Что скрывается в «Тумане»?

Не могу причислить себя к поклонникам жанра хоррор, потому как считаю: ни один воображаемый ужас не сравнится с тем, что может приготовить нам реальность. Достаточно обратиться к истории и узнать, как вели себя по отношению к пленным японские фашисты. При виде этих зверств даже отъявленные немецкие палачи переводили дух и вытирали пот. Нет, самый страшный зверь – человек, особенно когда ему позволяют быть чудовищем.

Главное орудие художника — топор. (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Именно по этой причине произведения Стивена Кинга всегда стояли для меня особняком. Американский писатель очень чётко уловил момент, когда человек теряет право называться таковым. Демоны, духи, параллельные миры и прочее, описываемое в книгах Кинга, - лишь дань жанру (согласитесь, ну какие же это будут ужасы, если из-за угла с периодичностью в 20-30 страниц не станет выскакивать что-то зубастое и откусывать герою тот или иной орган?!) Основная же интрига неизменно разворачивается внутри людей и между людьми.

Сейчас я расскажу тебе сказку. (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Таков «Туман» - культовая повесть, которую многие книголюбы называют знаковой в творчестве американца. Как признавался впоследствии сам Кинг, идея её написания возникла после поездки в супермаркет. Только что прошла гроза, и писатель живо представил, как огромные древние существа выныривают из ниоткуда и осаждают набитый посетителями магазин. Дело оставалось за малым – представить, как поведут себя люди в этой экстремальной ситуации.

Представление начинается! (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Предупреждаю, дальше пойдут спойлеры (хотя представить, чтобы кто-то не знал сюжетных завязок «Тумана» или фильма «Мгла», снятого по повести, сложно).

Итак, в окрестностях городка Бриджтон штата Мэн разразилась буря. Сверкали молнии, падали деревья, искрила электропроводка – всё как положено. Пережив непогоду, художник Дэвид Дрейтон вместе с сыном Билли и соседом отправляются в супермаркет за продуктами. Тем временем Бриджтон накрывает неестественный туман, в котором притаилось нечто злобное и весьма опасное. Герои решают отсидеться в магазине.

Вышел ёжик из тумана, вынул ножик из кармана… (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Впрочем, выход этот так себе. Положение посетителей супермаркета быстро ухудшается, вырубается электричество.

Обратите внимание: Зло скрывается в старом доме. Часть3.

Больше всего страшит неизвестность, и люди сначала неспешно, а потом всё более и более стремительно приближаются к черте, за которой начинаются паника и безумие: «Волнение, вызванное бурей, а потом полицейскими и пожарными сиренами, растерянность, которую средний американец всегда испытывает при нарушении электростабжения, атмосфера нарастающей напряженности, все это вдруг заставило людей зашевелиться».

Настоящее чудовище. (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Даже если бы из тумана не появились чудовищные спруты, пауки и богомолы, воспалённый человеческий разум их всё равно бы себе вообразил. Так что, думаю, когда закричали первые жертвы, терзаемые и разрываемые на куски, никто особенно не удивился. Испугались – безусловно, но чего-то подобного все и ожидали.

Ну и кто тут насекомое? (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Внятного объяснения произошедшему никто особенно не искал, да и сам Стивен Кинг выдвинул не шибко убедительную версию. Дескать, у военных что-то пошло не так (вот вам и противопоставление гражданского общества и людей в погонах), неудачный эксперимент, измерение, портал… Разум погас, и остался только первобытный страх: «Некоторые вещи наш мозг просто не приемлет. Бывают явления настолько темные и ужасные - ровно как, я полагаю, и невероятно прекрасные, - что они просто не могут пройти через крошечные двери человеческого восприятия».

Гражданский и военный. (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Осталась одна мысль: «Только бы снова увидеть солнце». Запертые в супермаркете люди готовы на что угодно, только бы это желание сбылось. Во-первых, они с лёгкостью принимают объяснение религиозной фанатички миссис Кармоди о каре за грехи. Число её последователей растёт в геометрической прогрессии, и недалёк тот час, когда проснувшийся от тысячелетней спячки бог миссис Кармоди потребует кровавой жертвы: «Восемь человек. Это не так много. Но я понимал беспокойство, отразившиеся на их лицах. Восьмерых было вполне достаточно, чтобы сделать их самой большой моральной силой в супермаркете, особенно теперь, когда не стало Дена и Майка. И мысль о том, что самая большая моральная сила в нашей замкнутой системе внимает каждому слову миссис Кармоди об ужасах ада и чашах гнева господня, вызывала у меня чертовски сильную клаустрофобию».

Миссис Кармоди на коне. (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

И всё-таки даже в этом замкнутом пространстве, кишащем суевериями и страхами, находится место для любви, дружбы, преданности, героизма… Кинг словно пытается сказать, что не револьверы, зажигательные бомбы и струи напалма, а искры человеческих душ способны отогнать самых страшных монстров.

Хотя с этим как-то не срослось. (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

В завершение пару строк об отличной экранизация «Тумана», вышедшего в русский прокат под названием «Мгла». В отличие от открытой концовки оригинальной повести, внушающей некоторый оптимизм, фильм безжалостно обрубает всякую надежду. От киношного поворота даже Кинга передёрнуло, впрочем, он признал, что по-другому в придуманной им истории попросту и не могло бы быть. А вы как считаете?

Закономерный финал. (Кадр из фильма «Мгла». 2007 год).

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#стивен кинг

#туман

#мгла

#ужасы

#кино

#фантастика

#экранизация

#монстры

#магазин

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: Что скрывается в «Тумане»?.

Система комментирования SigComments