Едва ли можно придумать более удачное название для авторского дебюта, особенно в жанре темного городского фэнтези. Эффектный образ, переданный через правильное сочетание слов на книжной обложке – это как лимитированная копия нирвановского альбома Nevermind, сапоги-казаки или черная матовая помада для готов – цепляет, даже если ты все это уже сотню раз видел и пробовал. Но магия «Молитвы из сточной канавы» на этом только начинается – история, которую рассказал Гаррет Ханрахан, претендует на то, чтобы понравится всем поклонникам жанра. Или почти всем.
Упырь, воровка и каменный человек заходят в бар…
Отличное начало для фэнтези-анекдота. Но в любом из миров гримдарка с похожей строчки, как правило, начинается локальный апокалипсис. Город Гвердон – не исключение. Словно бешеную лошадь автор пускает сюжет в галоп, и вот уже пылает архив Палаты Закона, воровская троица удирает от стражи, ночь раздирают предсмертные крики, а мы даже не успеваем толком познакомится с героями. История начинает жить собственной жизнью и разобраться в ней с каждой главой становится все сложнее.
Подача материала также нелегка для восприятия. Кроме того, что у разных персонажей есть собственный взгляд на одни и те же события, и они из кожи вон лезут, чтобы им поделиться, автор применяет и такой непопулярный у фантастов прием, как изложение истории от второго лица в реальном времени. Похоже, из всех геометрических фигур любимой у Ханрахана является сложная кривая, углы которой настолько острые, что о них можно порезаться. Но как ни странно, составить все многочисленные переменные в единую формулу ему удается, отчего дело принимает совсем другой оборот.
Вор Гаррет из серии компьютерных игр Thief в Гвердоне легко сошел бы за своегоПисатели вроде Мьевиля, Вандермеера или Пауэрса, каждый в свое время, пришли к справедливому мнению, что фэнтези – слишком богатый жанр, чтобы ограничиваться уже надоевшими эльфами, гномами и орками. Ханрахан это мнение разделяет, скрупулезно выписывая из мрака подземелий таких существ, каких нет ни в одним бестиарии. Это придает мифологии Гвердона и уникальность и большую глубину.
К примеру, увидев за карточным столом среди прочего ворья закованного в ржавые доспехи Холерного рыцаря и мага-ползущего, что скрывает за фарфоровой маской лицо, состоящее из одних опарышей, альянс между Крысом – поедателем трупов, Шпатом – каменеющим существом и Кариллон – с виду нормальной девушкой-человеком уже не вызывает вопросов.
При этом фабула «Молитвы» в определенном смысле избита для своего жанра: антагонисты получают заведомо провальное задание от Воровской гильдии и в ходе своего личного расследования узнают о страшном роке, довлеющим не только над ними, но и над всем городом. Спастись, или бороться каждый решает для себя сам, что приводит к самым неожиданным результатам…
К черту подробности, главное – атмосфера!
На создании правильной атмосферы мистер Ханрахан собаку съел: уже более пятнадцати лет он колдует над настольными играми в духе D&D, прорабатывая к ним руководства, кодексы персонажей и бестиарии. Поэтому город Гвердон – основная локация романа, и скорее всего, целой трилогии – получился таким многослойным и живым.
Компьютерные локации City и Даннуол - источник вдохновения для ХанраханаМасштабы города даже пугают. Он не просто объемный – если позволить, то его тягучая атмосфера с первых страниц проникает в читательское сознание и начинает плести там собственную паутину. Гвердон повсюду: в разговорах лавочников Борового тупика; в шепоте серебра, что стремительно меняет владельцев в воровских трущобах Мойки; в веселом перестуке богатых экипажей Брин Авана; в звоне колоколов девяти церквей, переплавленных из статуй Железных богов древности; в хрусте упыриных челюстей, что пируют под Могильным холмом…
Гвердон везде, и благодаря иллюстраторскому мастерству его создателя, чьи описания вызывают потрясающий эффект присутствия, кажется, что ты знаком с этим местом очень давно. Отчасти, так и есть. Внешне город похож на Эдинбург или Лондон, атмосферой напоминает сразу Амбру, Инсмут, Нью-Кробюзон, Дануолл и Сити из серии игр Thief, а многослойностью может даже поспорить с Уотердипом из вселенной Forgotten Realms. При чтении «Молитвы» с высокой степенью вероятности вас посетят флэшбеки из упомянутых локаций. Но вряд ли это можно назвать подражанием или заимствованием.
Приют Мойры - одна из самых мрачных локаций в игре Thief, как нельзя лучше соответствует атмосфере ГвердонаАвтор превратил свой Гвердон в настолько древнее и обширное место, что вся его история до текущего момента вряд ли уместится на страницах отдельного романа. При чтении «Молитвы» не покидает чувство, что эта история подается откуда-то с середины, ее начало похоронено глубоко в казематах настолько темных, что даже Старейшины упырей не рискуют туда спускаться, а завершения не предвидится вовсе. Не исключено, что так все и есть.
Алхимия – двигатель прогресса
Технологии фентезийного мира Гаррета Ханрахана заслуживают отдельного упоминания. Магия тут редка и практически забыта, зато порох применяется вовсю. Власти Гвердона поддерживают истребление Старых богов, бушующих в соседних странах, куда они экспортируют алхимические бомбы.
Обложка второй книги трилогии. Роман называется "Святой из тени"Вся экономика города основана на торговле этим оружием, поэтому Гильдия Алхимиков чувствует здесь себя очень вольно. Поговаривают, что таинственная болезнь, превращающая плоть в камень, появилась сразу после того, как первый алхимик ступил на улицы Гвердона. Эти умельцы подарили городу фонари и провели паровую подземку, но также они не стесняясь похищают беспризорников для опытов. Свой квартал они огородили непреодолимым барьером, а городскую стражу усилили собственными войсками.
Сальники – это аналоги привычных уже големов, только сделаны они из воска, имеют свойство регенерации и предрасположены к убийствам. Чтобы справится с таким противником, вору одних только навыков и везения уже недостаточно – приходится добывать алхимическое оружие или воспитывать собственных умельцев, способных придумать защиту. Иными словами, алхимия мира Ханрахана по своему влиянию ничем не отличается от реальной науки, ввергая его в тот же порочный круг противодействий.
***
Динамичный сюжет, детально прописанные локации, харизматичные персонажи, мрачная атмосфера – в романе Гаррета Ханрахана практически нет изъянов. За исключением одного – «Молитва из сточной канавы» является первой частью трилогии, а значит последующие книги будут непременно сравниваться с истоком, авторская планка которого оказалась необычайно высока.
Оценка: 8/9
Больше интересных статей здесь: Фантастика.
Источник статьи: «Молитва из сточной канавы», Гаррет Ханрахан. Алхимический ренессанс.