К сожалению, книгам в России на стыке 20 и 21 веков не повезло во многих аспектах. Обложка у "Цены познания" - яркий пример того, что создавший ее человек не имеет ни малейшего представления о содержании книги. Почему так происходило - а порой происходит и сейчас, мне понять трудно, но речь не об этом.
Я совсем недавно писала про противоречивые эмоции после прочтения книги, и по канонам всех жанров повторяться бы не следует, но да кто их соблюдает, эти каноны? Здесь они точно были забыты - ведь герою книги предстоит стать участником эксперимента по созданию мира бессмертных.
Как часто человек думает о смерти? Если брать не целенаправленные размышления в духе "все там будем", а любое, даже косвенное упоминание. Много. Смерть идет об руку с рождением, мы привыкаем к мысли о её неизбежности и страшимся неизвестного, того, что последует (или нет) за ней. Возможно, истинно верующим проще - во всяком случае я порой натыкаюсь на слова о том, что людям с верой не страшна смерть, но насколько они правдивы, неизвестно. Да и не о том сейчас речь.
Речь же идет о том, что Андре - недавний выпускник института, в поисках работы. И откликается на странное объявление, сулящее приличные деньги - требуются молодые люди для исследований. Заполнив анкеты и пройдя собеседование, Андре сообщают, что по условиям "работы" ему нужно будет три года жить в определенных условиях и играть определенную роль, на изучение которой отводится три месяца. Помимо этого предстоит сделать пластическую операцию для придания большего сходства. После обучения будет экзамен, и если Андре его сдаст - добро пожаловать в новую жизнь. Если нет - то полоса пересдач растянется до финишной ленточки. Что же ждет его после сдачи экзамена, помимо пластической операции - неизвестно. Но суть обучения состоит в том, чтобы запомнить историю нового мира и привыкнуть к мысли, что смерти нет. И это не так просто, как кажется - ведь даже сочетание слов "бесконечная жизнь" является провалом. Раз нет смерти, нет и конца, значит, выходит "масляное масло". Вот такие маленькие продуманные детали поражают, насколько автор погрузился в создание. Вместе с Андре еще три отобранных кандидата на другие роли - все они, актеры, будут разыгрывать спектакль. Вот только пока не ясно, для кого?
Но не смотря на детали и общую идею, на несколько раз меняющийся финал - автор постарался скрыть разгадку и запутать и читателя, и Андре, - книга не привела меня в восторг. Возможно, предлагаемый автором вариант возникновения бессмертия настолько нелогичен сам по себе, что веры во все происходящее не появляется. А, возможно, наоборот - он логичен до ужаса. И тогда от его осознания появляется страх.