Боевой железнодорожный ракетный комплекс. Единственный и уникальный

Советский боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец». Единственный реализованный на практике и сохранившийся только в музее.

Изначально железнодорожным оружием были бронепоезда и крупнокалиберные артиллерийские установки. Ненадолго они стали популярны, но быстро устарели. А на очередном витке технологий железнодорожный транспорт включился в самую современную гонку вооружений – ракетно-ядерную. О единственном серийном представителе подобного типа вооружений мы и поговорим.

Традиционно наши силы ядерного сдерживания, «ядерную триаду», делят на три компонента – воздушный (стратегические бомбардировщики), водный (подводные лодки с ракетами) и наземный (пусковые установки).

Именно наземная часть, шахты, с одной стороны, самая надёжная и защищённая, а с другой стороны, весьма уязвимая. Да, шахта рассчитывается на близкий ядерный взрыв. Но расположение шахт можно заранее разведать, они стационарны и никуда со своих мест не уйдут. Если удачно попасть, имеется немалый риск уничтожения ракет прямо в шахтах. Другое дело, если сухопутная пусковая установка будет подвижной. Пусть её легче уничтожить, но для начала её надо будет найти. А это гораздо труднее. Особенно при должной маскировке.

Одним из методов придания мобильности стратегическим наземным пусковым установкам стало создание боевого железнодорожного ракетного комплекса, БЖРК. В США до выпуска серийных образцов подобного оружия так и не дошли. В СССР на вооружение поступил комплекс 15П961 с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (индекс ГРАУ 15Ж61).

БЖРК «Молодец». Фото автора.

Разрабатывали комплекс долго и упорно, ещё с конца шестидесятых годов. До серийного производства дошли к середине 1980-х. Всего изготовили двенадцать БЖРК. Ими были вооружены, соответственно, двенадцать ракетных полков. Сведённых в три ракетные дивизии.

Сама ракета – трёхступенчатая твердотопливная, с разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения (всего 10 блоков), с мощностью ядерного заряда в 550 кт. Стартовая масса ракеты 105 тонн. Чтобы уместить ракету в габарит железнодорожного вагона, её головной обтекатель сделали складывающимся. Диаметр ракеты 2,4 м, длина с разложенным обтекателем 23 м. Максимальная дальность 10450 км.

БЖРК «Молодец». Фото автора.

Комплекс на то и комплекс, что это не просто «локомотив с вагоном, в котором спрятана ракета». Комплекс собирался по модульной системе и имел довольно сложную структуру. В состав каждого БЖРК входили три пусковых модуля с ракетами. Каждый из этих пусковых модулей состоял из трёх вагонов – командный пункт, пусковая установка с ракетой в транспортно-пусковом контейнере, и вагон с различными агрегатами и устройствами обеспечения.

Кроме того, в состав БЖРК входил командный модуль, являющийся командным пунктом всего полка. Вагоны жизнеобеспечения и размещения личного состава (в том числе вагон-столовая и вагон-электростанция). Ещё цистерны с топливом для всего состава, для обеспечения автономности. И ко всему этому – три тепловоза.

Если брать по максимуму – тридцать шесть «железнодорожных» ракет на боевом дежурстве одновременно.

БЖРК «Молодец». Фото автора.

Для музея, как «самый интересный», сохранили только пусковой модуль с тепловозом. Хотя «интересным» этот модуль можно назвать только с большой натяжкой. Он становится таковым только в кратковременном боевом положении, с откинутой крышей вагона и поднятой трубой ракетного контейнера. Ведь для обеспечения скрытности вагоны БЖРК маскировали под обычные пассажирские и почтовые вагоны, а вагоны его пусковых модулей – под вагоны-рефрижераторы. Внешне – ничего «интересного».

Даже тепловозы ДМ62, являвшиеся модификацией грузовых тепловозов серии М62, специально разработанной для БЖРК, имели, чтоб не выделятся, общую для всей серии сквозную нумерацию, хотя внешне от «гражданских» локомотивов немного отличались.

Тепловоз ДМ62-1731 из состава железнодорожного ракетного комплекса. Построен в Ворошиловграде (ныне Луганск) в 1983 году. Фото автора.

На вагоне с пусковой установкой были смонтированы специальные выдвижные устройства для отвода и закорачивания железнодорожной контактной электросети. Для запуска ракеты механизмы откидывали в сторону крышу вагона и поднимали в вертикальное положение контейнер с ракетой. Для снижения нагрузки на железнодорожное полотно при пуске ракеты, вагон с пусковой установкой оборудовался особым устройством для сцепливания с другими вагонами модуля и перераспределения нагрузки на них.

Над вагоном поднято устройство для отведения и закорачивания железнодорожной контактной сети. У другого вагона это устройство убрано в походное положение. Фото автора.

Чтобы не повредить всю пусковую установку и железнодорожные пути, ракета запускалась «холодным стартом», без включения маршевого двигателя, подобно ракетам подводных лодок. На высоте 20-30 метров от верхнего края транспортно-пускового контейнера срабатывал пороховой ускоритель, отклонявший ракету от вертикали. Тут-то и включался маршевый двигатель первой ступени. Благодаря отклонению, струя раскалённых газов уходила в сторону, не повреждая железнодорожную установку. Ракета поднималась вверх, снова переходя в вертикальное положение, наводилась и уходила на цель.

В нижней части вагона устройство для сцепливания с другим вагоном модуля, которое задействовалось при пуске ракеты, чтобы распределить нагрузку по осям состава. Фото автора.

Комплексы встали на боевое дежурство не в самое удачное для себя время – в стране бушевала Perestroika. Михаил Горбачёв уверенно вёл СССР к разоружению, поражению в Холодной войне и развалу. Первый полк с БЖРК был боеготов только в конце 1987 года, а уже в 1991-м маршруты патрулирования комплексов, чьё основное достоинство – неуловимость и мобильность, были официально сведены к местам их постоянной дислокации.

БЖРК «Молодец». Фото автора.

По заключённому Ельциным в 1993 году договору СНВ-2, Россия должна была утилизировать все ракеты типа РТ-23УТТХ до 2003 года. В 2002 году РФ из договора вышла, но к 2007 году все БЖРК были утилизированы. И ракеты, и железнодорожные носители. Кроме тех нескольких демилитаризованных вагонов, что оставили для музеев.

БЖРК «Молодец». Фото автора.

Со времён комплекса «Молодец» никаких других боевых железнодорожных ракетных комплексов не создали. В разработке мобильных пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет акцент сместился на автомобильные комплексы.

Советский «антикитайский» бронепоезд для защиты Транссиба

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Железнодорожная царь-пушка. Артиллерийская установка ТМ-3-12

Морской калибр на рельсах. Артиллерийская установка ТМ-1-180

(Версия для LiveJournal)

#история ссср #история россии #военная техника #военная техника ссср #ракеты #железнодорожный транспорт #транспорт #ядерное оружие #оружие #история

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Боевой железнодорожный ракетный комплекс. Единственный и уникальный.

Система комментирования SigComments