Бб2. Аэлита по-американски

Из второго номера «Буйного бродяги» представляю переводное произведение «Тюльпан для Лукреция».

Из статьи об авторе:

Кен Маклеод - шотландец и бывший программист изображает миры будущего, полные социалистических профсоюзов и либертарных анклавов, враждующих между собой и друг другом. ... Добавьте обычные киберпанковские ингредиенты — машинное сознание, трансгуманистические примочки, крутые гаджеты, много замечательных веществ и рок-н-ролл — и получите пьянящую, безбашенную смесь.
Политические взгляды Маклеода — не поза. Он бывший член компартии, получивший две награды "Прометей" за лучший либертарианский научно-фантастический роман. В промежутках между работой над книгами писатель погружается в горячие сетевые дебаты о том, что на самом деле замышляли Маркс и Энгельс, или участвует в одной из бесконечных схоластических дискуссий, столь милых сердцу либертарианца.
… И, конечно, тетралогия "Звездная фракция", "Каменный канал", "Подразделение Кассини" и "Небесный путь", созданная Маклеодом с 1995 года, не содержит окончательных ответов. Но острый ум автора и едкий юмор делают чтение более чем стоящим…

Тюльпан для Лукреция

с сокращениями

<… После достижения небывалого технологического могущества и мировой войны Земля разделена на укрупненные государственные образования, теократии, погруженные в религиозный фундаментализм разного толка. Напр., США стали называться Доминион; он привержен кальвинизму…>

Лет в двенадцать-тринадцать, как раз когда гормоны начали прибывать, у меня было три тайных постыдных желания. Я хотел отправиться на Марс, я хотел быть уверенным, что не попаду в ад, и больше всего я хотел никогда не появляться на свет.

Будьте осторожны в своих желаниях.

Не поймите меня неправильно — расти при Реконструкции не было так уж плохо. По сравнению со многими другими частями послевоенного мира мы в Доминионе были еще счастливчиками. Лишения были не большими, чем в Конфедерации, Союзе или Европе, и намного меньшими, чем те, с которыми приходилось сталкиваться людям в Азии и на Ближнем Востоке.

Даже сегодня я немного ощетиниваюсь на слишком вольные шутки. Можно было играть в развалинах; к раненым на войне или ещё как-то изувеченным относились с добротой (и с детской жестокостью, но это тоже всемирная вещь, и у меня нет от нее защиты). И даже образование было (в своих пределах) доскональным.

Меня не терзало обязательное посещение церкви. Я не знал, что оно обязательное, потому что ходили все. Даже если бы оно не было, мои родители сделали бы его обязательным для нас. В воскресной школе мы учили наизусть "Краткое исповедание" и с жаром распевали пять пунктов кальвинизма, знаменитую формулу тюльпана.

— Всеобъемлющая греховность! Безусловное избрание! Ограниченное искупление! Неотразимая благодать! Стойкость святых!

Не могу сказать, что мы понимали что-нибудь из этого, кроме всеобъемлющей греховности. Все дети понимают всеобъемлющую греховность. (Буду честным: по крайней мере, все мальчики.) Для ребенка все имеет смысл. В этом Иисус был прав. Только когда вы становитесь немного старше, вас начинают глодать противоречия.

Например, вы начинаете понимать физику и применяете ее к теологии.

Большое дело в кальвинизме, его эксклюзивное предложение — это Божественные Правила. Все на свете. Каждая частица. (Даже если это не предопределено. Да, я и это понимал.) Но если каждая частица — значит, и каждая мысль. У нас были дореконструкционные учебники по биологии, в которых не говорилось об эволюции, но описывалась нейрофизиология.

Наши учителя очень гордились соответствием между кальвинизмом и физическим детерминизмом. Каждая частица, каждая мысль.

Значит, и каждая плохая мысль? Да.

Так почему нас винят в наших плохих мыслях, если... Этого нам не дано понять. Нельзя так думать.

Значит, и эта мысль тоже... Да.

Значит, бог предопределил через всю вечность, чтобы я подумал, что это нечестно, что бог предопределил каждую мою мысль через всю вечность, и все-таки он заставляет меня отвечать за каждую мысль?

Включая и эту мысль? Да.

Это возвращалось снова и снова, заставляя меня обкусывать ногти в штопоре отчаяния. Именно тогда я начал хотеть, чтобы я никогда не рождался. Ад не привлекал моего внимания, пока я не услышал на проповеди, что ад и рай прекрасно видны друг другу. Ад не был бы так невыносим, если бы не идеальный вид на радующихся святых, и рай не был бы так чудесен, если бы не идеальный вид на муки обреченных. Поэтому казалось логичным, что бог предусмотрительно обеспечил праведников таким блаженством, а грешников такими терзаниями.

Сначала в моем тринадцатилетнем мозгу сложилось представление о рае как о более привлекательном месте, чем мне казалось до тех пор. Когда прискучит вечное пение и игра на арфе, всегда можно будет посмотреть бесконечный ужастик про ад. Было довольно много людей (и не все из них ходили в мою школу), на чьи вечные муки я с легкой душой любовался в своем воображении.

Вторая часть проповеди заставила меня выпрямиться на скамье.

Проповедник объяснил, что — как бы это ни смущало наши черствые и мятежные сердца — мир с адом лучше, чем мир без ада, потому что без ада не проявлялась бы вящая слава бога. Лучше пусть зло существует и вечно показывается божья ненависть к нему, чем если бы зла не существовало вовсе. Потому что величайшее благо — это божья слава, а чем была бы божья слава, если бы каждое ее проявление не доносилось бы до его созданий?

Эта утешительная теодицея потрясла меня. Мне почему-то удавалось думать, вопреки всему, что мне говорили, что смерть Иисуса на кресте была, так сказать, божьим планом Б, что возможный мир, где наши прародители не съели запретный плод был, вопреки фактам, настоящим.

Но такой исход никогда не был возможен. Этот мир, ад и все остальное, был планом А. Адамов грех был вечно предопределен. Не было плана Б.

Обдумывая это по пути домой в сопровождении своих братьев, сестер и родителей, половиной мыслей уносясь к нашему субботнему обеду, я понял, что и не могло быть никакого плана Б. Божий замысел был вечен. В этом смысле все, что происходило, вплоть до танца каждой пылинки и еще глубже, было таким же вынужденным и неизбежным, как геометрия. С точки зрения бога не было ни времени, ни изменений, ни возможностей, ни свободы: вселенная была одним твердым бруском в четырех измерениях с 4004 года до Р. Х. до неизвестной, но такой же определенной даты его уничтожения. За этими пределами, равно неизменные и неизменяемые, лежали бесконечные пустыни вечности: восторга для немногих, агонии для многих.

Мои мысли играли в чехарду. Если вселенная оставалась неизменной с точки зрения бога, не была ли она такой же извечной и неизбежной, как бог?

Как отличить ее от бога? Как отличить геометрию от бога?

К тому времени, как мы набросились на остывшую курятину, я был на полпути к сиянию Спинозы, только без интеллектуальной любви к богу.

Темное видение поселилось в моих мыслях. Вы, может быть, удивляетесь, почему я не поделился своим недоумением с родителями или проповедником. Я выучил рано и накрепко, что спрашивать — уже грех. Я был не более готов обсуждать такие мысли с такими важными особами, чем делиться с ними своими (столь же беспокойными, и столь же прискорбно нормальными) сексуальными фантазиями.

Год или немного больше спустя — время тянулось долго — я листал книги в одном из букинистических магазинов в центре. (В интернете был файервол, новые публикации подвергались цензуре, но букинистические магазины еще не вычистили.) Я наткнулся на томик Лавкрафта. Я открыл его, начал читать и остолбенел. Я дочитал "Цвет из иных миров" прежде, чем догадался подойти к кассе и заплатить десять долларов. Я забрал книгу домой и прочитал ее от корки до корки, тайно и с восторгом.

Лавкрафт представлял вселенную огромным, древним, неразумным, безжалостным механизмом, в чьих безднах таятся и могут наброситься на нас в любой момент огромные, древние, зловещие существа. Это чтение давало мне чувство избавления, легкости, свободы, простой радости, как у ребенка, который несется вприпрыжку по солнечному лугу. Вселенная, где самое худшее, что может произойти, — Древние вернутся, когда сложатся звезды, и съедят наши мозги, была бесконечно более счастливым местом, чем то, где обретался я.

Мои осторожные дальнейшие поиски (на старом диске с Британской энциклопедией, все еще находившемся в местной библиотеке) открыли мне, что, несмотря на вымышленность чудовищ, основой видения Лавкрафта была его настоящая вера. У этой веры было название: материализм. Один клик привел меня к истории этого учения и имени поэта, который вознес ему хвалу: Лукреций. Я уже видел это имя раньше, на обложке тоненькой книжки на одной полке с Лавкрафтом. Тогда оно ничего для меня не значило.

Я поспешил к букинисту и отыскал то самое сокровище: "О природе вещей" Лукреция [философская поэма, в которой римский автор I века до н. э. изложил учение греческого философа-материалиста Эпикура], издание в мягкой обложке Хэккетт Классикс, перевод Мартина Фергюсона Смита. Обложка была черной, название красным, имя автора белым: сочетание цветов, которое смутно взволновало меня. Я просмотрел несколько страниц, и меня взяло за живое: вот человек, который видел красоту природы так же, как и ее ужас, одинаково невозмутимым взором. Я купил книгу и принес ее домой, прижимая к телу. Я проглотил ее так же напряженно и скрытно, как и Лавкрафта, и с еще большей радостью.

Первый раз в жизни я услышал хорошие новости. Я выпил это черное евангелие до дна. Его духовный эффект был поразительным, говорившим сам за себя. То, что жизнь была бессмысленной, а мораль человеческим изобретением, снимало тяжесть греха. Я был по-прежнему во грехе, но больше не отвечал за это. Я погряз во грехе не потому, что кто-то из моих предков съел яблоко, а потому что все мои предки ели друг друга.

Я стал изучать технику, убедительно защитил диссертацию по биомеханическому конструированию и при первой возможности навсегда оставил Доминион.

<…> Первые десять лет свободы я прожил в Брюсселе...

<… Брайан находит в газете подходящее объявление о приеме на работу…>

— Все очень просто, Брайан, — сказал он мне, когда я на следующий день пришел для собеседования в заднюю комнату собора. — Международный суд в Женеве рассматривает дело против Доминиона.

Истец, чье имя не важно, нуждается в веских доказательствах некоторых, хм, нарушений. У Церкви есть средства и решимость собрать доказательства, но по юридическим причинам, на которые, опять-таки, нет нужды отвлекаться, нам нужен наглухо закупоренный, твердокаменный, злобный атеист, чтобы принять участие в нашем, хм, сборе доказательств.

Пока все понимаете, мистер Хендерсон?

— Несомненно, — сказал я, потягивая черный Дауэ Эгбертс, хотя сомнения насчет того, к чему это все приведет, у меня были. — Но для начала не так-то просто выдвинуть обвинение в нарушении прав человека против Доминиона. Это ужасное место, но там придерживаются буквы закона. В этом они умны.

— Именно так, Брайан, именно так, — сказал Деклан. — Угнетать людей, не нарушая их прав, — это старая игра. Но Церковь играет в нее дольше.

Она знает, на какие сигналы нужно обращать внимание. А Доминион подставился еще тогда, когда Первая церковь Реконструкции постановила, что определенный класс существ не имеет прав.

— Неужели они опять скатились к расовому вопросу? — спросил я, потрясенный. — Извините, я не следил...

— Нет, не совсем к расовому вопросу, — сказал Деклан. — Вопрос синтетиков, а также копий и загрузок.

<…> — Ну ладно, это теория. Где они делают это на практике?

— В своей марсианской колонии. Во всяком случае, есть подозрение, что они используют синтетиков как рабов.

— Да зачем, черт возьми, — извините меня — им должны понадобиться рабы на Новом Вефиле? Там наверняка есть вся необходимая техника, чтобы жить в самой что ни на есть роскоши. Я думал, в этом и заключалась идея — сделать витрину.

— Витрина еще не открыта для публики, — подчеркнул Деклан. — Мы подозреваем, что к тому времени как прессу впустят, возможно, через двадцать или тридцать лет, Доминион надеется так отладить систему, что синты, — он покривился, использовав слегка пренебрежительное слово, — не будут даже выглядеть как рабы. А вот процесс приучения этого класса к своему месту они хотят скрыть.

Я покачал головой: — Я прежде всего не вижу, зачем им нужны рабы.

Отец Деклан положил локти на стол и скрестил пальцы.

— Ну же, Брайан, — сказал он. — Вы выросли там. Рабство — это часть их идеала. ООН не дает им практиковать его, она даже вынудила их прекратить систему подневольного труда, но Доминион рассматривает это как уступку. Иметь мужчин и женщин в качестве слуг — это то, что они рассматривают как свое право. Техника не умаляет этого — психологически это не то же самое, что иметь существо из плоти и крови, неотличимое от человека, чтобы обращаться с ним и злоупотреблять им как угодно.

<… Брайн соглашается и с помощью миниатюрного шпионского оборудования на Марсе синтезируется его копия …>

Хотя ощущения не отличались, было забавно думать о том, что я опять во плоти. Правда, не в той же самой, а воссозданной по отредактированному геному с оптимизированным генетическим кодом, умно сконструированным, без следа обезьяны или Адама в своей наследственности, вообще без наследственности, если на то пошло. Я сложил в сумку лишнюю одежду, установил выражение лица на веселую уверенность, которой не чувствовал,перешагнул через порог и ступил на территорию Доминиона. Доминиона, как на Земле, не царствия небесного.

<…>

Архитектура была зрелищно-вульгарной: представьте себе мормонский храм, спроектированный Альбертом Шпеером. Постройте его из шлифованного алюминия. Сделайте корочку из барокко, уберите католицизм и китч и взгромоздите сверху Ватикан и собор св. Павла. Увеличьте в десять раз, а потом в одиннадцать.

— Только что вылупился, как я погляжу, — сказал кто-то сзади. Я обернулся и увидел свою Лилит.

<…>

— Ладно, — сказал я. — Я был студентом. Мне нужны были деньги.

Увидел вербовочную рекламу Доминиона — пять тысяч долларов за мою энцефалографическую копию и тысячу на другом конце. И еще возможность заработать какие-то деньги и послать обратно. Не то чтобы я хоть цент собирался отправить этой сволочи. Не могу поверить, что я был настолько толстокожим, чтобы послать сюда собственную копию, — меня передернуло.

— Тогда это казалось хорошей идеей. Ты?

— Для меня это и было хорошей идеей, — сказала Джинива. — Я была наркоманкой. Моя жизнь была бардаком. Наверное так и осталась бардаком там. Я согласилась на те же условия, — она усмехнулась. — Теперь я не только чистая — я не смогла бы опять заторчать, даже если бы захотела.

— Ну и как здесь все на самом деле? — спросил я. — В смысле, до меня доходили... слухи.

— О, рабство и все такое? — она улыбнулась, сделав отстраняющее движение. — Забудь. Пока тебе наплевать, что ты делаешь грязную работу для людей, которые тебя презирают, все нормально. Нам даже Церковь не надоедает. Душ ведь нет, чтобы спасать, понимаешь?

— Что насчет законов, полицейских Доминиона?

— Патрулируют. Поддерживают порядок. Наблюдение повсюду. И на этом все. Никаких законов для таких, как мы. Даже документы не проверяют.

Я не мог представить, чтобы в подобном месте не было законов. Оно было слишком мирным. Что касается проверок документов...

Я посмотрел на свои руки. Ни морщин, ни сбитых костяшек, ни волос на запястьях, первая грязь собралась под ногтями.

— Что помешает любому из нас прикинуться гражданином?

Джинива сморщила нос: — У наших тел особый запах. Мы сами не чувствуем его, и он не неприятен для граждан, мы же должны работать на них, в конце концов, — но не перепутаешь. Так мне говорили.

— Хитро, — сказал я. — Лимбическая система.

<…> — Я объясню. Дай мне закончить. Граждане — это выдающиеся деятели Доминиона, самые лучшие и яркие, и их дети, всех тщательно проверяют.

Синты — дубликаты отчаянно бедных людей, сброда, авантюристов, отребья. Большинство делает за граждан черную работу, потому что другой нет, или пытается заработать монетку у себя на Задворках. Шпиону здесь ничего не светит, большинство синтов с радостью выдадут его за хорошую прибавку, и, в любом случае, работа в городе под прикрытием не приближает ни к каким секретам. Не то чтобы здесь можно было устроиться доверенным секретарем, лаборантом или кем-нибудь в этом роде. Повара, уборщики, грузчики, дворецкие. Ни у кого из них нет доступа ни к чему.

— А наложницы? — спросил я Джинива кивнула: — Такое иногда бывает, — сказала она. — И с мужчинами, и с женщинами. Мы не люди, так что это не считается прелюбодеянием или блудом. Но мы и не звери, так что это и не мерзость перед лицом господа. В книге Левит ничего не говорится о синтах. Синты и люди не могут иметь потомства, хотя синты здесь в любом случае бесплодны, но ты понимаешь о чем я, так что никаких осложнений. И, судя по тому, что я слышала, никаких разговоров в постели. Вставил, вынул и пошел. Никаких эмоциональных привязанностей. Они презирают нас и презирают себя за то, что трахают нас и по-всякому самоудовлетворяются с нами.

Что-то в ее голосе заставило меня подумать, что она судит не только по слухам.

— Открывает возможности для шантажа, — задумчиво сказал я.

— Ты не понял, да? Это не грех.

— Это я понял. Но отстается стыд.

Она задумалась: — Да, для некоторых способов самоудовлетворения. Шанс попасть на того самого человека при том самом стечении обстоятельств невелик, тебе не кажется?

— Ага. Что случилось с провалившимися шпионами?

— Их допросили и обменяли, насколько я знаю.

Ну, по крайней мере один способ возвращения есть. Не то чтобы меня тянуло его попробовать.

<… После взаимных подозрений и игры в недомолвки Джинива наконец сообщает, что на самом деле за время копирования Брайна прошло много лет и на Земле произошла катастрофа…>

— Была война, — сказала она, — Еще одна война. Между Доминионом и всеми остальными. На Земле и в космосе. Все это только слухи и разговоры, но, насколько мы знаем, все проиграли. С тех пор не было новых кораблей или колонистов. За изготовление радиопередатчика могут расстрелять, но некоторые делают радиоприемники со спутниковыми антеннами. Они иногда ловят сигналы, почти неразличимые, возможно от постчеловечества, может быть, от потомков всех этих загрузок, копий и ИИ, которые исследовали тогда солнечную систему. А с Земли вообще ничего. Граждане подразумевают под Доминионом только то, что имеют здесь. Насколько дело касается их — они победили. Это — Доминион. И эти граждане — человечество.

Все было понятно — человеческая цивилизация, уже разбитая одной ядерной войной, вряд ли могла пережить еще одну в том же столетии.

Доминион унаследовал большую часть ядерного арсенала бывших США.

Этого, даже учитывая боеголовки, выпущенные по гигантским направлявшимся на Марс ковчегам, должно было хватить, чтобы опустошить мир. И, конечно, миру было чем ответить. Это был Армагеддон для обеих сторон. К чему им было сдерживаться.

"Ты победил, Галилеянин, серым окрасив мир..."

<…> Это были последние наши внятные реплики за этот долгий, мутный, проклятый день. Что здесь еще сказать? У нас обоих были молодые тела, мы нравились друг другу и нуждались в утешении. А вечером, когда мы трахались и остывали, валялись, и сидели, и ели, и пили, и дремали, и вполглаза смотрели экран, мы все говорили и не могли наговориться.

— Странно, — сказала она мне, когда мы сидели на кровати и пили чтото мерзкое и алкогольное, состряпанное ею в дрекслере, — но я должна быть благодарна.

— За что?

Она согнула и разогнула руку: — За это тело. Оно долго не состарится, не заболеет, не пристрастится к наркотикам. От него больше удовольствия, чем от всего, что у меня было до сих пор.

— Я заметил.

— И оно даже не устает.

— Это я тоже заметил.

Мы понимающе улыбнулись друг другу.

Тогда меня и поразило осознание.

В вирте я стал не то чтобы привередливым, но привык, что мое тело намного лучше той плоти, что я оставил. Конечно, это было виртуальное тело, целиком существовавшее в программах, но весь смысл был в том, что наши виртуальные тела были похожи на наши будущие тела, а не на те, с которых нас скопировали. Мы даже мыслили яснее, хотя и не менее ошибочно.

И то же самое касалось всех остальных. Мы все были немного более рациональны, чем люди. Неудивительно, что не было мусора и граффити на Задворках. Спокойствие без вмешательства полиции.

Но и без преданности друг другу. Я помнил, что сказала Джинива про выдачу шпионов. Интересно, верно ли это до сих пор, после столетия здешней жизни и после того, как шпионы перестали появляться?

Без детей...

— Откуда берутся новые тела, — спросил я, — как синтов стало сто тысяч?

— Наверное, было загружено больше копий, чем требовалось гражданам, — сказала Джинива. — Кажется, это регулируется автоматически, по мере того, как растет их население, растет и наше. Мы это не контролируем.

— Но могли бы, — сказал я. — Мы могли бы даже выращивать новых синтов с младенчества, если бы хотели детей.

— Могли бы, если бы контролировали производство тел, — сказала она.

— Если бы. Но мы его не контролируем. И я сомневаюсь, что контролируют граждане. Как я и сказала, там, похоже, автоматика. Мы — часть коммунального хозяйства, как парки и переработка.

<…>

Следующие несколько недель я днем работал в городе, а по ночам вел разговоры в гетто — сначала с Джинивой, потом с ее надежными друзьями, по одному, по двое, в конце концов с десятками людей одновременно. С каждым днем мои убеждения укреплялись. Я работал официантом, грузчиком и рассыльным, укладывал волосы и мыл ноги. Иногда я предоставлял более интимные услуги. Я видел граждан в обществе и в быту.

Они в упор не видели меня.

Многим можно было восхищаться. Широкие бульвары, вздымающиеся ввысь здания, пышные сады, родное обаяние патриархата. Мужчины были сильными, женщины красивыми — робкие девушки, гордые матери семейств, почтенные старухи. Их облачения были произведениями искусства. Дети хорошо себя вели и выглядели счастливыми. Дела процветали — для такого маленького и замкнутого общества рынок был очень оживленным, и даже архитектура динамичной. Твердые, как мрамор, блестящие здания, тем не менее, модифицировались и заменялись с легкостью театральных декораций. Богослужение было простым и искренним, вера внешне всеобщей. Все это выглядело воплощением доминианистской мечты об обществе, соединяющем христианскую добродетель с осколками скрижалей Моисея. Я не видел, чтобы кого-то побивали камнями или бичевали. Все поводы для этого давно прошли.

Подчинение стало рефлексом. Священники проклинали, теократы грозили, а конгрегации и консультативные советы прихожан слушали, не критикуя и не шевелясь.

Я знал — хотя бы по собственному опыту, — что эта видимость обманчива. У кого-то должны были быть сомнения, личные агонии, мысли, которыми они ни с кем не делились. Кто-то даже наверняка завидовал нам, потому что у нас нет душ. Нашим телам они тоже могли завидовать — учение запрещало изменять божий образ, известный также как человеческий геном. Их медицина, всегда осторожная, еще больше отстала из-за изоляции.

Другие науки продолжали развиваться. Действовала обсерватория.

Появлялись новые изобретения, разрабатывались новые стили. Системы окружающей среды требовали постоянной поддержки. Изредка человеческие или автоматические экспедиции покидали шлюзы, чтобы сделать вылазку на поверхность Марса. С большим мастерством реконструировалась геологическая история планеты, все ее шесть тысячелетий. Время от времени заходила речь о том, чтобы построить еще один купол. Когда время придет, а, учитывая размер среднестатистической семьи, это произойдет скоро, задачу выполнят нанороботы.

Я сделаю все от меня зависящее, чтобы это время не пришло.

Я сидел за столом в маленьком, пропахшем потом зале и смотрел на тридцать семь идеальных внимательных лиц. На Синтских Задворках мало где можно было собраться — ни политики, ни церквей, ни школ — поэтому Джинива предложила гимнастические залы. Этим вечером она, моя первая обращенная и мой первый апостол, выступала перед такой же небольшой группой в таком же пропахшем зале.

— Вы все достойны презрения, — говорил я им. — Мы презренный народ, мы, синты. Мы по собственному выбору делаем для людей унизительную работу. Мы не стоим даже наемных рабов, которые могут оправдаться зависимостью. Если бы каждый из нас решил жить в соответствии со своими потребностями, нам хватило бы дрекслеров. Вместо этого мы каждый день маршируем в город, чтобы заработать на небольшую роскошь и удовольствия. Мы немного рациональней людей, и именно поэтому малейшего перевеса в выгоде достаточно, чтобы мы делали один и тот же выбор изо дня в день. Мы можем перестать делать...

Кто-то поднял руку.

— Да? — сказал я в восторге от того, что вызвал реакцию.

— Если мы прекратим работать, — сказал мужчина, поднявший руку, — люди — граждане — могут выключить дрекслеры. Все, что мы можем им противопоставить, у них под контролем. Они могут даже помешать нам собирать органику и минералы, чтобы загружать в дрекслеры. Скоро мы будем вынуждены опять выйти на работу, и нам придется еще хуже, чем если бы мы вообще ничего не делали.

— Это правда, — сказал я. — Но какой эффект произведет наш уход на них — и на нас? У них появится уважение к нам, и у нас появится уважение к самим себе. И это будет начало. Да, скромное, но в первый раз мы будем народом. Мы можем предложить больше...

<…> — Так вот, — продолжил я. — Мы презренный народ. Но мы можем быть великим народом. Если мы будем уважать себя и заставим людей, пусть нехотя, уважать нас, они скоро поймут, что мы можем предложить больше, чем выполнение унизительных и ненужных работ. Мы не обязаны быть официантами, горничными, грузчиками и проститутками. Мы можем быть учеными, изобретателями, мыслителями. Мы физически и интеллектуально превосходим людей, и надо обратить это против них. Есть одно дело, которое мы можем сделать для них, а они никогда не решатся сделать для себя. Мы можем установить контакт с постчеловечеством и остальной Солнечной системой. Построить мост между человечеством и постчеловечеством. Кто справится с этим лучше нас, бывших когда-то людьми?

Агнесса — Леона Топас — поднялась со своего места.

— Можно я перебью? — спросила она с небрежной снисходительностью, которая мне очень понравилась.

— Конечно, — сказал я.

— Я понимаю, что ты пытаешься сделать, Уоррен, — сказала она, почти прорычав мое рабское имя. — Когда мы прибыли сюда двадцать три марсианских года назад, мы пытались сделать то же самое. Мы пытались проповедовать. Это разбилось о стену интеллектуального превосходства, о которой ты говорил. Тогда мы попробовали, ну, можешь назвать это теологией освобождения. Наша потребность в обретении духовного достоинства и вся эта фальшь. Мы даже попытались организовать то, что ты так старательно не называешь забастовкой. Это разбилось о дилемму заключенного — действие, рациональное для всех, окажется нерациональным для индивида. Через какое-то время мы начали думать с той же рациональностью, что и здешние проклятые души, и сдались. Мы прекратили свои воззвания. И в результате стали намного счастливее. А даже преуспей мы, что тогда? Не предполагаешь же ты, хоть на секунду, что Новому Вефилю нужны наши мысли? Что он хочет большего от нас? Его старейшины с ужасом отвергнут это и, наверное, решат в дальнейшем обходиться без наших услуг.

— Но не без дискуссии, не без конфликта, — сказал я. — А это вызовет вопросы и разногласия, в которых нуждается это место, если ему суждено когда-нибудь начать настоящий прогресс.

— Об этом я и говорю! — закричала Леона. — Теократия могла бы предвидеть это за милю. Поэтому они никогда не позволят даже поставить этот вопрос. Если они заметят какое-то беспокойство в нашей среде, они сокрушат его прежде, чем оно наберет хоть какой-то импульс.

"Об этом я и говорю", — подумал я, но промолчал. Пора было переходить на новый уровень.

— Сокрушат? — сказал я. — Как? Полицейские своим оружием?

Застрелят нас? Пускай.

Я услышал общий вздох и нащупал в образах своего сознания след смитовского Лукреция.

— Смерть нам не страшна, — сказал я. — Мы ценим жизнь, но кто из нас боится смерти? Если мы считаем, что так надо, мы можем встать с ней лицом к лицу без дрожи и страха. Всмотритесь в себя и попробуйте сказать, что это не так.

Какое-то мгновение никто не отвечал. Когда прозвучал ответ, это было не возражение.

— А что потом? — на этот раз это был Деклан. — Если мы будем сражаться, на их стороне численный перевес десять к одному.

— Да, на их, — сказал я. — Сто тысяч наших против миллиона их. Но большая часть этого миллиона — женщины и дети, а мы все взрослые. И каждый из нас, неважно, мужчина или женщина, может взять на себя пятерых их мужчин. Мы сильнее, быстрее, умнее. Если дойдет до открытой борьбы, мы можем победить.

— А что потом? — настаивал Деклан.

— Это зависит от того, — сказал я, — насколько упорное сопротивление они окажут, прежде чем смирятся. Что касается меня, я бы не сжалился, увидев, как последние остатки несостоявшегося вида будут сметены до последнего мужчины, женщины или ребенка.

Деклан стоял рядом с Агнессой-Леоной. Суровый и неумолимый вид делал их больше похожими на монашку и священника, чем на жену и мужа.

— Это гнусно и недостойно, — сказал Деклан. — Наше физическое и умственное превосходство не дает нам права убивать их, а равно и вредить им, кроме случаев самообороны. То, что мы можем победить — ужасной ценой, — я признаю. Но перейти от этого к геноциду? Немыслимо! Они все еще люди, они все еще наш народ. Они и мы овцы одного стада, созданные по образу и подобию божьему, что бы ты ни думал, и что бы они ни думали.

Отрицай или сомневайся, если хочешь, в существовании бога, но ты не можешь отрицать того, что подразумевается под словами "по образу и подобию" — что человеческая жизнь священна так же, как и наша.

На этот раз я втянул в себя воздух. Я поднялся.

— Я принимаю твое "по образу и подобию" как метафору, — сказал я. — И вот тебе еще одна: "В беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя".

Первородный грех! Всеобъемлющая греховность! Вот во что верят доминионисты. Они верят, что бог избрал их не за их достоинства, а по своей милости. Вот во что они верят, и эта вера привела их на Марс и поддерживает их упорство. И знаешь что? Они правы. Они правда погрязли во грехе. И мы тоже. Мы тоже зачаты в беззаконии и рождены во грехе.

Чьем грехе? Нашем! Каждый из нас оказался однажды настолько слабым или жадным, что послал самого себя сюда, в этот ад. Потому мы и достойны презрения, что в глубине души презираем себя сами. Мы погрязли во грехе, как и они.

— Подожди, — сказал Деклан. — Ты сказал, что мы превосходим их, что мы лучше.

— Да, — сказал я. — Лучше. Но не по собственному выбору. Мы лучше, потому что нас сделали лучше, молекула за молекулой в желобе дрекслера.

Это милость, которая была нам оказана. Я предлагаю использовать ее и предать обитателей этого гроба повапленного мечу.

Я посмотрел на ряды потрясенных лиц и улыбнулся. Я потерял большую часть из них, но это было неважно. Всегда кто-то остается. И есть много других способов, помимо призывов к мечу.

— Занятие окончено, — сказал я, наблюдая, как Деклан и Агнесса первыми торопятся к выходу. — Я буду здесь опять завтра вечером.

Я сдержал обещание. Пятьдесят семь синтов пришли на эту встречу.

Примерно десяток из них был здесь прошлой ночью. Не успел я начать говорить, как распахнулись двери в конце зала, и вошли десять полицейских с оружием, направленным на нас, и болтавшимися на боку шокерами.

— Смерть нам не страшна, — сказал я им и шагнул вперед.

Мы оставили восемнадцать своих и всех десятерых врагов убитыми в темном зале и забрали с собой оружие и рации. Уходя, мы подорвали гранату и направились к бронированным машинам, уже завывавшим на улице.

К утру дым поднимался из многих мест на Задворках. На каждом перекрестке от Задворок до Нового Вефиля разгорались неравные битвы.

Попытка нас сломить, о которой предупреждала Агнесса-Леона, была именно тем, что нужно, чтобы качнуть весы от подчинения к бунту, разрушить дилемму заключенного и саму тюрьму. Я не знаю, предательство или слежка привели вломившихся полицейских, да это и неважно. Как только я начал говорить про бунт, карательная операция была неизбежна. Таков был наш с Джинивой план. Его успех принес горечь мне, но не ей.

Как известно теперь всем мирам, мы взяли Новый Вефиль. Вопреки моим желаниям, мой народ не поступил с побежденными согласно их собственному писанию. Мы лучше этого. Мы не настолько опустились. Я бы хотел сказать больше, но, честно, не могу. Мы немного рациональнее людей, но только немного. А я, наверное, еще меньше прочих.

Потому что, когда я нашел Джиниву мертвой на развалинах Задворок, я отбивался от друзей окровавленными кулаками, но не оставил тело.

Конец.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

От себя.

Аналогии очевидны: синты на Марсе – это пролетариат в классовом отношении, мигранты по происхождению и иные в расовом отношении. Т.о. они подвержены тройному угнетению. Автор исследует вопрос, каково оно будет, если нет материальной зависимости? Здесь можно усмотреть полемику с идеей главного героя «Сети Нанотех» А. Лазаревича, мечтавшего освободить всех именно от материальной зависимости подобным технокоммунистическим способом.

Полемика с теологией по вопросу о наличии души у искусственных созданий отражает удивительную для нас степень религиозности западного сознания.

Критический обзор всего номера

Стратегия (2014) // Автор: Ия Корецкая
Рассказ об имитации классовых битв в некоей виртуальной реальности, через которую пропускают молодых революционеров. Сюжет немного смутный, невыразительный.
Диктатура пролетариата (2017) // Автор: Яна Завацкая
Был приятно удивлен. Автор, оставаясь в рамках сталинистского дискурса, сумела обозначить, как мне кажется, очень важную проблему (даже комплекс проблем) для будущего коммунистического мироустройства. Как быть с теми, кто светлую идею разделяет лишь формально, кто использует правильные слова для чудовищных злоупотреблений? Что делать с приспособленцами и теми, кто зубами держится за старые порядки, при этом лицемерно показывая лживую преданность? А если, ко всему прочему, эти «товарищи» занимают высокие посты? А если это еще и настоящие домашние тираны, даже собственных детей рассматривающие как ресурс?
Еще один плюс автору можно засчитать за описание порядков в коммуне и пути одной из героинь рассказа к ней. Финал очень проникновенен, ясно, что в этом мире все будет хорошо.
Садовник (2014) // Автор: Ольга Смирнова
Первая вещь из альманаха, которая формально может быть отнесена к коммунистической утопии. Действие рассказа разворачивается, судя по всему, в мире победившего коммунизма. Главный герой – выращиватель, специалист сельского хозяйства будущего. Очевидно, автор руководствовалась желанием противопоставить (объединить? сравнить?) городскую общность и пасторальную уединенность в мире будущего.
The Emperor's Return [= Возвращение императора] (1990) // Автор: Гарри Тертлдав
Очень неполиткорректный рассказ (пишу это с иронией, поскольку уместность данного понятия тут довольно условна). При чтении в памяти всплыл сюжет скандального романа «Мечеть Парижской Богоматери» Елены Чудиновой. Только в этом рассказе практически все наоборот – христиане-греки и русские из СССР завоевывают Турцию, в частности, Стамбул. Неполиткорректная часть рассказа на этом заканчивается. Вторая часть выглядит притянутой за уши – оживший император и солдаты из Греции, в которой правительство взяло курс на построение социализма. Окончание имеет свою смысловую логику, но почему бы автору было не изобразить интернациональную, общую борьбу греков и турков? А то по отношению к туркам, которые вообще никак не представлены в рассказе, ощущается какой-то игнор. Видно, научная специализация автора (история Византии) в какой-то мере повлияла на его мировоззрение.
“An engine of anarchy” [= Двигатель анархии] (1999) // Авторы: Эндрю Леонард, Кен Маклеод
Интервью с шотландским фантастом Кеном Маклеодом. На мой субъективный взгляд, недостаточно раскрыта тема идейной эволюции писателя. Было бы хорошо, если бы Маклеод более подробно остановился на том, как он трактует свое совмещение марксизма и левого либертарианства.
A Tulip for Lucretius [= Тюльпаны для Лукреция] (2009) // Автор: Кен Маклеод
Вещь сразу не погружает, требуется несколько абзацев, чтобы войти в атмосферу мрачной киберпанковской антиутопии. Рассказ очень кинематографичен, прекрасно подошел бы для сценария картины соответствующего жанра. Искусственный интеллект, загрузка сознания и копирование его в произвольных количествах, синтетические люди – весь этот традиционный набор присутствует. Конечно, такой мрачный мир – мир противоречий. В этом мире под маской благополучия и лицемерного традиционализма используется рабский труд. Хоть и рабы – не совсем люди… Противоречия ждут своего разрешения.
Тоска по голубому мундиру (2014) // Автор: Велимир Долоев
Искренне сочувствую Велимиру Долоеву, которому пришлось пропустить через себя более 500 страниц махровой «монархической фантастики», сосредоточенной в антологии «Империум». Был разочарован некоторыми авторами, которые приняли участие в создании ЭТОГО, написав для него произведения малой фантастической прозы; а также издательством, которое выпустило СИЕ.
Ложная альтернатива (2014) // Автор: Евгений Кондаков
Вот такие материалы по-настоящему актуальны и востребованы. Ведь мало написать критическую статью о глорификации ксенофобии или монархизма в фантастике. Критика подобных реакционных опусов – вещь для подкованного марксиста-фантастиковеда несложная (объект критики лежит на поверхности), хотя и необходимая. Следующий шаг уже более труден, хотя и не менее нужен. Надо разобраться с массовой фантастикой, произведениями авторов, которые на слуху и которые, казалось бы, прямо не затрагивают социальные темы.
В данной статье с марксистских позиций разобрана «Ложная слепота» Питера Уоттса. Рецензент вычленяет из текста романа основные положения авторской философии (позитивизм, объективный идеализм). Анализируются также некоторые упаднические социальные идеи автора.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Другие публикации:

цикл «отражение идеального образа советского общества в зеркале искусства» #отражение ссср

критический цикл #проблемы ссср

цикл «проекция СССР в будущее» #проекция СССР

Больше интересных статей здесь: Фантастика.

Источник статьи: Бб2. Аэлита по-американски.

Система комментирования SigComments