Гоголь нагоняет жути, или Наш ответ Бэтмену

В огромной куче откровенного шлака, выпущенного за последние годы отечественными киноделами, всё же попадаются прелюбопытные вещи, которые на общем халтурном фоне смотрятся настоящими жемчужинами. Фильмы цикла «Гоголь» (превратившиеся в телесериал) относятся как раз к таким удивительным находкам. Идея поставить мистический детектив на колёса сочинений Николая Васильевича оправдала себя на все сто – машина затарахтела, загудела и помчалась в прокат, сгребая деньги, оглушая и порой вгоняя в ступор зрителей!

Очередной приступ Александра Петрова (кадр из сериала «Гоголь»).

С книжной основой угадали невероятно, ведь произведения Гоголя относятся к тем немногим, от которых практически не отлынивают на уроках литературы, которые известны подавляющему большинству наших соотечественников. И когда во время просмотра вдруг попадаются отсылки к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Вию», «Носу», «Тарасу Бульбе», то сначала следует процесс узнавания, а затем чувство радости и даже некой домашней близости – вот оно, своё, самобытное, родное!

Хлеб-соль, любезный зритель (кадр из сериала «Гоголь»).

Главное, что портит «Гоголя» (и это не только моё мнение) – образ центрального персонажа, то есть самого Николая Васильевича. Не спорю, что Александр Петров талантливый и упорный (в том смысле, что надо обладать завидным упорством, дабы не изменять себе и от роли к роли оставаться самим собой) актёр, но для Гоголя, скажем так, носом не вышел. Да и дьявольские кривляния, постоянные припадки и приступы истерии, показанные им на экране, русского классика вовсе не красят. Самые страшные терзания и муки великого писателя, вероятно, были всё же внутри, а не на публику. Так что как ни крути, но герой никакой не Гоголь, а всего лишь Александр Петров в чёрном балахоне.

Ищут ветра в поле (кадр из сериала «Гоголь»).

А вот остальные персонажи в повествование вплелись отменно. К примеру, в совсем новом качестве предстал Евгений Стычкин, сыгравший главу полицейского управления Александра Христофоровича Бинха. Нет, амплуа дурака осталось, но на сей раз к нему добавился ореол благородности. Ян Цапник хорошо показал спившегося доктора Леопольда Леопольдовича Бомгарта. Даже Сергей Бадюк в роли кузнеца Вакулы смотрелся весьма органично.

Руки в гору! (кадр из сериала «Гоголь»).

Но Олег Меньшиков переплюнул их всех (впрочем, как всегда)!

Обратите внимание: Выбираем карту Таро и она дает ответ на вопрос: Что он думает обо мне сегодня?.

Сыгранный им следователь Яков Петрович Гуро обрёл некое инфернальное начало. Право слово, за судьбу Тёмного Всадника начинаешь опасаться с первых минут киноповести.

Яков Петрович Гуро (кадр из сериала «Гоголь»).

«Гоголя» ни в коей мере нельзя упрекнуть во вторичности только потому, что там буквально всё снято по мотивам или в подражание. Это уже даже перестаёт быть плагиатом (ну в самом деле, не назовёте же вы «Очень страшное кино» плагиатом), а становится чёрной пародией или чёрной комедией, если хотите. Даже завязка истории и приезд главных героев в окрестности Диканьки для расследования череды загадочных убийств до боли напоминает «Сонную лощину». Ну а дальше зрителя ожидает масса разрозненных сюжетов, в которых встретятся и ведьмы, и утопленницы, и безбашенные драки на мечах… В единое же целое эти звенья скуют сам Николай Васильевич и тайна Тёмного Всадника.

Я не назгул! (кадр из сериала «Гоголь»).

Александр Петров, конечно, не Джеймс Бонд, но очень стремится им стать. Его персонажа можно сравнить с героем комиксов – постоянно попадает в непростые переделки, но неизменно выходит победителем. Как всякому Бонду, ему полагается красивая женщина (а лучше сразу две), и, как всякому Бэтмену, только тёмная сущность поможет совладать с врагом. Сходство с комиксами ещё более усиливается манерой повествования, а когда на экране вдруг появляются Пушкин и Лермонтов и начинают мочить нечисть… Ну чисто «Президент Линкольн: Охотник на вампиров»!

У каждого Гоголя должна быть Оксана (кадр из сериала «Гоголь»).

Повторюсь, получился прелюбопытнейший пародийно-детективный сериал с элементами хоррора. Разумеется, многие трепетные книголюбы и ревнители классики наморщат носы и снисходительно оттолкнут эту попсу. Но в том-то и дело, что после выхода в прокат «Гоголя» продажи книг (в том числе и бумажных) Николая Васильевича увеличились в разы. И огромный процент покупателей тогда составили очень молодые люди. За это, думаю, никто не был в обиде.

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#гоголь

#сериал

#кино

#вий

#александр петров

#олег меньшиков

#сергей бадюк

#мистика

#пародия

Больше интересных статей здесь: Мистика.

Источник статьи: Гоголь нагоняет жути, или Наш ответ Бэтмену.

Система комментирования SigComments