Немного о социальном происхождении белогвардейцев

В целом, белые фронты (и даже армии) явно отличались по "офицерской насыщенности". Добровольческая армия имела репутацию "офицерской армии", и это правда. Но в частях Колчака и казачьих войсках не хватало опытных командиров на всех уровнях.

Среди них было много офицеров не только "военного времени" (т.е. производства 1914 - 1917 гг.), но уже во время гражданской войны. Да, во время Гражданской войны мы можем наблюдать стремительный карьерный рост не только многих командиров Красной, но и Белой гвардии. Отчасти это был неизбежный процесс: достаточно сказать, что значительная часть кадровых офицеров (выпущенных до 1914 года) была отсеяна во время Первой мировой войны.

У белогвардейцев были "цветные части".

Таким образом, белые армии были далеко не "армиями аристократов" (я имею в виду скорее французских роялистов конца XVIII века); их командные кадры и большая часть рядового состава пришли прямо с Первой мировой войны.

Даже в самой "элитной", богатой кадрами и печально известной Белой добровольческой армии офицеры и те, кто стал офицерами уже во время Гражданской войны, составляли подавляющее большинство командного состава (и в целом надежный боевой элемент):

"В 1918-1919 годах ситуация была следующей. Обер-офицеры, большинство из которых были не старше подполковника, в армии Маркова составляли 95,8% - 96,2%, в армии Корнилова - 81,0%, в армии Дрозда - 98,7%, в армии Александрова - 88,4%, а в среднем - 94,1%....

Наконец, в 1920 году процент военных офицеров в армии составлял 93,3%...". (c) Р. М. Абинякин. Офицерский корпус Добровольческой армии: социальный состав, мировые перспективы. 1917 - 1920.

Слева: Макарий Николаевич Андрюшенко (1893 - 1965). Он окончил строительный техникум. Он был офицером военного времени. Он был несколько раз ранен. К 1917 году он был поручиком, во время Белого движения стал подполковником. Справа: Дмитрий Никитин (1897-1960). Офицер военного времени. Штабс-капитан до 1917 года, полковник у белых. Командир одного из полков Маркова.

Именно в добровольческой армии подавляющее большинство офицеров стали таковыми или во время Первой мировой войны, или уже в годы Гражданской войны (у Колчака штабных офицеров было еще меньше).

Более того, не будет забыто и само производство в офицеры и "повышение в звании" уже в белых рядах. В сентябре 1919 года, например, Деникин издал приказ, согласно которому офицерское звание прапорщика (да, тогда это было офицерское звание) было упразднено. А прапорщики стали вторыми лейтенантами.

В целом, более или менее значительное число "регуляров" было обнаружено в кавалерийских частях, в некоторых штабах и в "возрожденных полках" (часто также кавалерийских). Это объясняется просто: кавалерия понесла меньшие потери во время Первой мировой войны, а более поздние регулярные кавалерийские части (не казачьи) формировались белыми медленно и реже участвовали в сражениях. Там мы можем увидеть обычных офицеров и даже аристократов разных мастей. Однако эти формирования не были "ударной силой" белого движения (и, по сути, они даже препятствовали формированию регулярной армии).

Таким образом, Генеральный штаб, согласно исследованиям историка А.В.Ганина, был разделен почти 50 на 50 (но были и свои особенности, например, то, что некоторые из Генштаба попали в национальные армии, некоторые уклонились от участия в Гражданской войне, очень многие были и в белой, и в красной армиях и т.д.).

Слева: Михаил Никитич Дашкевич (? - после 1930 г.). Сын священника, окончил духовную семинарию. Военный офицер, командир одного из корниловских полков. В эмиграции служил во Французском иностранном легионе. Справа: Евгений Петерс (1892 - 1922), сын учителя средней школы. Учащийся техникума, военный офицер. Комендант Дроздовца, застрелился в изгнании.

Итак, офицеры.

Обратите внимание: Пусть солдаты немного поспят. Об интересных эпизодах на фронте.

Но кем они были до войны? Каким вообще был образ "типичного белогвардейца"? Ну, во-первых, это были в основном молодые люди, как правило, хорошо образованные. Но они пришли из разных слоев общества. Есть хороший пример - командиры "цветных отрядов" Белого движения.

"Переходя к командирам названных частей, мы видим, что из 13 корниловичей один был из дворян, двое из дворянских офицерских семей, двое из духовенства, трое из мещан, четверо из крестьян и один из казаков; из 17 марковцев пять были чиновниками и офицерами, а 12 - простолюдинами; из девяти дроздовцев шесть были дворянами (из них пять потеряли службу), двое - простолюдинами и один - крестьянином.

Названные цифры уже приведены и в целом указывают на 35,9% потомков из дворянского и военного сословия, в том числе не более 10 - 12% представителей старых дворянских родов и ни одного - титулованного дворянства..." (c) Р. М. Абинякин. Офицерский корпус добровольческой армии: социальная структура, перспективы. 1917 - 1920.

Слева: Дионисий Андреевич Марченко (1895 - 1968). Крестьянин, он хотел стать учителем. Он был военным офицером, а с 1915 года - прапорщиком. К 1917 году он был лейтенантом и был ранен. Первый наемник, марковец, потерял правую руку. В 1920 году он был полковником. Справа: Алексей Семенович Булаткин (1890 - 1919), из мелкой буржуазии. Полковник, умер в 1919 году.

То есть, с одной стороны, мы видим, что значительная часть белых командиров были потомками военных, представителями "военной среды", включая дворянство. С другой стороны, большинство происходило из "разночинной среды" или крестьянства. Однако мы не видим аристократов, детей банкиров или крупных землевладельцев. Скорее, это "средний класс", помноженный на военный класс и военное время.

Впрочем, это относится ко всем временам: дети "элиты" редко оказываются на фронте. Кроме того, давайте не будем забывать, что 20 век был временем массовых армий. Больше не было возможности создавать армии (включая командиров) из какого-то "привилегированного меньшинства".

Другое дело, что эти "военные юноши", попав в армию, были вырваны из родной среды. "Добровольцы" представляли собой некую "особую" часть общества, разного происхождения, но малочисленную в масштабах страны и с настроениями, противоположными основным ("верность союзникам", "война до конца", "защита собственности" и т.д.). А за "добровольцами" (колчаковцами, северо-западниками, подчеркнем) стояли "старорежимные" политики и "талантливые деятели" дореволюционной России.

Слева: Николай Антонович Страмцов (1889 - 1966). Мещанин, боевой офицер, подполковник. Справа: Михаил Левитов (1893 - 1982), сын священника. Военный офицер, лейтенант до 1917 года. 13 марта 1920 года одним приказом он был повышен в звании с поручика до штабс-капитана, капитана и подполковника.

И они показали себя не с лучшей стороны в плане пропаганды, поддержки армии, организации, планов и прагматизма. Кстати, многие "добровольцы" прекрасно понимали это, и поэтому среди них были сильны "антикапиталистические" настроения, особенно к концу Гражданской войны.

"Поначалу нищая, полуголодная армия видела противодействие процветавших за ее штыками деловых и финансовых кругов в оказании минимальной материальной поддержки - и ни в коем случае не хотела играть роль "наемников буржуазии". Правда, реальность не всегда соглашалась с этими искренними пожеланиями...". (c) Р. М. Абинякин. Офицерский корпус добровольческой армии: социальная структура, перспективы. 1917 - 1920.

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: Немного о социальном происхождении белогвардейцев.

Система комментирования SigComments