Иччи

***

Верните череп хозяину. Ужасы северных лесов.

(2020, Россия)

Даже не знаю, что тебе, Гюльчатай, и сказать...

Странные они, эти кинематографисты Якутии.
Начинается картина Костаса Марсаана с надписи на английском "Made in Yakutia", далее идёт название "Иччи" на русском, однако половина всех диалогов в фильме на якутском отчего-то - упс! - без субтитров. Видимо, это намек всем англо- и русскоязычным зрителям: не понимаете - учите якутский и ние... никаких компромиссов! Но зачем тогда было расшаркиваться перед нами и "англичанами" в титрах, ума не приложу? Или национальная гордость и маркетинг - две разные вещи и одна другому, когда надо, совсем не помеха?

Впрочем, ладно. Сюжет в картине не столь сложен, чтобы темы бесед героев-якутов нельзя было понять из контекста их дальнейших разговоров с героиней-русской. Поэтому Марсаана поймём и простим. Тем паче не иностранцы бездуховные сей ужастик делали, а наши соотечестенники, да ещё из тех краёв, где киноиндустрия, мягко говоря, далеко не голливудская.

"Я живу на одном, а ты на другом, на высоком берегу на крутом" © Ю. Антонов.

Хоррор-стори (не знаю, как сказать это по-якутски), которую нам повествует на своём родном языке Марсаан и три его сценариста - четвертый в их бригаде он сам, - честна и незатейлива.

Жили-были в одной северной глуши фермер Пётр, его жена Саина и их взрослый сын Айсен; судя по армейской фотке, парень недавно демобилизовался из Швейно-Аксельбантовых войск РФ. И были у них свои землица, усадьба, трактор, катер, рыболовные сети и даже "Иж-Юпитер" с деревянной коляской.
Как говорится, а вам слабо?

И окучивали Петр с сыном свой "дальневосточный гектар"© как настоящие мужики, не ворча на судьбину. И даже тот факт, что их земля считалась проклятой, и в округе на десятки километров больше никто не жил, вовсе их не смущали.

И дальше не ворчали бы они, кабы однажды не нагрянул кромешный ад: из города к Петру приехал его старший сын Тимир со снохой и маленьким внучком. Как и положено "городскому", на машине, в красных тру... кедах и по большому, крайне неотложному делу.
А именно: попросить папку срочно продать мало-мало земли, а лучше даже всю. Во имя благого дела финансовой помощи темирову семейству. А то сами знаете: красные кеды в Якутии стоят как "боинг", вот Тимир и поиздержался до грани банкротства.
Ну чо, бать, толкнем землицу по-шустрому? Или ты хочешь, чтобы отец твоего внука как последний фермер по Якутску в кирзачах ходил?

Суровые люди из суровых краёв сантименты не жалуют! Особенно в печали.

Ну, вы поняли: первую четверть фильма мы наблюдаем обычные семейные тёрки-разборки. Где все успеют в хламину перегрызться и наорать друг на друга, в том числе на внука. А потом и немножко подраться, но уже чисто по-семейному, не в полный контакт, без синяков и шишек.
И вот, когда настроение у всех вконец упало, кто-то подал отличную идею: а пойдёмте-ка лучше спать! Разве что в нашей ситуёвине утро вечера вряд ли будет мудренее, но хоть передышку перед завтрашним раундом скандала себе устроим.
И пошли они спать, и легли, и уснули. Но едва сладко засопели, как вдруг во мраке ночи раздался страшный крик...

Однако не волнуйтесь, спойлеров не будет.
А будет, несмотря на вышесказанное ехидство, скромная похвала Марсаану и его команде. Потому что своеобразный хоррор на базе местного фольклора, плюс снятый на фоне великолепной природы, у них получился очень даже на уровне. И, главное - без попсовых эффектов "Бу!", что вдвойне удивительно.

Нет, Марсаан будет пугать вас не "бу!", а кромешным мраком, зловещим лесом, призраками-наваждениями, жутковатыми флэшбэками и психоделическими нежданчиками. И, разумеется, боем большого шаманского бубна, ибо куда ж без него-то?
И будет делать это Марсаан до тех пор, пока вы вместе с героями вконец не запутаетесь, где тут явь, а где кривь. А сама история не превратится в сплошной кошмарный сон, пробуждение от которого тоже вряд ли кого-то обрадует.

И не говорите: в этом ведьмином лесу и весной березовый сок вряд ли попьёшь.

***

В общем, к чему лукавить: кино хоть и сюжетно простое, но адресовано не массовому потребителю хорроров, а любителю хоррор-экзотики. Тому, кто готов мириться и с непонятной (наполовину) речью героев, и с абсолютно незнакомыми актёрами, и с реалиями российской глубинки (вернее, очень и очень "глубинки"), которую эти актёры топчут.

Но в любом случае, смотреть историю Костаса Марсаана на порядок интереснее, чем некультяпые поделки других российских хоррор-мейкеров, вроде "Вдовы" или "Твари". Потому как, даже если он и равняется на забугорные аналоги, всё равно, "якутский ужастик" - это уже любопытно. А когда он вдобавок достаточно профессионально снят (для своего бюджета), тут впору и сиквел потребовать - почему бы и нет, тема-то ещё не паханная и благодатная.

Трейлер фильма:

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: Иччи.

Система комментирования SigComments