...гораздо эффективнее, чем просто доброе слово
После того, как в Париже стало известно о поражении в бою с «черными флагами» под Ханоем французских войск и гибели их командующего Анри Ривьера, правительство Жюля Ферри решило использовать этот инцидент для расширения экспансии в Тонкине. На руку «ястребам» пришлась «замятня» при дворе в Хюэ, - после смерти императора Зык Тонга и свержения его законного наследника Дык Дыка, на троне утвердился имеющий крайне сомнительные права на корону Хиеп Хоа.
Жюль ФерриЕдва взойдя на трон, император Хиеп Хоа приказал вступить в переговоры с французским представителем Жюлем Арманом; параллельно он приблизил к себе предводителя «Черных флагов» Лю Юнфу и предоставил главному противнику французов Хоангу Кевьему широкие полномочия в северном Вьетнаме.
Франсуа-Жюль АрманФранцузский дипломат и гражданский комиссар Тонкина Жюль Арман решил, что разгул страстей при вьетнамском дворе – это как раз то, что нужно для заключения нового межгосударственного соглашения; он надеялся под шумок протащить такие условия, на которые в другой обстановке имперское правительство ни за что бы не согласилось. С Жюлем Арманом мы уже знакомы: он был одним из активнейших участников экспедиции Франсуа Гарнье. Арман ранее служил представителем Франции при сиамском дворе в Бангкоке и совершил несколько поездок в Камбоджу.
Хотя Арман был неплохим дипломатом и в целом прекрасно разбирался в делах Юго-Восточной Азии, его инициатива имела бы очень мало шансов на успех, если бы не одно обстоятельство, а именно – жесткая демонстрация военной силы, организованная и проведенная французским военным флотом в августе 1883 года близ вьетнамской столицы.
Главным инициатором вооруженного нападения на вьетнамское побережье был французский премьер Жюль Франсуа Ферри. Этот государственный муж и большой демократ придерживался экспансионистских взглядов во внешней политике. Когда в Париже стало известно о поражении и гибели Анри Ривьера, Ферри со своим кабинетом потребовал показательно покарать вьетнамцев.
В конце мая 1883 года была создана военно-морская дивизия для патрулирования Тонкинского залива (navale des côtes du Tonkin). Командование этой дивизией было поручено адмиралу Амеде Курбе . Для внутренних операций из транспортных судов и канонерских лодок была сформирована Тонкинская флотилия под командованием бригадного генерала Александра-Эжена Буэ.
Адмирал Амеди Курбе30 июля 1883 года адмирал Курбе, генерал Буэ и Жюль Арман провели в Хайфоне военный совет. Было решено как можно скорее начать наступление на позиции армии Черного Флага вокруг Фу Хоай. По настоянию Армана было также решено просить санкции правительства на удар по вьетнамской обороне Хюэ, за которым последовал бы ультиматум, требующий от вьетнамцев принять французский протекторат над Тонкином.
Правительство Ферри поначалу не одобрило этот план, опасаясь реакции Пекина, но потом все же решило рискнуть. 11 августа военно-морской министр Шарль Брун одобрил предложение Армана и Курбе о высадке десанта близ Хюэ. Поскольку Тонкинский экспедиционный корпус предполагалось задействовать против войск Лю Юнфу, десант был сформирован только из гарнизонных частей Кохинхины.
Десант
Когда приготовления были закончены, эскадра адмирала Курбе совершила переход из бухты Халонг в Тонкине на юг. В эскадру вошли броненосцы «Байяр» и «Аталанте», крейсер II ранга «Шаторено», транспорт «Аннамит», канонерка «Драк», а также два авизо - «Линкс» и «Ла Випер». Позже к эскадре присоединилось вспомогательное судно "Алуэтт". Корабли эскадры везли две роты французской морской пехоты, роту вьетнамских колониальных войск, две артиллерийские батареи под командованием капитана морской артиллерии Люса, и 100 солдат из корабельных десантных партий. В общей сложности французские силы насчитывали около 1000 человек. 18 августа 1883 г. в два часа пополудни корабли бросили якорь в бухте Туан-Ан.
Броненосеw "Байяр"«Байяр» занял позицию у устья реки, взяв на мушку два южных форта и большой северный, находящийся в 2000 метрах. «Шаторено» находился немного восточнее, ему было поручено атаковать только южные форты, а «Аталанте», ставший западнее, должен был обстреливать только большой форт. «Драк», стоявший на западном фланге французской линии, должен был взять на себя небольшие форты в конце вражеских позиций. Два мелкосидящих авизо были назначены в непосредственное прикрытие высадки. «Аннамит» остался в тылу.
Вьетнамцы предприняли попытку переговоров, и обсуждение заняло большую часть дня. В конце концов Курбе потребовал, чтобы форты Туан-Ан были переданы французам в течение двух часов. Ультиматум остался без ответа.
В 17.40 18 августа корабли подняли боевые флаги. Первым открыл огонь «Байяр», и вся дивизия последовала его примеру. Хотя форты вели ответный огонь, их снаряды просто не долетали до эскадры. Бомбардировка продолжалась примерно час, пока не стемнело.
Диспозиция сил во время бомбардировки Туан-АнаВ 4 часа утра 19 августа была объявлена посадка в шлюпки, но вскоре Курбе отменил приказ: море было очень неспокойным. На рассвете французы возобновили обстрел, и тут выяснилось, что ночью вьетнамцы сумели подтянуть на огневые позиции несколько современных нарезных орудий. Французские корабли были накрыты первым же на удивление метким залпом. Последовало несколько попаданий в броненосец «Байяр» и авизо «Ла Випер», правда, не нанесших серьезного ущерба. Вскоре вьетнамские пушки удалось подавить.
Высадка десанта у Туан-Ана20 августа солнце взошло на совершенно спокойном море. В 5.30 Курбе приказал приступить к высадке десанта. В 5.45 к берегу направился авангард под личным командованием капитана Паррайона с броненосца «Байяр». Высадка осложнялась мелководьем: подойти к берегу шлюпки не могли, и пехоте пришлось добрых пятнадцать минут брести по колено в воде, а потом – через песчаные дюны, где обороняющиеся начали закидывать их ручными гранатами. Исход этой фазы боя решил подавляющий обстрел с авизо "Линкс" и "Випер".
Авизо "Випер" в бою у Туан-АнаВ это время к берегу подошла вторая часть авангарда, возглавляемая старшим офицером «Аталанте» Пуалю. Она сумела стремительным броском завладеть артиллерийской батареей, прикрывавшей устье реки. Благодаря этому Паррайон смог атаковать и захватить деревню и Северный форт. Тем временем французы не без труда высадили в дюнах свои 65-миллиметровые орудия, которые очень ускорили продвижение пехоты вперед. Отходя, вьетнамцы подожгли деревню.
В 8 утра капитан Сорен высадился с основной частью морской пехоты и соединился с первым отрядом перед главным фортом. Гарнизон Тран Хай отстреливался, но огонь вьетнамцев практически не достигал цели: за несколько часов боя у десантников было лишь шестеро раненых, в том числе один офицер. Примерно через час боя капитан Паррайон, энсин Оливьери и лейтенант Гурдон подняли французский флаг на флагштоке цитадели.
Подготовка вьетнамских солдат никуда не годилась. Они совершенно не умели укрываться и маневрировать на поле боя и отвратительно стреляли. В то же время французы вошли в раж и рассвирепели. К полудню бой превратился в форменное избиение. Десантники поливали обороняющихся свинцом. За то время, пока вьетнамский солдат успевал сделать один выстрел, французский делал пять. Французы безжалостно добивали раненых и сдающихся в плен, войдя в азарт, они устроили соревнование – кто убьет больше.
К исходу дня в руках вьетнамцев все еще оставался Южный форт, орудия которого представляли серьезную угрозу. Чтобы нейтрализовать ее, авизо Lynx и Vipere прорвали боновое заграждение и вошли в русло реки. Когда канонерки открыли интенсивный огонь, их поддержала артиллерия крупных кораблей. Вьетнамцы отвечали, но огонь форта быстро слабел и вскоре прекратился. Когда на рассвете следующего дня французские солдаты ворвались в форт, он был совершенно пуст, - как и соседние деревни. Вьетнамские войска ушли, и теперь ничто не могло помешать французам пройти вверх по Ароматной реке (Sông Hương).
Французский флаг на форте Туан-АнаНа поле боя осталось не менее 600 мертвых вьетнамцев, многие из которых были убиты при попытке сдаться в плен. Число раненых оценивается вьетнамской стороной как «очень большое», а французской – «не менее 2000». Потери французов, напротив, оказались смехотворными – лишь дюжина раненых. На следующий день адмирал Курбе поздравил свои войска с успехом, особо отметив офицеров и команду авизо Lynx и Vipere.
Захват Туан-Ана был завершен. В бою погиб генерал Ле Чуан, был убит командир гарнизона цитадели Ле Си, старшие офицеры Лам Хоан и Тран Тхук Нхан покончили жизнь самоубийством.
Имперские власти запросили переговоров, на что французы согласились при условии, что вьетнамские гарнизоны оставят все укрепления вокруг Туан-Ана и вдоль дороги к цитадели Хюэ. Французы также потребовали вернуть две канонерские лодки (Scorpion и D’Entrcasteaux), переданные в дар вьетнамскому императору в 1874 году.
Договор
Резня в Туан-Ане достигла своей цели. Даже самому отчаянному забияке из числа вьетнамских вельмож стало ясно, что состояние имперской армии не позволяет ей противостоять современным европейским войскам. Хюэ нужен был мир, и как можно скорее. Император Хип Хоа санкционировал прямые переговоры с Жюлем Арманом и Паласном де Шампо, бывшим главой консульства в Хайфоне.
В результате уже 25 августа 1883 года была подписана так называемая Арманская конвенция. Этот документ закреплял за оставшимися территориями имперского Вьетнама статус французского протектората. Вьетнам открывался для европейской торговли.
Статья 23 конвенции гласила: «Отныне Франция будет гарантировать целостность земель, управляемых королем Аннама, защищать суверена от любой внешней агрессии и внутреннего мятежа и предъявлять справедливые претензии иностранным правительствам. Франции, и только Франции, поручено изгнать из Тонкина банды, известные как “Черные флаги”, и обеспечить безопасную и свободную торговлю на Красной реке».
Подписание договораИмператорский двор обязался отозвать из провинций всех чиновников, враждебных Франции. Французские чиновники получали право контролировать вьетнамских.
Война с Лю Юнфу и стоящим за его спиной цинским Китаем становилась абсолютно неизбежной.
Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы проводим опросы и выкладываем дополнительные материалы.
Подписывайтесь!
#вьетнам
#19 век
#история
#военная история
#история вьетнама
#колониализм
#франция
#индокитай
#1883
#тонкин
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться в раздел - так вы не пропустите выход нового материала
Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: 1883. Кольт и доброе слово.