Список обязательных к прочтению произведений одного из ярчайших прозаиков русского Серебряного века. Ваш маленький гид по импульсивному и мрачному миру Андреевской прозы.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Признаться честно, Леонид Андреев (1871-1919) один из моих любимых писателей в отечественной литературе. Во многом из-за того, что ему была подвластна короткая, но ёмкая форма серьёзного рассказа, а кроме того, это чуть ли не единственный представитель литературного направления экспрессионизм в русской словесности. Относясь к плеяде "великих орловцев" (Тютчев, Лесков, Тургенев, Бунин), Андреев всегда оставался как бы в их тени, а между тем это один из самых самобытных писателей дореволюционной эпохи. По смысловой тяжести и мрачности своих текстов с Андреевым может сравниться разве только Платонов. Я бы ещё сказал и Достоевский, но у Достоевского хотя бы есть спасение в виде веры... Андреев во многом хорош своей болезненной реакцией на происходящие в начале века войны, катастрофы, и революции и его творчество отличное свидетельство того предчувствия апокалипсиса, которым жила интеллигенция начала XX века. Кстати, я уже немного писал про Андреева в материале про забытых русских писателей. Здесь можно ознакомиться.
В тени Толстого, Достоевского и Чехова: забытые русские писателиКультурологический Ликбез4 маяНо всё это было лирическим отступлением, а теперь настало время погрузиться в мир андреевской прозы.
Для ознакомления
Андреев очень специфический писатель и будет понятен далеко не всем, да и лёгким вечерним чтивом перед сном его книги не назовёшь. Такова судьба всей модернистской литературы. Поэтому для всех, кто не знаком с Андреевым у меня есть два его произведения, своего рода маркеры, прочтение которых определит: насколько Андреев ваш.
Рассказ "Бездна"
«...и чёрная бездна поглотила его». Последние строчки этого небольшого рассказа, как и само произведение в своё время вызвало настоящее бурление в обществе, доходящее до скандала. Мне сложно рассказать о "Бездне" без спойлеров, а потому определю так: повествование о том, как бездна берёт верх над нутром при виде преступления, и сама выливается наружу опасной тьмой. Очень рекомендую этот рассказ всем. Тем более, он всего на пару страниц.
Участники телешовских «Сред». Слева направо: Скиталец, Л. Андреев, М. Горький, Н. Телешов, Ф. Шаляпин, И. Бунин, Е. ЧириковПовесть "Жизнь Василия Фивейского"
А вот тут уже старая-добрая тематика человека и Бога через призму модернизма, то есть через призму мира и мировоззрения, где Бога нет. Повесть страшная по своей фабуле (как и многое у Андреева): история про священника, который разочаровался и потерял бога. Не рекомендую читать это произведение, если сами находитесь в каких-то сомнениях или переживаете трудный период в жизни. По-сути, священник проходит самое настоящее грехопадение, потребляя почти все смертные грехи, а вместе с тем умирает и последний шанс на спасение: крохотная надежда в душе. При всём ужасе, есть очень сильная сторона повести — это глубокий психологический анализ.
Продвинутая стадия знакомства
Если вам понравились предыдущие произведения, вы почувствовали настоящий катарсис, то рекомендую продолжить знакомство с Андреевым, ибо он отличный певец тёмной стороны человека.
Повесть "Иуда Искариот"
Иной взгляд на библейского персонажа Иуду. Для тех, кто придерживается строгих христианских взглядов, эта повесть может стать несколько оскорбительной, ибо полностью меняет представление не только об Иуде, но и о Христе. Во-первых, Христос представлен скорее как античный революционер-социалист, мечтающий о равенстве для всех. Его партийная ячейка — апостолы, вечно сомневающиеся и боящиеся решительных действий. И только Иуда истинно верит в Христа. По фабуле повести предательство Иуды — это не предательство, а коренной толчок к началу революционных изменений. Есть даже прозрачные намёки, что сам Христос попросил Иуду, как любимого ученика сослужить ему эту службу.
Интересен и сам образ Иуды. Он больше похож на уголовника, попавшего в революционный кружок и готовый действовать совсем другими методами, нежели теоретики-идеалисты. Иногда складывается впечатление, что Андреев писал не про библейскую историю, а про свою современность, наблюдая за революционной деятельностью в России в начале XX века.
Рисунок Л. АндрееваРассказ "Красный смех"
Произведение стало откликом Андреева на ужасы Русско-японской войны 1904-1905 годов. В духе экспрессионизма автор описал ужасы войны через призму художественного виденья. Красный смех — это символ того, что происходит во время боевых действий, и то безумие, которое охватывает человеческую жизнь. Надо понимать, что Андреев никогда не воевал, а потому это произведение про другое: попытка осознать и понять как люди вообще способны убивать друг друга. Один из боевых офицеров, прочтя "Красный смех" прокомментировал рассказ так: "Быть может война и такая страшная, как описывает Андреев. Но он упускает очень важную деталь: человек ко всему привыкает, а потому никакого безумия нет и красного смеха не слышит. Убийство становиться обыденностью".
Портрет Андреева, написанный И. РепинымПовесть "Рассказ о семи повешенных"
А вот это уже произведение с двойным дном, предвещающая тематику экзистенциалистов. Андреев задаётся вопросом: на сколько человек имеет право отнимать жизнь у другого, если тот убил? Например, для нобелевского лауреата Альбера Камю подобный вопрос станет одним из главных пафосом в его повести "Посторонний"
Произведение писалось во время жуткой антиреволюционной борьбы царского правительства и столыпинских реформ — вешали регулярно. Как раз по фабуле повести происходит процесс над боевой группой предположительно эсеров, которые совершили неудачное покушение на чиновника. Андреев мастерски показал, как инстинкт жизни сталкивается с инстинктом смерти, рассказав о последних днях революционеров. Одной из сильнейших сцен является прощание перед казнью сына с отцом. На её счёт Толстой сказал, что даже он подобного не мог позволить в своей литературе.
Насыщаемся Андреевым полностью
Наконец, завершаем наш экскурс в мир Андреева ещё двумя произведениями. Орловский писатель был отличным драматургом, создавая пьесы в новом стиле. Его иногда называли "русским Ибсеном" за мощный пафос и новаторства в театральном жанре. Но прежде, ещё один роман. Правда, не законченный.
Роман "Дневник Сатаны"
Роман можно назвать квинтэссенцией идей Андреева. Сатана приходит в этот мир в эпоху войн и катастроф, которым запомнилось начало XX века. Он думает, что сможет благодаря своей жестокости и хитрости стать предводителем человечества. Однако всё происходит по-другому. Люди оказываются куда более жестокими, чем дьявол, а его хитрости и сил не хватает против бурлящих масс. Подспудно Андреев пытается осознать, что же такое социализм и точно ли за его разрушительными позывами того времени, могло скрываться светлое будущее.
Первое издание пьесы "Царь Голод"Пьеса "Царь голод"
Я выбрал эту пьесу как самую характерную из андреевского наследия. Однако и другие пьесы заслуживают внимания. Между тем, его драматургия — это одни из первых попыток модернистского осмысления привычного и древнего искусства. Мне хочется здесь схитрить и вместо своих слов оставить отзывы современников на драматургию Андреева.
Корней Иванович Чуковский: Пьесу „Царь Голод“ нужно ставить в цирке или на Марсовом поле, на. Она не для театрального партера. Она словно не пером написана, а метлой, шваброй, — и, когда я читаю её, мне кажется, что я слышу, как стучат в огромный барабан. — Бум! бум! бум! На барабане сыграешь ли фугу Баха? Её юмор вульгарен, её символы примитивны, она вся — для последних рядов райка».
Лев Николаевич Толстой: Этот наивный, напускной пессимизм, что не так идет жизнь, как мне хочется… Я много получаю писем таких, преимущественно от дам. Ни новой мысли, ни художественных образов.
Андрей Белый: Я не могу забыть того подъёма, с которым я читал это замечательное произведение. И когда мне говорят о недостатках, хочется сказать: „Не в недостатках дело“! Как сорвавшаяся лавина проносится перед нами „Жизнь Человека“. Как сорвавшаяся лавина, вырастает в душе гордый вызов судьбе. Как сорвавшаяся, пухнущая лавина растет, накипает в сердце рыдающее отчаяние.
Александр Блок: Да, отчаяние рыдающее, которое не притупляет чувства и воли, а будит, потому что проклятия человека так же громки и победоносны, как проклятия Иуды из Кариота… И эти вопли будили и будут будить людей в их тяжелых снах. Я чувствую в этой пьесе твёрдую уверенность, что победил Человек, что прав тот, кто вызывал на бой неумолимую, квадратную, проклятую судьбу.
А как вы относитесь к творчеству Андреева? Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать. C вами был Культурологический Ликбез, спасибо за прочтение!
Посты из серии "Что прочесть у..?
Читальный зал: что стоит прочесть у Оноре де Бальзака?Культурологический Ликбез18 апреляЧитальный зал: что стоит прочесть у Иоганна Вольфганга фон Гёте?Культурологический Ликбез6 маяОб авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.
#книги #русская литература #андреев #серебряный век #революция #культура #образование #русская история #ликбез #литература
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Читальный зал: что стоит прочесть у Леонида Андреева?.