гробу с прозрачной крышкой, чтобы в поле зрения покойницы, коли ей доведётся воскреснуть, возник надгробный крест, на который возлагались надежды этому самому воскрешению помешать.
Минуло около двух веков. Через Молдавию в Москву на конгресс вместе со своим помощником Андреем Горобцом едет доктор Томас Круваян. По закону жанра у их телеги ломается колесо, и пока кучер проводит необходимые ремонтные работы, доктор с помощником решают погулять по древнему склепу, случившемуся неподалёку. Разумеется, они находят гроб Айзы. Круваян весьма заинтригован маской на трупе и не придумывает ничего лучше, кроме как разбить крышку и достать вещицу. В нужный момент на доктора нападает летучая мышь, он ломает крест и царапает руку об осколки стекла. Его кровь, конечно же, попадает Айзе на лицо, отчего та, конечно же, оживает. Восстаёт из мёртвых и её возлюбленный Игорь.
Дальнейшие события происходят в замке потомков брата ведьмы, куда путешественников приглашает девушка Катя, случайно им встретившаяся. Кровь этой самой Кати желает заполучить Айза, видя в том ключ к бессмертию, а в саму девушку влюбляется Горобец. Горобца в конце фильма пытается соблазнить и Айза, вот только хорошо сохранилось у неё лишь миловидное личико.
Кадр из фильма «Маска Сатаны»Не обошлось и без курьёзов. Действия фильма происходят в окрестностях украинского города Миргород, однако на территории Молдавии, и при всём при этом оттуда до Москвы – с день езды.
В разных странах и на разных языках картина имела разные названия. Наша «Маска Сатаны» от начального названия отличается не сильно (поменяли солидности ради некого безымянного демона на Сатану), в Англии же «La maschera del demonio» превратилось в «Black Sunday» («Чёрное Воскресенье»), а в Германии и вовсе в «Die Stunde, wenn Dracula kommt» («Час, когда приходит Дракула»). Конечно, никаких чёрных воскресений и графа Дракулы от этого на экране не появилось.
Итальянский постер к фильму «La maschera del demonio»«Вий» (1967 год, СССР)
Наше, родное!
Об этой картине речь в разделе уже велась (см. здесь).
Советский «Вий» придерживается первоисточника. Бурсака Хому Брута приглашают читать три ночи псалтирь над почившей дочкой пана сотника. При жизни дочка была ведьмой, по ночам превращалась в старуху, и, собственно, уже встречалась с Хомой. Та встреча стоила ведьме жизни – и перед смертью она решила отомстить прямо из гроба, в котором в дальнейшем лихо летает ночью в пустой церкви. Когда бурсак догадывается очертиться обережным кругом, панночка призывает великого и ужасного Вия, которому нужно поднять веки...
Кадр из фильма «Вий» 1967 годаОтечественный постер к фильму «Вий» 1967 года«Святое место» (1990 год, Югославия)
Эта лента Джордже Кадиевича снята не дословно по творению Николая Васильевича, а лишь по мотивам. Здесь уживаются и мистика, и эротика, и психологический триллер, а панночка не только встаёт мёртвая из гроба, но и пытается соблазнять слуг как мужского, так и женского пола.
По ощущениям от просмотра картина напоминает мрачноватую атмосферу нашего перестроечного кино.
Постер к фильму «Святое место»Кадр из фильма «Святое место»«Клиника» (1993 год, Украина)
Конечно, «Клиника» – не экранизация «Вия», но обладатель самых легендарных век в русской классической литературе в мультфильме присутствует, правда, несколько видоизменённый в соответствии с антуражем картины.
Постер к мультфильму «Клиника»«Клиника» – это юмористический мультфильм (юмор здесь чёрный) о страхе перед врачами и больницами. Главному герою, угодившему в некую клинику, снятся дурные сны. В конце концов, он оказывается в гробу сначала на праздничном столе (собравшийся им оттрапезничать медперсонал поёт «Happy Birthday to You», поздравляя своего главного)...
Кадр из мультфильма «Клиника»... а потом в локации, будто бы скопированной (пусть и вольно) с церквушки из фильма 1967 года.
Кадр из мультфильма «Клиника»Здесь к нашему герою сбегается местный врачебный состав (один специалист монструознее другого), а в сторонке медсестра томно посасывает через трубочку кровь, которую сдали на анализ.
Вот, например, дерматолог (кадр из мультфильма «Клиника»)Подобно Хоме Бруту, герой очерчивается кругом, используя вместо мела кровь из надкушенных пальцев (мелом как-то не получается)
Кадр из мультфильма «Клиника»Пересечь черту чудовищным медикам не удаётся, и одна из сотрудниц кричит: «Стойте! Приведите рентгенолога!»
Это и есть здешний Вий...
Кадр из мультфильма «Клиника»Рентгенолог требует: «Поднимите мне веки!»
Кадр из мультфильма «Клиника»И указывает: «Вот он!»
Кадр из мультфильма «Клиника»После чего нелюди в белых халатах, тесня друг друга, бросаются к герою.
Кадр из мультфильма «Клиника»Тот просыпается от собственного крика и отключает капельницу соседу по палате, который лежит весь с бинтах без возможности пошевелиться (раздражают нашего сновидца издаваемые ею звуки), облегчённо вздыхает и засыпает вновь.
Вот такой вот украинский мультик...
Сцена с кругом и «Поднимите мне веки!», кстати, не единственная отсылка к творчеству Гоголя в данной картине.
Кадр из мультфильма «Клиника»«Вий» (1996 год, Украина)
Этот мультфильм близок к первоисточнику, но многое в нём остаётся за кадром ввиду короткого хронометража.
Кадр из мультфильма «Вий»Вот местная панночка:
Кадр из мультфильма «Вий»А вот и сам Вий:
Кадр из мультфильма «Вий»«Новый год на хуторе блих Диканьки.
Обратите внимание: Пара молодых влюблённых в жизни и на экране в фильме "Очень странные дела".
От заката до рассвета» (2000 год, Украина)Общепризнанный факт, что с сюжетом «Вия» перекликается сюжет первой части вампирской трилогии Роберта Родригеса «От заката до рассвета». Это и подчеркнула в своём творчестве одесская комик-труппа «Маски» (те самые, которые смешили нас в девяностые своим «Маски-шоу»).
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Мультфильм большой известности не получил. Носит он характер юмористический и пародийный, в качестве главных героев задействованы персонажи из оригинального шоу, перекочевавшие в анимационные проекты «Масок»: дед, внук и внучка.
Деду, изнывающему от обилия фильма ужасов по телевизору, доставляют приглашение на некий карнавал в его родной украинской глубинке. Доставляет, отметим, персонаж, похожий на почтальона Печкина, который умер и вернулся для исполнения своих почтальонских обязанностей в качестве зомби.
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Дед уговаривает внуков отправиться с ним в глушь, показывая фотографии из своего детства.
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Родственнички отправляются в путешествия на поезде, где им встречается не иначе как сам Николай Васильевич Гоголь в образе фокусника.
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Внук присваивает волшебную палочку, герои проходят через кое-какие перипетии, но всё же добираются до места назначения.
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Семейка наводит порядок в пустовавшей хате, готовится праздновать, а ближе к полуночи детвора отправляет деда за ёлкой. По пути тот замечает ночной клуб...
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»... с танцовщицей (ему и такая сойдёт)...
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»... пузатым Пацюком...
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»... и «Пролежнями» (этакая пародия на британский музыкальный коллектив «The Prodigy» в старости).
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»К деду присоединяются хватившиеся его внуки, а в двенадцать часов все окна-двери клуба закрываются – и все, кроме нашей троицы, превращаются в монстров, с которыми родственнички и разбираются.
В конце концов, наши герои оказываются в локации, отсылающей нас непосредственно к произведению Николая Васильевича.
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Тут и панночка...
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»... и Вий.
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Последний оказывается старым знакомым деда, нацепившим костюм. Он-то и отправил приглашение.
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»Появляется Гоголь-фокусник, ему возвращают волшебную палочку, и он превращает панночку с Вием в Деда Мороза со Снегурочкой. Какой-то уж слишком внезапный хэппи-энд...
Кадр из мультфильма «Новый год на хуторе блих Диканьки. От заката до рассвета»«Ведьма» (2006 год, Россия)
Представьте себе экранизацию «Вия» без Вия, где действие происходит в Америке, а главный герой не погибает. Вот это он и есть – фильм, снятый режиссёром Олегом Фесенко
Ранний вариант рекламного постера, где ещё фигурирует название «Вий: во власти страха»Кадр из фильма «Ведьма»«Вий» (2014 год, Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия)
Этот «Вий» – вольная экранизация режиссёра Олега Степченко. Самый кассовый российский фильм 2014 года и последний фильм, где снялся Валерий Золотухин.
Особенность данной ленты состоит в том, что создатели и отразили ней сюжетную линию оригинального «Вия», и показали своё видение, как бы переосмысление.
Постер к фильму «Вий» 2014 годаФильм богат спецэффектами, а сам Вий в нём выглядит так:
Кадр из фильма «Вий» 2014 года«Гоголь. Вий» (Россия, 2018 год)
Глава четвёртая из киноэпопеи Егора Баранова о Гоголе (не настоящем Николае Васильевиче, а о том, которого играет Александр Петров). Затрагивать сюжет не буду – придётся пересказывать всю эпопею, а для этого лучше подойдёт формат отдельного поста.
Лучше покажу здешнего Вия:
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»Благодарю за внимание, на этом наш обзор подошёл к концу.
#кинематограф #фильмы ужасов #пародии #гоголь #вий
Больше интересных статей здесь: Ужас.
Источник статьи: «Вий» на экране (не только в 1967 году и не только у нас).