Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – весьма распространённое состояние, в различных формах встречающееся у многих людей. Иначе его называют неврозом навязчивых состояний. Невроз этот весьма популярен в массовой культуре: от него страдают герои многих книг и фильмов. Но как же выглядит этот самый невроз? Что он собой представляет? Я сам много лет страдаю от ОКР и в этой статье расскажу о том, как проявляется этот невроз у меня и как я с этим живу.
Если говорить в общем, ОКР выражается в том, что человек чувствует непреодолимую потребность к совершению определённого действия. Причём это действие человеку необходимо совершать многократно/регулярно без видимых на то причин. Это если мы говорим о компульсиях (действиях). Есть также обсессии - навязчивые мысли. Сам я страдаю в основном компульсиями, поэтому далее речь пойдёт именно о них.
Классический пример ОКР – постоянное мытьё рук. И речь здесь отнюдь не об обычной чистоплотности и разумном желании смывать с рук грязь. Человек, страдающий навязчивым желанием мыть руки, делает это постоянно и независимо от внешних обстоятельств. Мытьё рук для него приобретает характер ритуала. Представь, ты просыпаешься утром и идёшь в ванную, чтобы вымыть руки. Окей, вымыл. Что дальше? А дальше тебе начинает казаться, что вымыл ты их недостаточно хорошо. Причём под «недостаточно хорошо» здесь, скорее, понимается «неправильно». То есть, объективно руки у тебя стали чистые. Но у тебя есть ощущение, что ты как-то не так держал в руках мыло, как-то не так намыливал руки, совершал не те движения, которые должен бы был совершать, «неправильно» закрыл кран и так далее. В результате, ты вынужден повторять ритуал мытья много раз подряд – до тех пор, пока всё ни пройдёт «идеально».
В рассмотренном выше примере мы понимаем, что смысл невроза навязчивых состояний заключается не столько в самом мытье, сколько в повторении определённого действия самом по себе. ОКР может проявляться в самой разной форме: потребность многократно проговаривать определённые слова (или же любые слова – в зависимости от обстановки), потребность любые действия совершать определённым образом (например, потребность прикоснуться к предмету три раза подряд, если ты случайно его задел); совершение определённых движений в определённом месте или перед определённым действием (например, потребность перед сном попрыгать определённым образом на одной ноге, стоя напротив кровати) и так далее.
У одного и того же человека ОКР может проявляться одновременно в разных вариантах. Иначе говоря, если ты постоянно моеш руки, то, скорее всего, одним только мытьём рук твой невроз не ограничивается. В моём случае так и было – невроз проявлял себя самым разным образом. Мытьём рук я не страдал, но, например, вставая из-за стола, я НЕ должен был задеть его никакой частью тела. Если же вдруг случайно задевал, то тогда мне было необходимо задеть стол снова – в том же самом месте и той же частью тела. Причём сделать это нужно было «правильно». Если правильно не получалось, то действие следовало повторить.
Другой пример: идя по улице, я читал госномера автомобилей и затем, отведя взгляд, должен был проговорить их про себя наизусть – и тоже должен был сделать это «правильно».
Обратите внимание: Рассказываю, почему после "Пила 3D" никогда не буду смотреть эту франшизу.
В противном случае действие необходимо было повторить. Ещё, прочитав любое слово или предложение (например, какую-нибудь надпись на рекламном щите), я должен был тут же прочитать эту же самую надпись задом наперёд. Периодически также возникала необходимость не прочитывать, а проговаривать задом наперёд разные слова. Это было очень тяжело и сильно изматывало морально. Но зато со временем я натренировался и научился сходу произносить задом наперёд слова любой сложности и даже целые предложения.Каждый раз, когда я всё это проделывал, я чётко понимал, что это какой-то бред. В голове крутилась одна и так же мысль: «Зачем я всё это делаю?» Тем не менее, избавиться от этого было невозможно.
Насколько я помню, первые признаки ОКР появились у меня примерно в 9 лет. Сейчас я взрослый мужчина, но до сих пор от этого страдаю – хоть и не так сильно, как раньше. Больше всего страданий ОКР приносило мне в подростковом возрасте. С чисто практической точки зрения, огромный минус был в том, что на совершение всех этих бессмысленных действий у меня уходила масса времени. Вместо того, чтобы просто встать из-за стола и пойти по своим делам, я мог задержаться на несколько минут в попытках «правильно» дотронуться до чашки чая, из которой только что пил.
Если вы никогда не испытывали ничего подобного, то у вас наверняка возникнет вопрос: «Что чувствует человек в момент совершения навязчивого действия и какие внутренние ощущения не позволяют ему от этого отказаться?» Ну, лично у меня это было так: если я проходил мимо автомобиля, не проговорив при этом его госномер, либо вставал из-за стола, не дотронувшись до него должным образом, то казалось, будто… часть меня осталась там – там, откуда я ушёл. Будто что-то там такое, что нужно к этому вернуться. А если не вернусь, то я буду как-то связан с этим местом; как будто я что-то не доделал и это что-то теперь мешает и требует своего завершения. Вообще, это очень сложно описать словами…
В попытках избавиться от этого невроза, я много раз обещал себе, что вот ЭТОТ РАЗ точно будет последним. А раз он последний, то его нужно было проделать особенно тщательно. Это было непросто, но, когда, наконец, мне это удавалось, начинало реально казаться, что с этим покончено. Однако, очень скоро (в тот же день!) всё это снова возвращалось.
Ещё один любопытный момент: просто так прекратить повторять определённый ритуал практически невозможно, и поэтому я придумывал ему на замену другой ритуал. Например, я дал себе такое условие: если я вдруг не дотронусь до стола, когда это нужно будет сделать, то вместо этого должен дотронуться до него как бы мысленно – просто представить, что я дотронулся и всё, этого будет достаточно. Поначалу это помогало: «правильно» дотронуться до стола в своих мыслях было проще. Но, со временем, мысленный ритуал обрастал новыми правилами, усложнялся, и вновь начинал нещадно пожирать мои моральные и временные ресурсы.
Сегодня ОКР всё ещё со мной. Полностью избавиться от этого невроза мне не удалось. Но, при этом, был найден некий компромисс: невроз не исчез, но сейчас он не так сильно меня достаёт. Его удаётся контролировать, удерживая на определённом уровне. Мне будто бы удалось его приручить и сделать его чуть более управляемым.
Существуют разные точки зрения на то, каким образом у человека возникает ОКР. Мне наиболее близка психоаналитическая теория возникновения невроза навязчивых состояний. Это очень интересная тема, и я обязательно расскажу об этом в одной из следующих публикаций.
А у тебя есть ОКР? Если хочешь, расскажи об этом в комментариях – будет интересно почитать.
Больше интересных статей здесь: Ужас.
Источник статьи: Рассказываю, как я с этим живу.