1945. Один к двадцати четырем

Всем привет, друзья!

Гвардии сержант Логинов Леонид Семенович (1925), механик-водитель среднего танка Т-34 1-го танкового батальона 36-й гвардейской танковой бригады 4-го гвардейского механизированного корпуса 7-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта.

Они стоят перед генералом смертельно уставшие, прокопченные порохом, почти оглохшие от грохота многодневного жестокого боя. Стояли руки по швам, хотя давалось им это нелегко. Глядя на всех пятерых восхищенными глазами, генерал только и мог сказать:

— Какая земля взрастила вас, богатыри?

...Его взрастила алтайская земля. Родился Леонид Семенович в селе Волчихе. С детства он впитывал в себя рассказы о легендарном партизанском командарме Ефиме Мамонтове, о его боевых соратниках. He из книжек узнавал, а от живых свидетелей и участников знаменитого Солоновского боя, лихих рейдов партизан на Рубцовку и камень, жарких сражений с колчаковцами на широких просторах Кулундинской степи. Об одном жалел мальчишка, что не довелось ему сражаться под знаменами сибирского Чапаева.

Однако судьба готовила его поколению не менее тяжелые испытания. Война грянула, когда Леониду только что исполнилось шестнадцать лет. На второй же день войны парень попросился на курсы трактористов. Имея восьмиклассное образование, Леонид уже через месяц получил права тракториста. Проработал сезон, а осенью поступил в школу шоферов. Показал незаурядные способности и тягу к технике, с отличием сдал экзамены. И его оставили в школе инструктором по вождению автомобилей.

А на западе не утихала война. Надели солдатские шинели, не успевшие еще как следует вырасти сверстники Леонида. Его же призывная комиссия забраковала — болела нога. Горько было сознавать Леониду, что он инвалид. Начал настойчиво лечиться, к зиме сорок третьего года нога стала подживать. Как-то в январе сорок четвертого в который уже раз пришел Леонид в военкомат. Сказал офицеру, ведавшему призывом:

— Нога поджила. Могу свободно ездить на тракторе и автомобиле. А раз так — почему я не смогу управлять танком или другой военной машиной? Словом, берите в армию — и точка!

Через месяц он уже был в Омске, в училище механиков-водителей. Учеба давалась легко, в устройстве танка и трактора много общего.

Наконец отправка на фронт. Прощай, сибирская сторона! Много дней шел эшелон, а конца родной земли все не было. Раньше дальше Бийска Леонид не бывал, и только сейчас он воочию убедился, как велика его родная сторона, за свободу и счастье которой он вместе с товарищами по оружию едет сражаться. Как-то острее и впечатлительнее стали воспоминания о ленточных борах Кулундинской степи, о тех полянах и перелесках, о тех озерах и речушках, где прошло его безмятежное детство.

...Острие клина наступающих советских войск врезалось как раз между двумя селениями. Одно из них принадлежало Чехословакии, другое — Венгрии. Между селениями бурная, горная речка Грон, а вокруг Карпатские горы. Ширина речки не больше сорока метров. На самом острие клина три советских танка T-34. Mехаником-водителем одного из них Леонид Семенович Логинов. Впрочем, так его в то время никто не звал. Леня — и все. Было ему девятнадцать полных лет, а самому старшему в экипаже — командиру танка Ивану Борисову едва исполнилось двадцать три. Все пять членов экипажа — комсомольцы.

На этом участке ожидалось контрнаступление гитлеровцев. Перед экипажем трех танков была поставлена задача не дать прорваться через речку Грон фашистским танковым частям до подхода подкрепления. Дело в том, что из-за весенней распутицы сорок пятого года наши коммуникации растянулись, поотстали резервы. Фашисты решили воспользоваться этим и отбросить нас назад к границе.

Снарядов нашим танкистам подвезли достаточно — по доброму десятку боекомплектов на каждую машину. И вот восемнадцатого февраля фашистские танки двинулись на позицию горстки советских храбрецов. Им удалось поджечь один наш танк. Зато два оставшихся танка не дали фашистам ходу ни в первый, ни во второй, ни в третий день. Перед позицией машины младшего лейтенанта Борисова за первые три дня нашли могилу восемь немецких танков. Столько же вражеских машин подбил экипаж командира второго танка Ивана Депутатова.

Узнав об этом, командир соединения немедленно же представил решение о присвоении Борисову, Логинову и командиру орудия Писаренко звания Героя Советского Союза. Одновременно по рации им был отдан приказ отойти. Но ни тот, ни другой экипаж приказа не получили — вышли из строя рации. А раз приказа на отход нет — значит сражайся до последнего. Между тем ни справа, ни слева, ни близко сзади наших не было. Они отошли на более выгодные позиции.

Наградной лист о представлении к званию Героя Советского Союза гвардии сержанту Логинову Леониду Семеновичу, механику-водителю среднего танка 1-го танкового батальона 36-й гвардейской танковой бригады 4-го гвардейского механизированного корпуса 7-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта. Даты подвига: 17.02.1945, 19.02.1945. Источник: pamyat-naroda.ru

А гитлеровцы продолжали лезть. Другого пути им не было. Здесь был единственный проход через Карпаты для этого участка фронта. Танкисты вырыли для своих машин глубокие окопы. Но главным условием их неуязвимости была исключительно высокая маневренность. Волчком крутится тридцатьчетверка. Механик-водитель Леонид Логинов точно выполняет все команды. Вот над танками повисли вражеские самолеты. Бросают бомбы. Быстрее в укрытие, в тень деревенских хат и сараев. Ушли самолеты, снова на позицию. Снова метко разит врага огонь танкового орудия. И так восемь дней и ночей. Восемь суток почти непрерывного боя, который затихал только глубокой ночью. Выбыл из строя второй танк, а экипаж Борисова продолжал сражаться. Вечером, когда Карпаты стали погружаться во тьму, танк начал отход. Но что это? Мост через речушку, что находилась в тылу наших танкистов, оказался разрушенным. Выход был один — поджечь танк и пешком пробираться к своим. Не стесняясь, плакали танкисты, глядя, как погибает их боевой друг.

— Ничего, ребята,

— сказал командир экипажа,

— один за двадцать четыре отдать можно.

И вот они перед генералом.

А гитлеровцы так и не продвинулись ни на шаг. Пока танкисты держали их на речке Грон, к нашим подошло подкрепление. Контрнаступление врага захлебнулось.

— Какая земля вырастила вас, богатыри?

— повторил генерал и каждого поочередно крепко обнял.

☆ ☆ ☆

Во время городских торжеств в числе других знатных людей города выносит заводское знамя высокий, стройный старшина запаса. На груди его Золотая Звезда Героя. Это Леонид Семенович Логинов — бывший танкист, а ныне заместитель главного инженера Алтайского тракторного завода, депутат городского Совета, коммунист. Много минуло лет с тех памятных дней, но не померкла слава воина, приумноженная им на трудовом фронте. Много славных богатырей воспитала наша Россия. И один из них — наш земляк Л. С. Логинов.

Г. АРСЕНТЬЕВ (1968)

☆ ☆ ☆

Скончался Леонид Семенович 11 ноября 2000 года в Москве, куда был переведен в 1973 году...

☆ ☆ ☆

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

☆ ☆ ☆

Для тех, кто хочет поддержать канал, можно сделать это ЗДЕСЬ

#великая отечественная война #вторая мировая война #война #ссср #история

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: 1945. Один к двадцати четырем.

Система комментирования SigComments