Психология вселенной Лавкрафта

Психология вселенной Лавкрафта

Пока есть настроение написать и раз уж этому шайтан-дзену надо ещё один текст, чтобы заработал алгоритм - то напишу ещё немного. Значит, на этот раз про американского писателя и душевную науку.

Вот недавно посчастливилось осилить третий сборник Говарда Филлипса Лавкрафта - который заканчивается самым объемным из прочитанных мной произведений "Тайна Чарльза Декстера Уорда". А в свое время мое знакомство с этим писателем началось со знаменитого "Зов Ктулху". И как раз интересно посмотреть на эти два произведения с точки зрения науки о душе.

Следует отметить, что появление науки как таковой в конце XIX века сопровождалось развитием околонауки - поскольку знания, не являющиеся научными, старались отстоять свое место под солнцем духовного багажа человечества. Это были и религия, и быт, и искусство - что воплощается и по сей день йогой, эзотерикой, а также всякими иными предметами. Так вот, творчество Лавкрафта, несомненно, если не вдохновлено этим противостоянием - то точно развивается в его русле.

В свое время читая "Зов Ктулху", я отметил, что, конечно, передача мысли как чего-то вещественного, выглядит завораживающе - однако не вписывается в противопоставление души и обстановки. Если быть точным, то если мысль вещественна - то непонятно, что же считать душой. А если мысль, как и все духовное, не считать вещественной - то в таком случае душа это просто самонаправление части обстановки, легко объяснима и изучаема. Конечно, нельзя говорить, что творчество Лавкрафта основано на лжи - скорее его творческая вселенная развивается по своим законам. Он же не ученый - а художник, в конце концов.

А вот на последнем произведении я подметил ещё более интересную вещь. Дело в том, что в "Тайне Чарльза Декстера Уорда" рассматривалась версия воскрешения далёкого предка, увлекшегося службой темным силам. В её пользу говорило то, что его якобы потомок утратил память о своей жизни - зато прекрасно ориентировался в делах давно минувших лет. И этой версии противопоставлялась версия, что потомок просто настолько проникся судьбой предка - что начал копировать его. Что же оказалось в итоге - читатель узнает, прочтя произведение и поставив лайк ручкой на форзаце. Дальше читать мой текст чревато - а то все тайны раскроются.

Далее, древний Ктулху мог передавать свои мысли на расстоянии - которые, кстати, он создавал, несмотря на собственное коматозное состояние. Тут, кстати, мне вспомнился Quake 4, где в одном задании надо забить питающегося толстяка с щупальцами - монстр этот в ломовейшем переводе называется "созидающее флюиды". Так вот Ктулху как раз такой созидатель и есть. А с точки же зрения науки о душе, саму душу нельзя передать - ей можно просто подражать. И как этот научный взгляд обыгрывается в "Тайне Чарльза Декстера Уорда"? Да именно тем образом, что версия о подражании в итоге отметается - ибо все же оказывается, что потомок, конечно, возродил предка. Но наука оказывается бессильной в в этом произведении Лавкрафта (как, впрочем, и во всех других) - за счет чего создается атмосфера зловещей стихийности, подвластной лишь более значительным мыслящим существам: циклопическим, богохульным, неописуемым.

Такой вот посыл столпа мистики всех времен и народов: сколько бы ни было науки - а вопросы все равно будут довлеть над ответами и человечеству не суждено быть хозяевами природы. Всегда будут оставаться метафизические созидающие глубины: космоса, хтони и души. А Вы как считаете, стоит ли побороться с этими силами или все же лучше сразу сдаться и принять их сторону? Пишите ответы Йог-Сототу либо Шаб-Ниггурату.

Система комментирования SigComments