Вождь графоманов или провидец. Феномен Юрия Петухова в отдельно взятой одной шестой части суши

Девяностые годы двадцатого века вполне справедливо считаются своего рода «смутным временем» постсоветского пространства. Странные и зачастую жутковатые персоналии, которых оно порождало, оставили свой след, такой же странный и характерный именно для этих бурных лет. В полной мере это относится и к фигуре, ставшей сейчас уже почти легендарной и в некотором смысле даже культовой — писателю и издателю Юрию Петухову.

Вообще-то я взял за правило не писать о книгах, которые мне по каким-то причинам не понравились, или которые лично я считаю, ну, скажем так, не очень удачными. Однако ради Петухова я решил поступиться принципами, поскольку он настолько уникален и одновременно логично-предсказуем, что обойти его вниманием было бы неправильно. Тем более, что, как это ни странно, на пике, так сказать, литературной карьеры он пользовался немалой популярностью.

Конечно, такой феномен, как Юрий Петухов, мог появиться только в девяностые годы. Причины этого не так уж сложно понять. Была такая страна СССР, и жил-был в ней обыкновенный инженер (вот ведь ирония — совсем недавно я писал почти те же самые строки о прямой противоположности Петухову — Александре Житинском и его творчестве). А потом вдруг СССР буквально взорвался и разлетелся на кучу осколков, которые стали барахтаться каждый сам по себе. И этим же взрывом, похоже, снесло крышу и инженеру Петухову. И началась его яркая, как наезды «братков» на продуктовый рынок, литературно-издательская карьера.

В 1991 году Петухов начинает издавать еженедельную газету «Голос Вселенной», которую в выходных данных сам именует не иначе как Печатный орган Высшего Разума Мироздания.

Обратите внимание: «Выйти из этого города». Немецкая фантастика о мрачном будущем в стиле «Заводной» Бачигалупи.

Дикая смесь неистовой желтухи про бои летающих тарелок с ПВО Московского округа, величии гиперборейцев, интервью с ультраправыми политиками, и личных термоядерных соображений Петухова о том, как бы получше обустроить Россию на какой-то момент стала одним из самых многотиражных изданий страны, и позволила лихому литератору основать свое издательство «Метагалактика», из которого так и посыпалась разнообразная печатная продукция — журнальный вариант «Голоса Вселенной», журнал «Приключения, Фантастика» и прочее.

Самое удивительное, что, напечатанные на почти туалетной бумаге, наполненные адской графоманью и дикой забубенной конспирологией, украшенные кичевыми корявыми иллюстрациями — эти издания были популярны! Это были времена царствования «Спид-инфо» и «Мегаполис-экспресс», к желтейшей бульварной галиматье которых Петухов добавил еще одну вырвиглазную специю — сумеречное воображение поистине космологических масштабов.

«Вершиной творчества» Юрия Петухова стала «Звездная месть» - пятитомная эпопея о приключениях бравого космодесантника двадцать-какого-то-там века Ивана, который лихо путешествует по галактикам, метагалактикам и даже параллельным вселенным, населенным исключительно омерзительными монстрами, единственной целью которых является — ни больше , ни меньше — уничтожение русского народа, на котором и держится все мироздание. Я должен честно признаться, что до конца сюжет этого великого труда я не постиг, ибо не смог дочитать хотя бы до половины ни один из томов этого «пятикнижия космического боевого маразма», хотя честно брался за все по очереди, плюс еще один «шыдевир» - роман «Бойня».

Такого концентрированного графоманского трэша в сочетании с апокалиптическими претензиями мне не доводилось встречать ни до, ни после. По-человечески, конечно, совершенно понятно, что происходило в голове у инженера Петухова, когда он в творческом экстазе создавал свою «нетленку»: у человека в одночасье выдернули из-под ног абсолютно все, на чем стоял всю жизнь, после чего вылили сверху огромную цистерну известной субстанции и сказали: «а теперь живите, как хотите, рынок, понимаешь ли, свобода!». Такое далеко не каждый переживет без последствий. Петухов вот не пережил…

Очевидно, из той же почвы растет и удивительная популярность литературных галлюцинаций Петухова. Опору под ногами ведь потеряла целая огромная страна, да и сама потом потерялась. К примеру, мой бывший одноклассник, активно приобщавший меня к творчеству Петухова, чья семья развалилась одновременно с развалом СССР — его родители в итоге оказались в разных, да еще и люто ненавидевших друг друга свеженезависимых государствах, а сам одноклассник, закончивший школу с золотой медалью, работал подсобником в шиномонтажке.

В наши дни бесконтрольного сетевого самиздата растиражированной графоманией мало кого удивишь, но она отличается от Петухова так же, как наши аутично-сытые времена отличаются от кипящего напалма девяностых. Рассуждать о литературных достоинствах творчества Юрия Петухова бессмысленно и даже абсурдно, это оксюморон (хотя у него есть довольно крепкий и сплоченный кружок — чтобы не сказать секта — фанатичных современных поклонников). Но он безусловно останется в истории, как ярчайшее и даже гротескное проявление своего времени.

Главное — следите, чтобы вас не похитили Хомозоиды.

#фантастика #боевая фантастика #лихие девяностые #литература #писатели #фэнтези #научная фантастика

Больше интересных статей здесь: Фантастика.

Источник статьи: Вождь графоманов или провидец. Феномен Юрия Петухова в отдельно взятой одной шестой части суши.

Система комментирования SigComments