Классика ужасов. Роман «Изгоняющий Дьявола» Уильяма Блэтти

Уильям Блейк "Красный дракон"

Название: «Изгоняющий Дьявола»

Автор: Уильям Питер Блэтти

Жанр: ужасы, триллер

Страна: Америка

Год: 1971

Сперва хочу отметить, что мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Я – обычный читатель.

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЧИТАЛ (без спойлеров и мнений):

Это роман, основанный на реальных событиях, по которому был снят культовый одноименный фильм режиссером Уильямом Фридкином. Те, кто поднимают тему одержимости, всегда опираются на «Изгоняющего Дьявола». Это книга-канон, как «Дракула» Брэма Стокера, откуда вытекает вся вампирская тематика. (Создатели, на мой взгляд, смешной серии фильмов «Заклятие», так просто паразитируют на романе Блэтти.)

Сюжет, думаю, известен всем: у знаменитой американской актрисы есть любимая дочка, в которую вдруг вселяется дьявол и… никто не знает, что с этим делать.

Я не фанат жанра страшилок, но роман цепляет своей атмосферой этакого дотошного научного исследования. И, читая книгу, в один момент ловишь себя на мысли, что это не столько художественная литература, сколько полный сборник информации на тему одержимости демонами из разных источников: медицины, психиатрии и религии, на чьих полярных взглядах, собственно, и строится весь конфликт в книге. Но именно этот эффект «научности» и есть признак качественной художественности, поскольку, во-первых, не надо обладать особыми знаниями, чтобы читать этот роман, там автор сам все разжевывает простым языком. А, во-вторых, именно это и пугает. Страшно становится не из-за того, что выскочила несуществующая злая бука с криком: «А-А-А!» Нет, ужас охватывает в силу реальности происходящего, того, что может коснуться и касается каждого из нас. Это не просто развлекательная страшилка, это размышление на вечную тему существования зла на земле и его происхождения. Это не милое зло в виде дерьмодемона из фильма «Догма» и не романтические байроновские нюни. Это настоящее зло, потому что оно дремлет в нас и влияет на окружающих. Поэтому же роман очень психологичен, здесь каждая деталь в поведении персонажей очень важна, тут нет лишних слов.

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ?

По сути, автор убеждает нас в том, что демоны – это не какая-то фантастика, а реальная сила, которая влияет на нашу жизнь. Чтобы здраво воспринимать сказанное, предлагаю опереться на аналитическую психологию К. Г. Юнга:

Если коротко, то там есть такое понятие, как Тень. Тень – это та часть нашей личности, которую мы в себе не осознаем, потому что мы ее не признаем, вследствие чего рождаются комплексы. Пример: когда мы были беззаботными детьми, то многое себе позволяли проявлять в открытую, совершенно естественно, ну например, агрессию. Тогда родители нам говорят: «Агрессия – это плохо». И мы, боясь потерять родительскую любовь, запрещаем себе проявлять агрессию. Или, например, в вашем детстве отец много злился, и тогда вы сказали себе: «Я не буду таким, как мой отец, таким же злым». Так, за счет нашей или навязанной установки «Не злиться!», агрессия, злость уходит в «тень» нашей личности, которую мы боимся осознавать. И вот мы выросли. Нам кажется, что агрессии больше нет, более того, мы откровенно считаем себя добрыми и мирными, а тем временем… тень растет вместе с нашей сознательной установкой и порой дает о себе знать: что-то все-таки выводит нас из себя. Например, произошла какая-нибудь несправедливость на работе. И мы БЕСимся! «Да как так! – кричим мы и добавляем тут же: – Начальник, блин, просто зверь неуемный, всех разносит!» Хотя на самом деле начальник не такой, просто мы увидели в его проявлении частичку себя, своей Тени, которую мы похоронили в своей душе. Мы приходим домой и слышим от близких: «Да что с тобой? Почему ты такой злой!?» И это просто ВЫВОДИТ НАС из себя: «Это я-то злой!? Да я щас вас всех тут у-у-у!»

Эти негативные эмоции берут над нами верх, мы не можем себя контролировать, мы словно одержимы или, выражаясь психологически, впадаем в аффект. Порой этот аффект бывает настолько сильным, что человек, который считал себя воплощением мира и пацифизма, берется за оружие.

При этом в самой Тени нет ничего плохого, она так себя проявляет, потому что мы ее, попросту говоря, не любим. Я привел пример со злобой, но точно такой же принцип работает и с добротой. Кроме того, в той же агрессии, например, нет ничего плохого, если она направлена на творчество, спорт или защиту семьи и родины.

Но это лишь простой бытовой пример, на деле эта тема очень сложная и разнообразная. Например, Тень может переходить от родителей к своему маленькому ребенку, проявляется это тоже по-разному. К примеру, если родитель игнорирует свои сны, то они могут начать сниться его ребенку. Интересно, кстати, что в романе демон овладевает маленькой девочкой именно тогда, когда в ее семье все не так радужно, как кажется на первый взгляд, но об этом ниже. И самое, конечно, ужасное, когда Тень в итоге овладевает сознанием человека и приводит к опасному аффекту или даже к тому, что описывается в романе. Причина также проста – банальное игнорирование и неприятие.

Итак, можно заключить, что духи, демоны (они же аффекты, комплексы) это всегда то, что мы не осознаем, чего боимся и именно поэтому они врываются в человеческую жизнь. Вот я и рекомендую вдохновиться романом, держа в голове эту информацию, чтобы заодно поймать своих чертей за хвосты. И задуматься также о том, о чем повествует автор: какими бы мы не были рациональными, нам не избежать иррационального.

Если мне удалось вас вдохновить на чтение, то, пожалуйста, сначала прочитайте книжку, насладитесь ею, составьте свое впечатление и только потом вернитесь к статье. А если нет, то идите дальше, может мне удастся вас зацепить через разбор произведения, но имейте ввиду: спойлеры неизбежны.

Уильям Блейк "Красный дракон и жена, облаченная в солнце"

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОЧИТАЛ (разбор книги и в чем ее фишка, спойлеры неизбежны):

Продолжая говорить о романе, опираясь на юнгианское понятие «Тени», мне безумно понравилось, что автор сознательно опустил историю персонажей. И в этом, как мне кажется, главная фишка романа. Очень много содержания находится как бы в тени, очень много скрытого, недосказанного, а в тихом омуте – черти водятся, как говорится. Так мы понимаем, что главный герой романа это Дэмиен Каррас, ведь подробностями его жизни автор делится с читателем щедрее по сравнению с другими персонажами.

Недосказанность и скрытость отражает глубокий психологизм книги, ведь каждый герой скрывает причину своей вины. Это еще один очень важный элемент, связанный с демонизмом: чувство вины. Можно даже предположить, что именно вина призвала демона, ведь в комнату к одержимой девочке заходили только те, кто испытывал чувство вины! Например, талантливый детектив, который обо всем догадался, так и не оказался в комнате с демоном, потому что не испытывал никакой вины. Более того, он ничего не скрывал, а наоборот – раскрывал, он искатель правды, поэтому ему нечего было делать в комнате. А вот режиссер поднялся в комнату и умер, потому что не был чист. Тут у вас возникнет вопрос: «Погоди-погоди, так получается и экзорцист тоже в чем-то провинился?» А вот это, на мой взгляд, самое интересное.

Все, о чем я говорю, раскрывает последняя глава, самая сильная и интересная во всем романе. Ключевой момент, ради которого мы узнали столько информации в начале повествования, момент, когда происходит непосредственно экзорцизм.

Во время экзорцизма очень важны реплики, которые произносит демон.

Когда появляется чета Энгстромов, он кричит Уилли, что ее дочь жива, что она безнадежная наркоманка. Муж Карл с криком «Не слушай!» выталкивает жену из комнаты. Важно именно то, что демон озвучивает правду, которую прежде раскрыл читателю еще детектив. Мы не знаем историю Карла. Мы только знаем, что он сидел в тюрьме. Нам остается догадываться о его мотивах, почему он скрывает от своей жены (!) её родную дочь, почему он не говорит ей, что она жива и то, что она наркоманка. Даже не знаю, что здесь страшнее. Зато мы ясно понимаем – Карл испытывает тяжелую вину, он виноват в том, что произошло, но что именно произошло мы не знаем.

Когда входит в комнату помощница хозяйки Шарон, то: «Регана с воплем «Потаскуха!» обдала ей лицо рвотой. Шарон остановилась как вкопанная, и тут появилась личность Дэннингса и заорала: – Проклятая шлюха! Шарон вылетела из комнаты». Судя по реакции Шарон, понятно, что демон снова говорит правду. Но что именно произошло мы снова до конца не понимаем. Видимо, Шарон переспала с режиссером Бёрком под носом у Крис, затем еще с кем-то, о чем знал Бёрк. Из всех известных нам персонажей это, на мой взгляд, мог быть только муж Крис, но это все гипотезы.

Когда в комнате оказывается мать девочки, бес говорит: «Ты довольна? Это все из-за тебя!

Обратите внимание: 18+ 6 безумных фильмов ужасов!Заходи,если не боишься.

Да! Это все из-за того, что карьера тебе важнее всего на свете, важнее мужа, важнее дочери, важнее…» И демон снова говорит правду, ведь на протяжении всего романа мать разрывается между карьерой и дочерью. С одной стороны, она ее балует, уделяет иногда много времени, но в тоже время зовет домой гостей, когда дочери плохо. Сразу НЕ отказывается от делового предложения стать режиссером, надеясь, что дочке станет лучше, хотя очевидно, что нет. Да и вообще она довольно поверхностная женщина, способная только покупать своему ребенку мороженое и билеты в кино. Она с ней даже не разговаривает по-человечески. О жизненно важных вещах, с ней говорит какая-то Шарон, а не мать. Занимается образованием Шарон, а не мать. Неудивительно, что родная мама так долго не знала о существовании спиритической доски, из-за которой и произошла вся трагедия. Мы также знаем, что отец ушел из семьи потому, что он самовлюбленный человек, ведь он жалуется на то, что его не воспринимают как личность: «муж кинозвезды». В тоже время это камень в огород Крис, которая очевидно занята лишь собой. Папа, опять же, не лучше, ведь он совершенно не вспоминает о родной дочери, сидя на своей яхте. Словом, невинная и добрая девочка осталась совсем одна, и прилетел к ней, одинокой, демон по имени Пазузу.

Главному герою он тоже говорит правду: тот оставил свою больную мать одну, и она умерла в одиночестве. С тех пор его гложет чувство вины. Он хочет хоть кому-то помочь в этой жизни, поэтому соглашается на «лечение» Реганы, именно на лечение, потому что Каррас потерял веру и подходит к решению проблемы не как священник, а как психиатр, используя свой разум, а не сердце. При этом в глубине души он жаждет, чтобы то, с чем он столкнулся, оказалось не болезнью, а настоящим демонизмом, ведь тогда он обретет веру. Но ему этого долго не удается, потому что пытается постичь демона разумом, тот в свою очередь отвечает точно также, как отвечал черт Ивану Карамазову: «Я читаю твои мысли. Я просто нашел ответы в твоей голове».

Демон, в отличие от людей, ничего не скрывает и говорит только правду, потому что правда и вина всегда идут рука об руку. Всем известно, что имя Люцифер в переводе означает «Несущий свет», так и в романе демон освещает темные, скрытые углы. Мы не знаем в подробностях истории героев, но мы точно можем сказать, что их всех объединяет: это чувство вины за то, что все они не делились любовью.

В дом актрисы наконец-то прибывает изгоняющий дьявола, и главный герой расстроен тем, что экзорцистом назначили не его, думая: «Почему? Из-за того, что Мэррину раньше уже приходилось делать это? Он закрыл глаза и вспомнил, что для изгнания бесов выбирают тех, «кто набожен» и обладает «высокими душевными качествами». Ему припомнился отрывок из Евангелия, когда ученики спросили Христа, почему они не могут изгонять бесов, и он ответил им: «Потому что вера ваша слаба».

Так правда ли Мэррин набожен? Правда ли, что вера его сильна? Вот этот момент один из самых интересных в романе. И у нас сразу могут возникнуть сомнения, поскольку, если Ланкастер истинный экзорцист, то почему демон вернулся? Кроме того, перед экзорцизмом Ланкастер Мэррин объясняет Каррасу: «Бес – лжец. Он будет лгать, чтобы смутить нас, но при этом будет подмешивать к своей лжи долю правды. Это психологическая атака, Дэмьен». Как мы убедились, демон всегда говорит только правду, а вот Ланкастер, выходит, уже сам немного лукавит. Но, возможно, ему приходится соврать, чтобы окружающие сохраняли свое самообладание, ведь, как мы помним, Ланкастер умер на месте от сердечной недостаточности, видимо, потому что не выдержал правды.

Что же говорит демон, когда экзорцист принимается за свою работу?

Первая связка реплик: «Гордец!», «Еретик!», «Давай же! Соверши чудо…», «Уединись где-нибудь подальше и поговори сам с собой, ведь тебе больше нет равных!»

Ланкастер испытывает вину за свою гордыню и даже признается в этом сам: «Тогда, давно, я даже отчаялся любить ближнего своего. Некоторые люди… отталкивали меня. Это меня мучило, Дэмьен, и привело к тому, что я разочаровался в себе, после чего мог легко разочароваться и в своем Боге. Моя вера была расшатана». Возможно, что корни его гордыни растут из того, что он не простой священник, а «философ-палеонтолог, человек, обладающий удивительным, тонким умом! Его книги всякий раз приводили в волнение церковь, потому что в них вера объяснялась с точки зрения науки…». Ум, как известно, надмевает, достаточно снова вспомнить Ивана Карамазова. (Кстати говоря, образ Ланкастера автор создал, основываясь на такой многогранной личности, как Пьер Тейяр де Шарден. Он один из первых теоретиков ноосферы, как Вернадский, почитайте в википедии.)

Вторая связка: «Лицемер! Тебе же плевать на свинью! Тебе на всех наплевать!» «Расскажи нам, где ты растерял свою смиренность? В пустыне? На развалинах? В могилах, куда ты позорно сбежал от своих друзей? Куда ты нагло смылся? Как ты смеешь разговаривать после этого с людьми…»

Ланкастер не просто гордец, он еще и мизантроп, который озабочен скорее своими идеями, чем окружающими. Он избегал людей и, возможно, даже использовал их в своих целях.

Третья связка: «Развратная гадина!», «Даже черви не будут жрать твои останки, ты… гомосек!»

Видимо, Ланкастер испытывает вину за гомосексуальные связи, ведь он, как священник, знает, что это смертный грех с точки зрения церкви.

Да, Ланкастер на самом деле не святой, как его воспринимают остальные персонажи, он не способен на отчаянное самопожертвование ради других, подобно Дэмьену, который завидует ему, и священник в этом тоже признается, когда говорит, что ему хотелось бы имя «Дэмьен», ссылаясь на имя католического святого Дамиана де Вёстера (тоже интересная историческая личность). Но! Ланкастер осознает свои грехи, признает их, и поэтому он знает природу одержимости. Во время перерыва экзорцизма, Дэмьен спрашивает какова цель одержимости? И то, что отвечает Ланкастер, также выражает главную мысль романа:

«…цель беса – не сама жертва, а другие люди, мы… те, кто видит все это, кто живет здесь. И я думаю, я уверен – он хочет, чтобы мы отчаялись… стали зверьми, подлыми, разложившимися личностями, забывшими о человеческом достоинстве. В этом, видимо, и весь секрет – дьяволу нужно, чтобы мы сами считали себя недостойными».

«…бес знает куда бить. Тогда, давно, я даже отчаялся любить ближнего своего… я разочаровался в себе… и в своем Боге».

«…В конце концов я понял… Ему (Богу) нужно было только, чтобы я делал все с любовью, делал даже для тех, кто отталкивает меня, а ведь это требует от нас большой любви».

«Как много мужей и жен считают, что их любовь прошла, потому что сердца их больше не бьются в восторге при виде возлюбленного! Боже! Вот здесь-то и лежит ответ, Дэмьен… Одержимость. Не в войнах суть, как считают многие, и даже не… этот… Нет, главное в мелочах, Дэмьен… в бесчувственном, мелочном непонимании».

Вот и ответ почему бес вселился в девочку: она потеряла свое достоинство, она считала себя недостойной, у нее заниженная самооценка, не смотря на все внешнее благополучие. Никто ее не любил на самом-то деле, никто не интересовался ею, не понимал. И все ее окружение невольно оказалось в ответе за ее состояние. И явился демон, который, подобно зеркалу, притянул всех к себе и заставил узреть самих себя, ибо зло рождается в «бесчувственном, мелочном непонимании». Это очень сильно напоминает или даже отсылает нас к «Братьям Карамазовым» Достоевского, где одна из главных мыслей заключается в том, что каждый из нас в ответе за грехи ближнего, что наши грехи не индивидуальны, они тесно связаны.

Чем чаще мы слышим правду, тем сильнее мы чувствуем вину и перестаем себя любить. Переставая себя любить, мы перестаем любить других и этот мир. В этом, должно быть, и состоит хитрый план демона. И единственное тут решение – признать свое несовершенство и находить в себе любовь, и проявлять ее к другим в мелочах, в быту, проявлять внимание к себе и другим. Мы должны учиться переступать через себя и находить в себе любовь. Полюбив себя, мы полюбим других и мир, и Бога.

В общем, посыл романа можно выразить одной цитатой: «Что вы можете сделать для укрепления мира во всем мире? Идите домой и любите свою семью». Мать Тереза.

Хочу напомнить, что мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Если у вас есть свое видение, если вы считаете, что я в чем-то не прав или что-то упустил, то обязательно поделитесь своим мнением в комментариях.

Если у вас есть книги, которые вдохновили вас, которые открыли вам на что-то глаза или помогли в жизни – обязательно поделитесь!

Ставьте лайки, подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи.

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». «Фауст» Гете

#Литература #психология #христианство #юнгианство #ужасы #читательский дневник #хоррор #читатель-обыватель #литература 20 века

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: Классика ужасов. Роман «Изгоняющий Дьявола» Уильяма Блэтти.

Система комментирования SigComments