Самый таинственный классик русской литературы. Ореол мистики. О первом советском ужастике, часть 1

Информационное превью: художественный фильм "Вий"; снят в СССР в 1967 году; жанр: ужасы, драма; экранизация одноимённой повести Н.В. Гоголя; режиссёры: Константин Ершов, Георгий Кропачёв; в главных ролях: Леонид Куравлёв, Наталья Варлей; продолжительность: 78 минут.

Самый таинственный классик русской литературы. Ореол мистики. О первом советском ужастике, часть 1
Из открытых источников

Эпиграф: 

Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал (Николай Васильевич Гоголь)

О великом классике

Трудно переоценить вклад Гоголя в мировую литературу. Драматург, поэт, публицист, критик, Гоголь в наибольшей степени известен как прозаик. Смело можно внести этого автора в "великую пятёрку" самых крутых наших русских классиков: Пушкин-Лермонтов-Гоголь-ЛевТолстой-Достоевский. Наша страна вообще литературоцентрична и мне бы не хотелось, чтобы меня обвинили в том, что я "забыл" Тургенева, Чехова, Лескова, Ломоносова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Чернышевского... (список не окончен) и любое из перечисленных имён - титаническое явление.

Самый таинственный классик русской литературы. Ореол мистики. О первом советском ужастике, часть 1
Николай Васильевич Гоголь (из открытых источников)

Скажу больше, есть много стран, которые не могут похвастать хотя бы одним писателем, который мог бы приблизится к авторам из выше изложенного списка. Оценка же и определение этой пресловутый "пятёрки" исходит не только из масштаба творческой мощи, но и масштаба творческих открытий - предложений нового видения, новых векторов развития в области литературы. Иными словами, эта пятёрка не только оставила великое бессмертное наследие, эта пятёрка была самой новаторской, с точки зрения литературных открытий, литературных путей и литературных перспектив.

Так Белинский и Чернышевский считали Гоголя основателем литературного направления в так называемой "натуральной школе" (начальный этап развития критического реализма в русской литературе 1840-х голдов). В числе величайших писателей, кто признавал влияние Гоголя на своё творчество, такие как Достоевский, Булгаков, Акутагава, Кафка, Хемингуэй... (список, разумеется, не полный).

У каждого свой кумир. У Гоголя таковым являлся Пушкин. Александр Сергеевич, оказавший на Гоголя огромное влияние, был сам впоследствии глубоко впечатлён знаменитыми "Вечерами на хуторе близ Диканьки". После выхода сборников "Арабески" и "Миргород", в середине 1830-х годов, Гоголь становится мощной и заметной фигурой в русской литературе и с этого момента авторитет его незыблим...

Самый таинственный классик русской литературы. Ореол мистики. О первом советском ужастике, часть 1
Александр Сергеевич Пушкин (из открытых источников)

Объективно говоря, Гоголь, конечно, раздвинул границы возможного художественного совершенства в сравнении со своим же кумиром Пушкиным, предлагая более сложные тексты чисто технически и продвинув глубину психологического анализа до уровня, на котором до него никто не работал. Разумеется, техника письма и круг предлгаемых тем, также шли дальше того, что предлагали предшественники.

Нельзя не упомянуть и о связи писателя с православным христианством. Это был глубоко верующий, религиозный человек, чтивший святоотеческие традиции, писавший религиозные публицистических статьи. Тем более удивительно и таинственно выглядит личность писателя в свете того, как часто он обращался к мистическим мотивам, к темам загробного, потустороннего мира.

Николай Бердяев - великий религиозный мыслитель - считал Гоголя самым загадочным русским писателем. Он считал, что проблема Гоголя в том, что он не мог изобразить человеческий образ - образ Божий в человеке. И это страшно мучило писателя, у которого было очень развито чувство демонических сил. Бердяев говорил о том, что Гоголь сознавался в своей нелюбви к людям и будучи христианином, пережил своё христианство страстно и трагически. Однако, он исповедывал религию страха и возмездия и, возможно, потому в его произведениях столько мистики...

Самый таинственный классик русской литературы. Ореол мистики. О первом советском ужастике, часть 1
Николай Александрович Бердяев (из открытых источников)

Продолжение следует

Если материал был любопытен, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всем добра, света и хорошего кино!

До новых встреч!

© 30.11.2020 Павел Карякин

Система комментирования SigComments