В этой статье речь пойдёт о русском сопернике американского «Морского волка» - атомной подводной лодке с жидко-металлическим реактором (ЖМТ). В Советском Союзе аналогичную подводную лодку создали на стапелях Северодвинска.
Появление первых атомных лодок у американцев сопровождалось волной «морского романтизма». Свою первую субмарины с ядерной энергетикой они назвали Nautilus, отдавая должное таланту великого фантаста Жюля Верна и подлодке вымышленного им капитана Немо. И вторую свою атомную субмарину американцы нарекли в том же духе доброго флотского фольклора – Sea Wolf, что в переводе означает «Морской волк».
Атомная подводная лодка ВМФ США Sea Wolf (Морской Волк)Свой внешний облик этот атомоход целиком позаимствовал у дизель-электрических субмарин класса Gappy, чем поначалу здорово озадачил военно-морские разведки многих стран. Американским инженерами, взявшим за основу корпуса корабельную архитектуру дизель-электрической лодки, образно говоря, удалось наполнить её принципиально новым содержанием.
Главная же особенность «Морского волка» заключалась в его необычном ядерном реакторе. Он работал на быстрых нейтронах с жидко-металлическим натриевым теплоносителем. По мнению учёных, такая паропроизводительная установка имела ряд достоинств по сравнению с так называемыми водо-водяными реакторами, которыми оснащались остальные атомоходы.
Во-первых, ЖМТ имел более высокие параметры чем перегретый пар. Во-вторых, более низкое давление в первом контуре реактора снижало общее напряжение в его арматуре, а также исключало распространение теплоносителя в сопредельные отсеки подлодки в случае аварии. В третьих, для конструкций реактора с ЖМТ использовались относительно дешёвые малолегированные стали перлитного класса, что снижало стоимость реактора в целом. И наконец, данная энергетическая установка была более ремонтопригодна.
Правда, имелись и минусы: дороговизна самого теплоносителя, его большой вес, для поддержания его чистоты ЖМТ требовалась постоянная регенерация. Но главное – реактор с ЖМТ требовалось, даже при стоянке лодки в базе, постоянно держать в «разогретом» состоянии, чтобы теплоноситель не остывал.
Атомная подводная лодка ВМС США "Sea Wolf" на военно-морской базе США слева«Морской волк» пополнил списки американского флота 30 матра 1957 года. Основные характеристики атомохода были следующими: стандартное водоизмещение – 3765 тонн, полное – 4.2—тонн. Длина – 102,9 метра, ширина – 8,4, осадка – 7,0 метров. Ядерная энергетическая установка и две турбины развивали мощь в 15 тысяч л.с. Два гребных винта придавали кораблю скорость в 20 узлов, как в надводном, так и в погружённом состоянии. «Морской волк» располагал шестью торпедными аппаратами. Экипаж его состоял из 101 моряка, 11 из которых, носили офицерские погоны.
Однако у американского «Морского волка» вскоре появился соперник. Из Советского Союза. Неизвестно, пересекались ли когда-либо в океане их боевые курсы, но в истории той и другой подлодок очень много общего: одна появилась в списках действующего флота практически следом за другой, их тактико-технические данные оказались весьма близкими, и наконец, создание обеих было объективно обусловлено и научным прогрессом, и военным соперничеством двух держав.
Атомная подводная лодка ВМС США "Sea Wolf"Любопытная деталь: исследования в области атомного кораблестроения советские учёные проводили независимо от американских. Однако в конце концов техническая мысль и тех, и других привёл к единым решениям: и наши, и американцы основным типом корабельного реактора избрали водо-водяной, а резервным жидкометаллический.
14 июня 1952 года на стапелях General Dynamics американцы заложили американцы заложили свой Nautilus, а 15 сентября 1953-го – Sea Wolf, который в отличие от первенца, имел паропроизводящую установку с ЖМТ.
В Советском Союзе события развивались примерно по тому же сценарию – следом за первым атмоходом (проект 627) начали готовить строительство подлодки 645 проекта. По замыслу учёных в её реакторах теплоносителем являлся сплав свинца и висмута (у американцев, напомню – натрий).
Работы по созданию атомохода проекта 645 поручили тому же ЦКБ-143, что занимался конструированием первой нашей атомной лодки. Правда, они с самого начала немного отстали от тех, что велись по проекту 627.
Атомная подводная лодка ВМС CCCР с реактором на ЖМТТехническая документация новой лодки пошла в дело только в 1955 году. Архитектура и основные корабельные элементы ее по настоянию главного конструктора субмарины В.Н. Перегудова взяли, что называется. «один к одному» от проекта 627. Это решение было продуманным – таким образом сокращались сроки строительства лодки, поскольку исключались сроки её предэскизного проектирования (конструкторы сразу начали со стадии технического проекта).
Вскоре на посту главного конструктора В.Н. Перегудова сменил А.К. Назаров. Последовало и ещё одно назначение, о котором любопытно упомянуть: главным наблюдателем стала инженер капитана I ранга Александра Николаевна Донченко – единственная на советском флоте женщина, окончившая военно-морскую академию.
Внешне подлодка 645 проекта мало чем отличалась от субмарина 627 проекта – те же удлинённый корпус цилиндрической формы, небольшая обтекаемая рубка, увеличенные стабилизаторы в кормовой части. Но небольшое отличие всё же было: если у подлодок проекта 627 носовая оконечность представляла собой сферу, то у нового подводного корабля верх носовой части лёгкого корпуса в вертикальной и горизонтальной плоскостях выполнялся в конусной форме.
А вот внутренним содержанием упомянутые корабли сильно разнились. Как уже говорилось, 645 проект предполагала принципиально новые ядерные реакторы. Новой паропроизводящей установке в режимах пуска и расхолаживания требовалось значительно меньше электроэнергии и потому ёмкость аккумуляторной батареи здесь была на четверть меньше, чем на атомоходах проекта 627. На новой лодке впервые устанавливались вторые автономные турбогенераторы, которые повысили надёжность всей корабельной энергетики в целом.
Новшеством в советском подводном кораблестроении стали и плоские межотсечные переборки, способные выдержать давление 10 кгс/см2. На подлодке проекта 627 имелись 4 сферические межотсечные переборки, способные выдержать такое давление. Даже в случае затопления одного из отсеков новая подлодка имела возможность экстренно всплыть с глубины 100 метров.
Для изготовления прочного корпуса использовалась судостроительная сталь с пределом текучести 60 кгс/мм2, а для лёгкого корпуса надстройки и ограждения маломагнитная сталь. Вследствие этого существенно уменьшился общий вес корабельного размагничивающего устройства. Однако нужно заметить на то период коррозийная и механические прочности маломагнитной стали оставляли желать лучшего. Уже после первых лет эксплуатации подлодки в металле её лёгкого корпуса были обнаружены трещины, вызванные межкристаллической коррозией.
Изменилось и главное назначение нескольких отсеков: если на лодке проекта 627 размещались в пятом, то у нового атомохода – в четвёртом, в пятом же отсеке устанавливались турбо и дизель-генераторы, холодильная установка и вспомогательные механизмы. В центральном посту (3-й отсек) появился зенитный перископ, а в первом (торпедном) отсеке устройство для быстрого заряжания торпедных аппаратов. На атомных лодках такое устанавливалось впервые.
Основные характеристики русского соперника американского «Морского волка» (по техническому проекту 1956 года) были таковы: стандартное водоизмещение – 3 400 тонн, полное – 4 300 тонн, то есть, такое же, как и у Sea Wolf. Запас плавучести – 27 процентов. Советская лодка оказалась на 7 метров длиннее американской – 109,8 метра, ширина – 8,3 метра. Средняя осадка в крейсерском положении – 5,6 метра.
Обратите внимание: Великий кривой. История гениального Гарринчи, который мог стать Королем футбола вместо Пеле.
Субмарина «ныряла» на глубину 300 метров. При максимально скорости 30,2 узла, атомоход 645 проекта мог преодолеть 35400 миль. Что говорить, по резвости американский «Морской волк» значительно уступал нашему кораблю. Автономность (по запасам) – 50 суток. Экипаж, включая офицеров, насчитывал 105 человек.Главную энергетическую установку составляли два реактора, одна двухвальная паротурбинная установка, два автономных парогенератора, аккумуляторная батарея и дизель-генератор. Каждый из реакторов развивал тепловую мощность свыше 70 тысяч кВт и производил свыше 95 тонн пара в час. Мощность каждого из двух главных трубозубчатых агрегатов достигала 17 500 л.с.
Подлодка 645 проекта, как и американская Sea Wolf, создавалась, как торпедная. Вооружение её отличалось от предусмотренного проектом 627, устройством для быстрого заряжания торпедных аппаратов. Последних, к слову, было восемь. А весь арсенал корабля содержал 20 как электрических, так и парогазовых торпед калибра 533мм. Таким образом, советский атомоход оказался на 2 торпедных аппарата «зубастее» американского.
Подводная лодка ВМФ СССР К-27 в североморской базеАтомную подлодку 645 проекта заложили на стапелях Северодвинска в 1958 году. Заметим, что к этому времени в послужном списке Sеа Wolf уже значились несколько дальних походов, в том числе и на полную автономность и боевое патрулирование с ядерным оружием на борту.
Главным ответственным сдатчиком проекта назначили А.А. Овчинникова. Как свидетельствуют документы, создание корабля шло трудно. Чертежи энергетической установки многократно корректировались учёными и конструкторами. Но это ещё полбеды – срывались контрагентские поставки оборудования.
Только весной 1962 года подлодку вывели на воду. Ходовые и государственные испытания её успешно завершились 30 октября 1963 года. Уже по зимнему ледоставу атомоход покинул Северодвинск и ушёл в свою базу.
О дальнейшей истории корабля известно не слишком много. Знаем, что этот атомный торпедоносец не был обелён внимание командования Северного флота и, разумеется, учёных. В первом походе на полную автономность (весной 1964 года) на борту лодки находились главный конструктор корабля А.К. Назаров и председатель государственной приёмной комиссии вице-адмирал Г.Н. Холостяков. По возвращении в базу командиру корабля капитану I ранга И.И. Гуляеву присвоили звание Героя Советского Союза. Как скупо и строго отмечалось в наградном свидетельстве «За успешное выполнение поставленных задач». Создателей уникального корабля также отметили – наиболее отличившиеся удостоились Ленинской премии.
Председатель государственной комиссии по приёмке атомной подводной лодки ВМФ СССР К-27 Геннадий ХолостяковВо втором походе (он длился два месяца) подлодкой командовал уже капитан II ранга П.Ф. Леонов. Старшим на борту шёл А.П. Михайловский – ныне известный адмирал, а тогда капитана I ранга. Когда атомоход вернулся в базе его освидетельствовала специальная комиссия, а затем на его борту провели технически сложную операцию – перезарядили активную зону реакторов. Служба корабля продолжилась.
«Морской волк» американцев «охотился» в океане 12 лет. В резерв торпедоносец-атомоход с бортовым номером 575 отправили в 1969-м. Но и там Sea Wolf не остался без дела – учёные использовали его в качестве опытового корабля для проведения исследований по тематике военно-морского флота.
Судьба же его русского аналога (бортовой номер 120) закончилась трагически. 24 августа 1968 года на лодке произошла авария паропроизводительной установки левого борта, так называемый теплотехнический отказ активной зоны реактора. Он привёл к резкому падению мощности. Не помогла и и водо-свинцовая защита реактора – часть экипажа получила чрезмерные дозы радиоактивного облучения. 9 моряков погибли. Затем, когда в базе сняли и срочно госпитализировали экипаж, умерло ещё несколько человек. Однако точное число жертв той катастрофы нам пока установить не удалось – лучевая болезнь уносила жизни и отставников.
Атомная подводная лодка ВМФ СССР К-27 в надводном положенииСаму лодку решили не ремонтировать и не восстанавливать. Буксиры оттащили её к Новой Земле, известному ядерному могильнику. Здесь в Заливе Степового, торпедоносец затопили. Его внезапно «остывшие» реакторы предварительно извлекли из корпуса и долгое время где-то хранили. Причём, опасаясь выгружать из них ядерное топливо. По некоторым сведениям, в 1982 году оба смертоносных устройства легли на грунт рядом с самой лодкой в заливе Степового. Об этом эпизоде мы расскажем в последующих публикациях.
Реакторы с жидкометаллическим теплоносителем не получили распространения на флоте, но опыт их относительно кратковременного использования на подлодках Sea Wolf и проекта 645 представил учёным и конструкторам множество информации для совершенствования ядерных энергетических установок.
Что вы думаете о подлодке К-27 сегодня, когда она находится на дне залива Степового?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же расскажите о нас вашим друзьям и оставляйте свои впечатления в комментариях.
#вмф ссср #атомный флот #подводный флот #военно морской флот #атомная энергетика #вмф сша #ядерный реактор #атомная энергетика #советский союз #холодная война
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: История ядерной гонки атомных подлодок вмф сша и ссср на быстрых нейтронах.