Информационное превью: художественный фильм "Вий"; снят в СССР в 1967 году; жанр: ужасы
О повести "Вий"
Эта мистическая повесть была впервые опубликована в сборнике "Миргород" в 1835 году. Вий - демон из славянской мифологии. Написанная потрясающим слогом, сильно заряженная психологически, с капитально проработанными деталями, заставляющими блистать литературное полотно ослепительно ярко, приправленная мощным этническим колоритом, эта повесть произвела на меня, можно сказать, "мистическое" действие: несколько часов было трудно "отойти" - очень сильный эффект погружения. И, чёрт возьми, это страшно, - до леденящего озноба! Гоголь мастерски писал ужастики!
Пара-тройка слов, о чём повесть
Главный герой - студент киевской бурсы Хома - убивает старую ведьму, которая на его глазах перед смертью превращается в прекрасную панночку. Герой в страхе бежит и никто ничего не знает об этом страшном происшествии. Через несколько дней он получает приказ от ректора нанести визит некоему сотнику. Сотник этот, оказывшийся отцом убитой панночки, силой принуждает Хому читать молитвы над панночкой на протяжении 3-х ночей. Его запирают с покойницей в старой церкви и все три ночи там творятся кошмарные дела: приходят мертвецы, чудовища, демоны. На третью ночь Хома погибает...
Про Вия
Кто же есть Вий? Что это за загадочное существо? Вот гоголевский текст: "...взглянув искоса, увидел он [Хома], что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. [...] ...длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нём железное".
Чрезвычайно мощный и яркий образ, согласитесь! Едва ли что-то подобное можно ещё найти у наших классиков. Являясь фольклорным, скзочным героем, Вий и здесь, в области буйной народной фантазии выглядит нетривиально, поражая необыкновенным колоритом. Интересно и то, что Гоголь апеллирует к тому факту, что "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения..." - помните примечание к повести?
Дело в том, что на момент создания произведения (1835 год) славянская фольклористика, как наука, была ещё в зачатке - свою собственную мифологию мы знали не больше, чем любую другую, - японскую ли, германскую ли. Собственно, удивительно и то, где Николай Васильевич накопал таких скудных, но весьма эксклюзивных фактов о начальнике малороссийских гномов. И если Вий - герой народных преданий, то он должен встречаться в фольклоре. А вот нет в фольклоре такого сказочного героя!
В переводе с украинского "вия", "вийка" - ресница ("повико" - веко). А веки - самая характерная и запоминающаяся деталь Вия "Поднимите мне веки!" - помните?.. Но ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия нет! Встречаются образы сильно совпадающие с гоголевским описанием Вия: "приземистый, дюжий, покрытый землёй, железные части тела..." И также есть персонажи, которым нельзя смотреть в глаза, иначе смерть, например, святой Касьян из христианских апокрифических легенд - воплощение високосного года и олицетворение несчастий; в одном полтавском поверии он поднимает ресницы и "на что он тогда взглянет, всё погибает". Известен и предводитель орды половецкий хан - шелудивый Буняк, который мог уничтожить целый город силой своего взгляда.
Сильные пересечения во всей этой сложной истории видятся с Велесом - главным восточнославянским языческим богом. Велес покровительствовал охотникам и олицетворял духи убитых зверей. Отсюда связь Велеса с миром мёртвых. С наступлением христианства роль покровителя скота от Велеса перешла к святому Власию - "новому" покровителю скота, к которому обращались с молитвами и в честь которого устраивали большие празднества. Функцию же Велеса, командующего преисподней, вероятно, взял на себя Вий - уже абсолютно отрицательный и губительный персонаж - конкретная нечистая сила. С христианством языческий Велес как бы разделился на две ипостаси: положительный Власий и отрицательный Вий - олицетворение мрака и смерти, один из хозяев преисподней.
Известный советский исследователь Василий Абаев - профессор, краевед, филолог, считал, что образ Вия отсылает к древнему восточнославянскому богу Вею (укр. Biй) и восходит к пантеону древних иранцев, соотвестсвуя авестийскому богу смерти и ветра Вайю.
Таким образом, возвращаясь на шаг назад в нашей беседе, мы так и не можем обнаружить в фольклоре образ Вия, который нам описывает именно Гоголь. Известный специалист по традиционной славянской культуре и исследователь славянской мифологии Елена Левкиевская также не встречает в фольклоре именно "гоголевского" Вия. Таким образом, Николай Васильевич чуток сплутовал, собрав образ Вия из разных мифологических систем, заявив при этом в примечании к повести: "Я не хотел ни в чём изменить его [народное предание о "Вие"] и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". Но знаете, я не в обиде! "Вий" - книга, к которой лично я вернусь ещё не однократно! Гоголь как бы "доразвил" собирательный образ демона, который не столько убивает взглядом, сколько нейтрализует действие оберегов против нечисти. Вий - не убийца, а "причина". Хома должен был быть наказан, поскольку истинной Веры в нём не было, как и не было покаяния и умер он от страха перед собственным безверием...
Продолжение следует
Если материал был любопытен, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всем добра, света и хорошего кино!
До новых встреч!
© 01.12.2020 Павел Карякин