3 больших фильма (и 1 небольшой), снятых по мотивам короткого рассказа Эдгара По

Экранизировать гениальных писателей - дело хорошее и нужное, хотя и не всегда выполнимое. К примеру, если автор писал только короткие произведения - как сделать из них полнометражные фильмы?

В нашем сегодняшнем литературном киноликбезе как раз и поговорим об одном небольшом рассказе, превратившемся в несколько полноформатных фильмов. Речь идёт о "Системе доктора Смоля и профессора Перро" (вариант перевода: "Система доктора Гудрона и профессора Перьё") Эдгара Аллана По.

Сумрачный гений...

Если не знаете, о чём речь, и лень читать несколько страниц, так я расскажу. Некий журналист приехал взять интервью у главврача небольшой психушки. Добрый доктор пригласил гостя отужинать вместе со всем персоналом. Во время приёма пищи журналист (а вместе с ним - и читатель) с ужасом понимает, что его окружают не врачи, а самые натуральные психи. В конце выясняется, что это действительно бывшие пациенты, которые подняли мятеж и заняли место докторов, а тех загнали в подвал, облили смолой и вываляли в перьях (в этом и заключалась инновационная "система Смоля и Перро", хотя герой юмора не вкурил).

Если экранизировать этот рассказ дословно, получится короткометражка на полчаса максимум. Однако французский режиссёр Клод Шаброль уложился в час.

«Система доктора Смоля и профессора Перро» /Le système du docteur Goudron et du professeur Plume (Франция, 1980)

Своя атмосфера...

Самая близкая к оригиналу, наименее спорная и довольно интеллигентная кино- (точне, теле-) версия рассказа, снятая для мини-сериала «Таинственные истории Эдгара Аллана По» (Edgar Allan Po`s mysterious stories). Близкая, но не дословная: добавили любовную линию. Зачем? Чтоб была, видимо, или для хронометража. Как бы то ни было, если интересует хорошая иллюстрация к первоисточнику, то вот она. Дальше начинаются вариации с поправкой на режиссёрское видение.

"Особняк безумия"/The Mansion of Madness (Мексика, 1973)

Нет. Вот это - своя атмосфера.

Здесь у нас полнометражный фильм на полтора часа. Мексиканцы развернулись. Небольшая психушка превратилась в огромный замок, а численность пациентов выросла с двадцати семи до каких-то диких сотен.

Фабула осталась прежней: журналист приезжает, чтобы взять интервью у главврача дурдома, и обнаруживает странные вещи: что явные психопаты разгуливают почти что на свободе и творят, что хотят. Доктор Майяр снисходительно объясняет, что у него в дурдоме действует "система поблажек": каждый псих получает то, что хочет. Например, человек-петух живёт в курятнике и клюёт зерно, человек-чёрт с привязанными рогами бегает по саду и выкрикивает проклятия, человек-Данте висит на кресте и цитирует "Божественную комедию"... Гармония! Кроме того Майяр вещает что-то невнятное про основанную им религию и грядущий новый мировой порядок.

Потом выясняется, что это и не доктор вовсе, а беглый преступник, который, будучи сам слегка сибанутым, устроил в психушке революцию, основал утопическое государство психов, а себя назначил правителем и стал устраивать массовые развлечения в стиле Калигулы.

Вообще-то этот фильм проходит по категории трэша, но в наше время смотрится почти как арт-хаус. Разумеется, это нисколько не страшно, зато живописно, местами - пикантно и очень забавно.

Обратите внимание: Ужасы, рассказанные бабушкой.

Самое смешное место - когда психи постановили скормить журналиста "птичкам", после чего появились три жутких чуда в перьях (буквально) и начали синхронно отмачивать зажигательный танец. (Видимо, среди пациентов дурдома была и танцевальная труппа.)

Сожрать журналиста не успели: как и в первоисточнике, узники вырвались на свободу и устроили хэппи-энд.

"Безумие"/Sílení (2005, Чехия и Словакия)

Вы ещё не в белом? Тогда мы идём к вам!

Кому же экранизировать знаменитого безумца, как не другому знаменитому безумцу? Ян Шванкмайер - чешский режиссёр и кукольник, чей фирменный приём - совмещение живых актёров и сюрреалистической кукольной анимации, а также зашкаливающий уровень бредовости и физиологической отвратительности всего происходящего.

Так вот, о фильме. В неведомо каком царстве и неведомо каком веке, где автомобили соседствовали с каретами, жил-был молодой человек Жан, слегка припадочный, но в остальном - очень положительный. И вот как-то раз пригласил его себе в гости некий Маркиз (подразумевается де Сад, чьи произведения отчасти навеяли сюжет фильма).

Маркиз казался добрым и весёлым стариканом, но вскоре молодой человек стал свидетелем того, что его благодетель по ночам устраивает некие богохульные перфомансы. Жан был набожным молодым человеком и устроил истерику. В ответ на это добрый Маркиз предложил ему пожить в чудесном дурдоме, где пациентам предоставлена полная свобода, а доктора заперты в подвале... И именно с этого момента фильм и превращается в вольную экранизацию "Системы доктора Смоля и профессора Перро" (есть там и отсылки к другим рассказам По и вышеупомянутому де Саду). Жан решил помочь психиатрам, превратившимся в узников... Лучше б он этого не делал.

По уровню абсурда, чернухи и обнажёнки "Безумие" напоминает наше перестроечное кино, с той разницей, что действие фильма постоянно прерывается крышесносящими кукольными мультиками о жизни весёлых кусков мяса, "оживлённых" с помощью stop-motion: они исполняют странные танцы, спариваются или просто повторяют действия героев. То ещё зрелище. Это, наверное, режиссёр хочет нам сказать: не будьте тупыми кусками мяса! А ещё он хочет сказать, что тоталитаризм - это гораздо хуже, чем анархия (для чехов - больная тема). Заведующий психушки практикует такие драконовские методы "лечения", что по сравнению с ним любой псих покажется детсадовцем. Впрочем, концовка даёт понять, что, возможно, все события фильма были плодом воображения бедного Жана.

Обитель проклятых/"Stonehearst Asylum" (США, 2014)

И напоследок голливудская версия, со всеми вытекающими: в минусе - на атмосферу подлинного безумия и сюра можно не рассчитывать, в плюсе - крепкие актёрские работы, хорошее качество съёмки и, возможно, увлекательный сценарий.

Конец XIX века, Британия. Молодой врач прибывает на стажировку в удалённую от цивилизации психушку, более похожую на тюрьму. Довольно быстро он выясняет, что психушка захвачена пациентами, а весь персонал упрятан в подвал. Буквально и получаса не проходит, а впереди ещё полтора!

Конечно, создатели молодцы, что не стали откладывать это открытие на финал - мы и так его знаем, читали. Вместо этого нас ждёт живописание драконовских методов работы тогдашних психиатров, которые лечили вполне невинные вещи - женские истерики или там страсть к самоудовлетворению - электрошоком, обливанием холодной водой, катанием на центрифуге... В общем, бедные психи правильно сделали, что взбунтовались.

А в конце нас ждёт уже настоящий сюрприз и довольно изобретательный. В общем, мне понравилось.

Итак:

  • Самая близкая к первоисточнику версия - французская.
  • Самая трэшовая - мексиканская.
  • Самая безумная - чешская.
  • Самая дружелюбная к зрителю - американская.

И ни одну из них не могу назвать слабым или неудачным. Даже мексиканская по-своему неплоха.

Есть ещё чехословацкий фильм 1931 аж года. В свободном доступе пока не нашёл.

Всем спасибо!

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: 3 больших фильма (и 1 небольшой), снятых по мотивам короткого рассказа Эдгара По.

Система комментирования SigComments