В январе 2018 года в распоряжении журналистов оказалась аудиокассета, на которой 13-летняя Лусина Кунц берет интервью у своей прабабушки, Марии Циммерман, в 1974 году, всего за год до ее смерти. Первый же вопрос, который на пленке задает юная Люсина: «Как вы с ним познакомились?» Мария отвечает: «В детстве я всегда представляла, как будет выглядеть мужчина моей мечты. В то время я училась в школе на Ланге Гассе. Однажды вечером я иду по улице Йозефштедтерштрассе, и мне навстречу идет мистер Климт. Я думаю, Боже мой, он именно такой, каким я себе представляю красивого мужчину… Наверное, я так странно посмотрела на него, что он меня заметил».
До самой смерти Мария Циммерман называла Густава Климта любовью всей своей жизни. В 1897 году, когда они познакомились, ей только исполнилось 18, ему было 35, и он уже один из ведущих австрийских художников. Повзрослев, Лусина Кунц расстраивалась, что не успела расспросить свою прабабушку подробнее об их отношениях. Но что бы ей ответила Мария Циммерман? Что это были самые потрясающие несколько лет ее жизни?
Известно, что, когда Климт узнал о беременности Марии, он написал длинное письмо на десять страниц, в котором заверял, что будет заботиться о ней и их будущем ребенке, «как муж и отец». И он действительно снял для Марии и их сына, Густава, небольшую квартиру в Вене. Но также известно, что, когда Климт узнал о беременности Марии, он написал ей, что у него нет сейчас ни времени, ни сил на все это, так как ему надо заниматься большим государственным заказом – созданием «Факультетский картин». К тому же почти одновременно с Марией от Климта забеременела еще одна Мария, Мария Учицки. В отчаянии Мария Циммерман пришла к свои родителям, но те выгнали ее из дома, после чего ей пришлось буквально умалять Климта о финансовой помощи. Известно, что Климт материально поддерживал их сына Густава до самой своей смерти, но также известно, что он так и не признал его своим сыном. Как, впрочем, и всех остальных детей.
Окончательный разрыв между Климтом и Марией Циммерман произошел после смерти их второго сына, Отто, в 1902 году, которому не успело исполниться и года. Считается, что переживания Климта по этому поводу отражены в его картине Надежда I, написанной в 1903 году, на которой изображена беременная девушка на фоне черепа и страшных гримас. На первоначальных эскизах, созданных до смерти Отто, вместо черепа и гримас была мужская фигура. Впрочем, сама девушка на картине не Циммерман, а просто очередная модель, от которой истории осталось только имя, Герма. Сама Мария Циммерман появляется, как минимум, на двух картинах Климта 1899 года: в роли «Обнаженной истины», хранящейся в Австрийской национальной библиотеке, и на картине «Шуберт за клавиром», пропавшей во время Второй мировой войны.
Густав Климт - "Обнаженная истина" (1899)«Шуберт за клавиром» - очень необычная картина для Климта. Начать хотя бы с того, что главный персонаж картины – Шуберт, а Климт, как известно, вообще не любил изображать мужчин. Работа была создана в самом начале «Золотого периода», но все еще под большим влиянием Символизма. Картина уже светится золотом, но это свечение еще не декоративное. Несколько свечей, стоящих на пианино, выхватывают из полумрака кажущееся красным лицо Шуберта, а также три фигуры за его спиной, включая двух женщин, одетых в фантастические платья, которые во времена Шуберта, конечно, никто не носил. Но главный персонаж картины, только которому, кажется, и играет великий австрийский композитор, это одинокая фигура слева, Мария Циммерман. Во время написания картины она уже была беремена Густавом и, хотя Климт никогда не рисовал автопортреты, почему-то хочется верить, что как композитор играет на клавире только для одной слушательницы, так и художник рисовал эту картину для одного главного зрителя…
В том же году «Шуберт за клавиром» был представлен на выставке в Вене. Климт пришел на нее вместе с Альмой Шиндлер, в которую был влюблен в то время, и долго стоял вместе с ней перед картиной, очевидно, давай понять, как много она для него значит.
«Шуберт за клавиром» оказался в коллекции Серены и Августа Ледереров вместе с еще почти тридцатью работами Климта. К сожалению, большинство из них, скорее всего, в мае 1945 года сгорели в Иммендорфском дворце (подробнее см. https://zen.yandex.ru/media/lostart/gustav-klimt-fakultetskie-kartiny-18941903-pogibli-pri-pojare-v-1945-g-chast-iii-iurisprudenciia-5f11c86196ced3764ab1a596). От «Шуберта за клавиром» остался только небольшой набросок, созданный Климтом в 1896 году, еще до знакомства с Марией Циммерман, на котором Шуберт изображен в тесном кольце сразу четырех женщин. Мария Циммерман пережила свой самый романтичный портрет более чем на 30 лет. Она умерла в возрасте 96 лет в маленькой квартирке в Вене. По завещанию Климта, умершего в 1918 году, ей причитались смешные 4000 крон. Ни одной работы художника ей никогда не принадлежало. Все, что у нее осталось от него, это сын и воспоминания о ее любви.
Густав Климт - "Шуберт за клавиром", эскиз (1896)#Искусство #19век #Климт #Австрия #модернизм
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как любить художника? ("шуберт за клавиром" (1899) - Густав Климт; погибла при пожаре в 1945 г.).