История вмф сша

Часть 1

Как ни странно, но флот США стал сильнейшим в мире относительно недавно. В этой статье мы поговорим о истории развития американского флота.

ВМФ США

Создание флота приходится на революционный период.

Огромную роль в создании ВМС США сыграл командующей повстанческой армии генерал Джордж Вашингтон, определив военные функции для трёх коммерческих кораблей и написав об этом в письме, которое отправил Конгрессу 13 октября 1775 года. Данную дату и принято считать днем основания ВМС США. Важно отметить, что это были коммерческие, то есть торговые корабли. Имевшие слабое вооружение, плохое покрытие и конечно же перед ними не ставилась задача победы над флотом Британии. Задача была иной, нарушить линию снабжения экспедиционных сил Великобритании. 

В 1776 году, а если точнее то 9 ноября 1776 года, Конгресс одобрил строительство уже трех 74-пушечных военных корабля. А позже, в мае 1777 года, был заложен 74-пушечный корабль «Америка». Однако послужить США ему так и не удалось, ибо он был отправлен Франции в знак благодарности. 

74-пушечный корабль «Америка»

В 18 веке США не могли претендовать на звание владычицы морей. В колониях плохо финансировали судостроение и после обретения независимости данная отрасль значительно уступала другим флотам мира (Великобритании, Франции, России, Швеции). В 1783 году США создали небольшой флот, который вышел в международные воды. 

Уже в 1794 году был принят закон «Naval Act», который предусматривал строительство шести фрегатов. 

Важно понимать, что у США в первой половине 19 века особых врагов и не было. Поэтому и в целом армия была направлена исключительно на оборону. Перед флотом стояла единственная задача, защита торговых путей. 

Первая крупная военная операция ВМС США была проведена в Средиземном море, в ходе Берберийской войны (1801-1805). Война велась с пиратами, грабившие суда США в Средиземноморье. До 1776 года суда ходили под Британским флагом, а англичане имели соглашения с пиратами, а вот США нет. В итоге США пришлось заключить ряд соглашений в 1787 и 1796 году. В результате США ежегодно платили дань (как и другие крупные державы, такие как Испания, Франция и т.д.) Но с 1797 года пираты потребовали увеличения дани, потом снова в 1800 году. После чего Джефферсон решил решить вопрос силой. Итоги первой войны не удовлетворили ни одну из сторон. Все вылилось во вторую войну 1815 года, где американцы добились отмены выплат дани. Конечно морские сражения берберийской войны нельзя сравнивать со сражениями крупных европейских держав того времени. Однако эти события имеют большой вес в истории ВМС США. 

Одно из морских сражений периода Берберийской войны

Большое влияние на развитие флота США в 19 веке оказала Гражданская война. Хотя и до нее ВМФ США пополнялся новыми кораблями, но они имели множество проблем и сильно уступали кораблям Британии, Франции и России.

Самыми первыми кораблями собственной постройке были фрегаты проекта «Хамфриза». Это должны были быть 44 пушечные линейные корабли, однако претерпели некоторые изменения после 1800 года. Данные корабли успели повоевать с Британий, во время «Второй войны за независимость» (1812-1815 года)

Позже были спущены на воду, а если точнее, то в 1813 году, четыре 74-пушечные фрегата («Вашингтон», «Франклин», «Коламбус» и «Индепенденс»).

Обратите внимание: Бесславная участь датского нейтралитета. История миноносцев типа Dragen.

Но их признают «мало пригодными к океанскому плаванию». Позже, в 1820 году, будут заложены еще линейные корабли. Однако они унаследуют проблемы своих предшественников.

Фрегат «Хамфриза»

Во время Гражданской войны в США (1861-1865 года) начнут применять броненосцы. Гражданская война в США станет вторым конфликтом, в котором будут применяться броненосцы. Первым стала Крымская война (1853-1856 года), где Франция и Великобритания имели превосходство над парусным флотом России, за счет использования паровых кораблей.

На начало Гражданской войны в США, основа флота была представлена парусными и деревянными кораблями и практически все они перешли в руки Севера, потому Юг сразу же приступил к разработке своего первого броненосца.

Таким броненосцем стала «Вирджиния». Заполучив такую мощную боевую единицу, Юг имел колоссальное преимущество на воде, однако Север оставаться в стороне не хотел. Север принимает проекты «Монитор», «Галена», «Нью-Айронсайдс». Это были революционные проекты! Характерными особенностями американских башенных мониторов являлись: малая осдака, очень низкий надводный борт (всего 60−90 сантиметров), размещение немногочисленных тяжёлых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, мощное бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен).

Бой между броненосцами "Вирджиния" и "Монитор"

Успехи броненосца "Монитор" сподвигли Северян строить новые проекты. За счет наличия броненосцев, Северу удалось очень быстро захватить большую часть реки Миссисипи к июню 1862 года, громив большинство батарей и фортов южан.

16 февраля 1864 года в состав флота КША вступил броненосец "Теннеси". Это был один из самых мощных броненосцев Конфедерации. Он участвовал при обороне порта Мобил. «Теннесси» имел типичную для броненосцев южан конструкцию: он был низкобортным, с гладкой палубой невысоко над водой, и установленным на палубе бронированным казематом с наклонным стенками, предназначенным для расположения артиллерии. Его полное водоизмещение составляло 1293 тонны. Он имел длину 63,7 метра, ширину 14,6 метров и осадку 4,6 метра, позволявшую ему достаточно эффективно оперировать на мелководье. По размерам он был несколько меньше строившихся параллельно с ним мониторов северян.

По меркам того времени, броненосец "Теннеси" имел очень мощное вооружение. Броневая защита «Теннесси», в отличие от остальных броненосцев Конфедерации, состояла не из двух, а из трёх слоев наложенных друг на друга кованых железных плит. Плиты, также в отличие от других кораблей — были заказаны и изготовлены на заводе, а не получены путём прокатки старых железнодорожных рельсов.

Во время обороны порта Мобил, его захватили Северяне.

броненосец "Теннеси"

После гражданской войны, в ВМС США начался застой. От Гражданской войны осталось немало кораблей, но их боевая мощь была сомнительной. Мониторы оставались главной ударной силой ВМС США до середины 20 века и конечно они могли оказать сопротивление, но не более. В период после Гражданской войны, для ВМФ США так же было характерно «недостраивание» кораблей. Но все изменится, когда освоив Дикий Запад, американцы начнут глядеть на заморские владения. Тогда потребность во флоте вновь появится и начнётся новый виток развития флота США. Но об этом в следующей части.

#армия #армия сша #история

#история войны #мировая история

#флот #флот сша #вмф сша #интересно

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: История вмф сша.

Система комментирования SigComments