В конце прошлого года в кинотеатрах, с относительным успехом, прошёл фильм "Лётчик". Лента получила смешанные отзывы и теперь, когда "паровоз хайпа" скрылся за горизонтом, можно поговорить об одной малозаметной детали:
Совершенно точно, авторы "Лётчика" вдохновлялись историей Алексея Петровича Маресьева. Однако в финале фильма на экране появляется список и других пилотов переживших тяжёлую травму, и вернувшихся в строй после ампутации. Да, Алексей Маресьев был не единственным, и до и после него в рядах российской и советской армии были люди совершившие аналогичный подвиг. В этой заметке мы расскажем о них.
Помните, в книге Бориса Полевого, перенёсший ампутацию Маресьев из старой газетной статьи узнаёт о поручике царской армии Валериане Карповиче, который потеряв ступню остался в авиации. Поручик Карпович - это вымышленный персонаж, но в Первую Мировую войну подобные случаи действительно были:
Александр Николаевич Прокофьев-Северский
1894-1974
Службу свою Прокофьев-Северский начинал на Балтийском флоте. Когда в 1914-1915 гг. начали формироваться авиационные части для разведки и поиска кораблей противника, мичман Северский перевёлся из флота в авиацию. Несмотря на то, что Севастопольскую лётную школу будущий герой не окончил, с 1915 г. началась его карьера морского лётчика.
В том же году случилось несчастье, при посадке после боевого вылета сдетонировала одна из неизрасходованных бомб. Второй член экипажа был убит, а лётчику сильно повредило ноги, правая конечность ниже колена была ампутирована. Несмотря на это лётчик, устроившись работать на завод строивший гидросамолёты, уже через год вновь поднялся в воздух в качестве испытателя.
В армию же Северский был возвращён высочайшим указом императора. В августе 1916 г. он на аэроплане "Ньюпорт" сбил своего первого немца. Всего, за время Первой мировой Прокофьев-Северский участвовал в 57 воздушных боях, данные о количестве одержанных им побед разнятся от трёх до девятнадцати.
В одном из вылетов, после отказа мотора, одноногому асу пришлось совершить вынужденную посадку и пешком, на протезе 30 вёрст идти до позиций русской армии.
После Октябрьской революции старший лейтенант Прокофьев-Северский эмигрировал в США, где сделал карьеру в военно-воздушных силах, одним из создателей которых и являлся. Но это уже другая история.
Гильшер Юрий Владимирович
1894-1917
С началом Первой Мировой войны потомственный дворянин Гильшер поступил в Николаевское кавалерийское училище, однако уже через несколько дней после его окончания подал прошение о переводе его в авиацию. Пройдя курс подготовки пилотов в Гатчинской школе, с весны 1916 г. он сражался на Юго-Западном фронте, где и одержал первую победу в воздухе.
В апреле того же года, из-за неисправности систем управления, аэроплан "С-16" который пилотировал Гильшер потерпел крушение. Пилот получил тяжёлые травмы, потерял левую ступню. Не желая расставаться с авиацией он научился пилотировать самолёт с протезом и с начала 1917 г. вновь был в строю.
Весной 1917 г. корнет Гильшер сбил ещё четыре австрийских аэроплана. 20 июля 1917 г. пилот погиб в неравном воздушном бою.
История Великой Отечественной знает несколько случаев, когда пилоты продолжали совершать боевые вылеты даже на протезах. Кроме Алексея Маресьева таковыми были:
Белоусов Леонид Геннадьевич
1909-1998
Одессит Белоусов рано остался без родителей и в гражданскую войну был подобран 151-м стрелковым полком Красной армии, в котором прослужил три года. В 1930 г. поступил в Одесское пехотное училище, выпускникам которого было предложено переучиться на лётчиков.
С 1935 г. Белоусов служил в рядах истребительной авиации Балтийского флота. В феврале 1938 г. истребитель И-16 который пилотировал Белоусов в сложных метеоусловиях потерпел аварию. При заходе на вынужденную посадку самолёт загорелся, пилот получил тяжёлые ожоги лица и ног.
В ходе лечения, которое Белоусов не окончил, ему пришлось перенести 35 операций. В конце 1939 г., с началом войны с Финляндией он вернулся в свой полк.
Великую Отечественную Леонид Геннадьевич встретил на должности командира 4-й эскадрильи 13-го истребительного полка. Участвовал в обороне мыса Ханко и прикрытии с воздуха "Дороги жизни".
Тогда же, в напряжённых боях за Ленинград, лётчик начал замечать, что не долеченные после аварии ноги перестают его слушаться. В госпитале выяснилось, что в травмированных ногах начала развиваться гангрена, ампутация обоих ног стала неизбежной (причём правая была потеряна выше колена).
Обратите внимание: Подвиг ефрейтора Портнягина, который спас группу российских ссо в специальной операции по освобождению Акерабата.
В 1944 г. освоившись с протезами гвардии майор Белоусов, воспользовавшись связями в авиации, вернулся в строй.Ему удалось обучиться пилотированию истребителя Ла-5 за штурвалом которого он, до конца войны, совершил 300 боевых вылетов и сбил 3 самолёта противника.
В 1957 г. за мужество и героизм проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками майор Белоусов был удостоен звания Герой Советского Союза.
После окончания войны герой жил в Ленинграде, занимал руководящие должности в транспортной отрасли, более 30 лет был внештатным лектором всесоюзного общества "Знание".
Сорокин Захар Артёмович
1917-1978
Выпускник Ейского лётного училища Захар Сорокин начинал службу на Чёрном море, однако, с началом Великой Отечественной был переведён в истребительную авиацию Северного флота. К середине сентября 1941 года на счету молодого лётчика было уже четыре воздушные победы. Захар Сорокин получает свою первую награду – орден Красного Знамени.
Осенью 1941 г. спасая жизнь своему ведомому Сорокин вынужден был пойти на таран, после чего совершил вынужденную посадку на лёд замёрзшего озера. Туда же, чуть в стороне, приземлился сбитый им бомбардировщик Ме-110 из которого выскочила собака и бросилась на советского лётчика.
После схватки с ней, Сорокину пришлось отстреливаться от немецких пилотов пытавшихся взять его в плен. В рукопашной схватке с одним из них он получил ножевое ранение и потерял передние зубы. Сильно покалеченный пилот, в ногу он был ранен ещё в воздухе, пять суток добирался до своих на полярном морозе и при сильном ветре. Когда его подобрали пограничники, он был сильно обморожен, особенно пострадали ноги.
В общей сложности 9 месяцев провёл лейтенант Сорокин в госпитале, перенёс ампутацию стоп, но не смотря на это писал прошения об оставлении его в рядах ВВС. По личной просьбе адмирала Кузнецова, Сорокину была назначена индивидуальная врачебная комиссия, которая признала его годным у лётной службе.
С апреля 1943 года Сорокин вновь начал совершать боевые вылеты. Всего за время войны им было сбито 18 самолётов противника 12 из них он уничтожил летая на протезах.
В августе 1944 г. ему было присвоено звание Герой Советского Союза, а прочитавший в газете о подвигах Сорокина военный атташе Великобритании, ходатайствовал о присвоении отважному истребителю британского креста за храбрость.
После войны Захар Артёмович ещё десять лет отслужил в авиации, а затем написал несколько книг, в том числе автобиографические повести "Поединок в снежной пустыне" и "Нет, не отлетался!".
Любимов Иван Степанович
1909-2000
С 1932 года служил в истребительной авиации Черноморского флота и войну начал 22 июня отражая налёт на Севастополь. К началу октября 1941 г. на счету Любимова были 4 личных и одна групповая победа в воздухе. 9 октября 1941 г. в воздушном бою над Перекопом был ранен и вынужден был совершить посадку.
Немцы пытались добить самолёт Любимова на земле и несколько раз заходили на атаку. Лётчику чудом удалось спрятаться под машиной, но один из вражеских снарядов перебил ему ногу. Глубокой ночью местные жители добрались до раненного и смогли эвакуировать его в госпиталь.
В октябре 1942 г. Иван Любимов вернулся в свой полк с орденом Ленина на груди и с протезом вместо правой ноги, вскоре он занял должность командира полка.
К осени 1943 года подполковник Любимов совершил 109 боевых вылетов, участвовал в 21 воздушном бое, сбил 5 самолётов лично и два в группе. В январе 1944 г. ему было присвоено звание Герой Советского Союза.
После окончания боёв на Чёрном море, Иван Любимов был зачислен в слушатели высшей военной академии им. Ворошилова, окончив которую продолжал службу на командных должностях в авиации ПВО Черноморского флота. Вышел в отставку в звании генерал-майора.
Кузьмин Георгий Павлович
1913-1943
Участник боёв на реке Халхин-Гол, выпускник Качинской военной школы лётчиков старший лейтенант Кузьмин был на фронте с первых дней Великой Отечественной. За один день 28 июня 1941 г. совершив пять вылетов на истребителе И-153 сбил пять самолётов противника.
В сентябре 1941 г. не вернулся с боевого вылета в районе города Елец, был признан погибшим, однако, позднее выяснилось, что пилот совершил вынужденную посадку и был взят в плен.
В ноябре 1941 г. ему удалось бежать, пробираясь к своим лесами Кузьмин обморозил обе ноги. По счастью, ему удалось набрести на партизан, которые переправили его через линию фронта, но время было потеряно и когда пилот добрался до госпиталя, врачам не осталось ни чего, как ампутировать ему изъеденные гангреной стопы. Проведя три месяца в госпитале Кузьмин добился восстановления на военной службе.
Участвуя в Сталинградской битве, боях над Доном и Кубанью майор Г.П. Кузьмин совершил 70 боевых вылетов, участвовал в 90 воздушных боях, сбил 15 вражеских самолётов лично и 6 в составе группы. В апреле 1943 г. ему было присвоено звание Герой Советского Союза, а в августе того же года он погиб совершая боевой вылет в районе города Снежное.
Таков краткий рассказ о лётчиках повторивших подвиг Маресьева. Биография любого из них достойна экранизации и, возвращаясь к фильму "Лётчик" остаётся только в недоумении развести руками, зачем нужно было что-то придумывать?
Автор текста Сергей Березин
#история #первая мировая война #вторая мировая война #ссср история наука #герои войны #герои ссср #подвиг #вов #история войны #подвиг солдата
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Повторившие подвиг Маресьева.