Немое кино для начинающих. "Маг" (1926) Рекса Ингрэма. Обзор

"Маг" (1926) Рекса Ингрэма - фильм, взбесивший Алистера Кроули, сильно повлиял на антураж такого знаменитого хоррора, как "Франкенштейн". "Маг" - один из немногих ранних голливудских фильмов, снятых в Европе. Для серьезных кинокритиков фильм представляет исторический интерес как недостающее звено между немецким экспрессионизмом и голливудскими фантастическими фильмами.

Рекламный буклет. США, 1929

Почему Рекс Ингрэм, знаменитый своей не кредитованной, но эпичной работой "Бен-Гур: Повесть о Христе" (1925), решил сбежать из Голливуда и открыть собственную киностудию Victorine Studios в Ницце? -- Из-за конфликтов со студиями (и своей ненависти к продюсеру студии "MGM" киномагнату Луи Б. Майеру). В Ницце упрямому Ингрэму было привольно: там он был частью гламурной группы "Ривьера", даже если отказывался одеваться в смокинг или носить носки с сандалиями. Также Ницца и окрестности (включая Монако) были живописнейшими местами для съемок (а в кино Ингрэм очень ценил картинку) - так и появились его "Mare Nostrum" (1926) и адаптация романа Сомерсета Моэма «Маг» (1926).

Несмотря на конфликт с "МГМ", у Ингрэма было достаточно дисциплины, чтобы выполнять работу вовремя и в рамках бюджета, поэтому он не был для кинокомпании такой легкой мишенью, как Эрих фон Штрогейм.

Ингрэм собрал для фильма довольно интернациональный актерский состав. Помимо Пауля Вегенера из Германии, среди актеров были Гемье из Франции, Петрович (ударение на Е) из Сербии (тогда части Австро-Венгрии), а также англичанка Глэдис Хаммер и американка Элис Терри (жена Ингрэма).

Фильм получился захватывающий и жуткий, с хорошим чувством юмора и быстрым темпом.

Также не забудем, что роман "Маг", написанный Сомерсетом Моэмом, высмеивал бывшего приятеля Моэма, мага и оккультиста Алистера Кроули, с которым Моэм вдрызг поссорился...

Афиша. США, 1929

Как смотреть этот фильм:

  • Помните, что тогда актеры еще не выработали особенности игры для кино и потому играли с преувеличенными жестами, как театральные актеры. Так, чтобы любому недогадливому было понятно и видно даже на галерке.
  • Эстетика ужасного в 1920-1930 была особой. Ранние ужасы часто представляют собой драматические фильмы с элементами ужасов, а не хоррор в его современном понимании с обязательными скримерами.
испанская афиша ингрэмовсого "Мага", 1929

На что обратить внимание при просмотре фильма:

  • игра Пауля Вегенера, одного из лучших актеров первой трети XX века. Хотя на его игре весь фильм и держится, что совсем не трудно заметить. Ингрэм специально разыскивал Вегенера потому, что Вегенер был звездой первых немецких хорроров. Однако американскому режиссеру, привыкшему единолично повелевать на киноплощадке, не удалось сработаться с норовистым Вегенером (который был не только актером, но и режиссером первых немецких хорроров, в частности, "Голема"). Вегенер был противником чрезмерной игры, господствовавшей тогда в немом кино, и настаивал на выразительной, но спокойной мимике и жестикуляции, но его идею совершенно не понимали американцы. Помощник режиссера, молодой Майкл Пауэлл, воспринимал манеру игры Вегенера так: по его словам, Вегенер "был напыщенным немцем, его единственной идеей было позировать как статуя, а единственным выражением лица, указывающим на магические способности, было раскрытие его огромных глаз еще шире, пока он не начинал выглядеть пугающие, словно жаба. . . Он редко говорил на съемочной площадке, время от времени звучало лишь его «Али, майне цигаррен!», чтобы его слуга-турок суетливо принес новую сигару и с тревогой зажигал, пока Вегенер пыхтел, закрыв глаза и сощурив их до раскосых восточных щелок." Но несмотря на минимум жестов, вегенеровское исполнение никогда не бывало скучным. А знаменитый гипнотический взгляд Пауля Вегенера напоминает взгляд Белы Лугоши в «Дракуле». Напротив, положительные герои в исполнении Элис Терри и Ивана Петровича просто неинтересны, хотя, честно говоря, в фильмах 1930-х прослеживается такая тенденция: яркие актеры играли злодеев, актеры средней руки - положительных героев.
  • Сильная сторона Ингрэма заключалась в живописи, и здесь он создает множество ярких образов. Галлюцинаторная сцена в Преисподней -- аллюзия на самый страшный немой фильм -- "Ведьм" (дат. Häxan) 1922 года режиссера Беньямина Кристенсена. Также кошмар Маргарет, вызванный гипнозом, похож на сцену из «Божественной комедии» (Inferno, 1911). Антураж лаборатории с ретортами, черепами, фолиантами, горбатым карликом-слугой, скелетами и замок на самой верхушке крутой скалы (обязательно освященной молниями) - все это будет позже перенесено в визуальный ряд "Франкенштейна" Джеймса Уэйла (1931)!!! Декорации обои фильмов практически идентичны: такой же формы лестница, такая же лаборатория, сцена взрыва в лаборатории (которая выглядит идентично со сценой в «Невесте Франкенштейна»). Даже финальное изображение рушащейся башни, на которое смотрят влюбленные, кажется предвестником финала «Невесты Франкенштейна». Кстати, "Маг" также повлиял на два известных фильмах о магии и оккультизме: на шедевр Эдгара Улмера «Черная кошка » 1934 года и на «Кота и канарейку» 1927 года.
  • Повествование в фильмах Ингрэма вторично по сравнению с визуальным артистизмом, любовно составленным, освещенным и обрамленным изображением. В своих лучших проявлениях его фильмы похожи на прекрасные движущиеся картины.

Кстати о визуальном. Пауль Вегенер, режиссер и сценарист многих фильмов-сказок, предлагал Ингрэму отличные визуальные находки для того, чтобы добавить в фильм еще хоррора. Например, в сцене гипноза лицо Гаддо должно было превращаться в нечто монструозное и безобразное:

Хотя у Вегенера, специализировавшегося на фантастике и фильмах ужасов, было прекрасное чутье на то, что зритель считает страшным, Инграм не хотел слушать "помпезного немца" и многие идеи Вегенера для "Мага" остались не воплощенными. "the Magician" (Dir. Rex Ingram, 1926) -- not used footage. Источник: архив Пауля Вегенера, собрание Кая Мёллера.

Так что "Маг" заложил большое количество клише, которые потом использовались в классике Universal. Фильм определенно стоит просмотра!

"Маг" Ингрэма, как ранний фильм ужасов, может уверенно занимать свое достойное место в ряду таких ранних американских хорроров, как «Призрак оперы» (1925) , «Горбун из Нотр-Дама» (1923) , "Доктор Джекил и мистер Хайд" (1920).

Что особенно приятно, фильм был отреставрирован и его можно увидеть в хорошим музыкальным сопровождением Роберта Исраэля. Фильм не чисто черно-белый, поскольку чередующиеся тона сепии, фиолетовый и красный используются для улучшения атмосферы в соответствующих сценах. Одним словом, пленка "Мага", как и многих других немых фильмов, была вирированной.

Сюжет

История начинается в Париже, на Монмартре в студии молодой, но подающей большие надежды девушки-скульптора Маргарет, которая чуть не погибает из-за своей незавершенной работы - статуи хохочущего Пана, свалившейся на нее.

Видимо, что этот эпизод в те далекие времена, в бурные двадцатые, должен был бы стать уроком для женщин, увлекающихся искусством.

К счастью для Маргарет, ее дядя, понимая перспективы ожидающей героиню инвалидности, уговаривает молодого, но подающего большие надежды хирурга попрактиковаться и спасти девушку. Ведь доктор Бурдон - единственный, кто способен провести сложнейшую операцию, которая вернет молодой женщине возможность двигаться.

Маргарет неотразима; даже хирург безо всякой анестезии влюбляется в нее!

За показательной сложнейшей операцией наблюдает, напряженно пыхтя, не очень юный студент-медикус и оккультист Оливер Гаддо, и его намерения и желания относительно девушки далеки от здоровых.

Амбициозный Гаддо хочет создать с помощью черной магии искусственную жизнь. Просматривая древние фолианты в библиотеке Арсенала ........... , он находит рецепт создания гомункула и на радостях вырывает из средневековой рукописи страницу. Единственное, что теперь ему только осталось найти, это...ну, какие есть догадки, что ему нужно? Кровь девственницы? Еще бы!.. кровь блондинки, голубоглазой девственницы. И, по-видимому, единственный человек, обладающий всеми этими необходимыми качествами, - это та самая Маргарет, которая недавно начала встречаться с хирургом Артуром. Злодей решает, что пора найти ее и начать игры с гипнозом.

После выздоровления девушки Бурдон и Маргарет начали встречаться и влюбляются друг в друга.

Сладкая парочка. Артист Иван Петрович был в 1920-1930 в Америке популярным исполнителем релей латинских любовников и хороших парней. Ну а свою жену Элис Терри режиссер Ингрэм по умолчанию снимал в ролях красавиц-инженю и девушек в беде.

В некоторых эпизодах фильма есть странная черствость, например, когда влюбленные гуляют и балуются в парке Тюильри, Маргарет замечает девочку на костылях и вздыхает: «Это могла быть я!» А великий хирург почему-то не бежит оперировать того бедного ребенка.

Гаддо планирует каким-то образом поймать и похитить Маргарет, но из-за того, что он выглядит как злодей из немецкого экспрессионистского фильма (или, по выражению Артура, как старомодный мелодраматический злодей), а его манеры оставляют желать лучшего, то ему трудно убедить женщину даже пройти, не ежась, в нескольких шагах от себя, не говоря уже о чем-нибудь большем.

Хотя хулиганистость и наглая хамоватость Гаддо видимо очень по нраву Маргарет: когда девушка просит Артура сорвать для нее в парке с куста цветочек, то делает это не законопослушный и слащаво-правильный выглаженный Артур, а мятый лохматый и противный Гаддо.

Гаддо очаровывает. Пока получается не очень. Совсем не очень.

Сценаристы и постановщики не забыли про юмор. Уморительна сцена, в которой доктор Бурдон оскорбляет Гаддо, говоря, что последний, будто бы вышел прямиком из мелодрамы. Гаддо, уходя, оборачивается и пристально смотрит на Бурдона, пафосно, но неловко закинув свой плащ на плечо, затем драматично натягивает поглубже шляпу и, вышагивая, уходит прочь.

Ненадолго.

Выразительная физиономия вегенеровского Гаддо была даже на открытках - вот как был популярен фильм!

Но Гаддо не унывает. Что может быть лучше, чем продемонстрировать свою страшную магическую силу на очень мрачно выглядящем карнавале?

Герой самолюбиво презентует девушке в очереди на аттракцион свой теневой портрет, но опять не достигает цели.

Теневые портреты, вырезанные из картона и наклеенные на лист бумаги - реальная популярная забава в начале XX века.

Пытаясь отделаться от назойливого странного человека, пара покидает очередь, но Гаддо следует за ними.

Герои пытаются скрыться от надоевшего им Гаддо в павильоне заклинателя змей. Увы, у Гаддо тоже находятся деньги на входной билетик.

Услыхав, что какой-то молодой человек из зала высмеивает заклинателя змей как жулика и утверждает, что змеи якобы без зубов, Гаддо гневно вторгается в разговор и начинает спорить. Затем он подходит к одному из индусов-заклинателей (и тут же находит с ним общий язык), объявляет на весь шатер, что у заклинателя есть одна из самых ядовитых змей в мире, а затем перетягивает все внимание на себя, решив выступить сам.

берберская девушка, которую укусит змея

Во время представления он то и дело поглядывает на пару, дает себя змее укусить, а затем, чтобы показать свою укушенную руку, прямо направляется к Маргарет. Но волшебство с исчезновением укуса не впечатлило героев: молодой человек замечает, что маг не показал, что змея ядовита. В этот же момент гадюка кусает девушку-музыканта в берберском наряде. Один из индусов-заклинателей сообщает, что укушенную девушку увезли в больницу, «но глупость этого человека может быть причиной ее смерти» (Гаддо при этом стоит поодаль с пафосным видом).

Гаддо хочет выступить со змеюкой сам. Вопрос гонорара его не волнуетсмерть девушки от укуса змеи. Гаддо спешно ретируется.

Незадолго до того, как Маргарет будет в безопасности, выйдя замуж за доктора, внезапно появляется Гаддо. У нее дома.

Обратите внимание: обзор на фильм "женщина с разрезанным ртом" 2007-ого.

С извинениями.

Ему искренне стыдно за свое поведение и смерть бедной берберки. А вот далее он вновь переходит к своим штучкам:

«Если вы хотите увидеть странные вещи, я могу вам их показать ». - И с этими словами Гаддо засовывает руку в карман и кидает в посудину таинственную, но очень дымящуюся и вонючую смесь

От которой Маргарет впадает в транс. А Гаддо начинает мессинговать по-черному...

И одурманенной жертве приходят видения развеселых оргий, в которых дым коромыслом, а на свирелях играют сатиры. Вроде бы не совсем уж bad trip, если учесть, что Маргарет лепила рогатого фавна.

На заднем плане отвязно колбасятся нимфы, идут в отрыв сирены, пускаются во все тяжкие дриады, а также оттопыриваются прочие рогатые и хвостатые эфемерные мифические создания

правда все это с оттенком не то Босха, не то Гойи...

Если что, прическа у Гаддо не новая:

вот какая рогатая прическа была у героя фильма "Дьявол" (1921) режиссера Джеймса Янга

горяченький и ненасытный сатир, которому одной нимфы явно мало...

Гаддо подзывает голого сатира. Похотливый сатир с демонической оргии молодцевато гарцует к девушке и горе-мессингу Гаддо. Но его не интересует отрастивший рожки толстый Гаддо, а вот Маргарет - напротив...

Гаддо отдает девушку фавну для удовольствий

Не привыкшая к таком быстрому развитию отношений девушка грохается в обморок, а сатир ласкает ее и впивается в шею (ой не спрашивайте, что там творятся за страсти-мордасти, лучше посмотрите! сцена, как помним, навеяна легендарным фильмом "Ведьмы" начала 1920-х годов).

Кстати, в сцене снимались профессиональные танцоры с весьма недурными фигурами. Рекс Ингрэм с балетным танцором.

Видение прерывается, а девушка, обнаружив себя во властных полуобъятиях ухмыляющегося мага, начинает трагически плакать. Гаддо, понимая, что сейчас лучше ретироваться, дает ей свою визитку и исчезает. Героиня, чьи страхи связаны с потусторонним и сексуальным, после всего вот этого хочет поскорее выйти замуж...

Кстати, у Моэма в оригинальном романе грязный Гаддо мерзко и разнузданно совращает девушку, в то же время оставляя ее девственницей даже после женитьбы. Кстати, женитьба не мешала романному Гаддо развратничать как ему было угодно: с другими женщинами и (о ужас!) с мальчиками (что было чуть ли не дословно списано с прототипа Гаддо, Кроули, известного своими дикими эротическими эскападами после приема наркотиков).

Но Маргарет после испугавших ее видений не совсем в себе...что приводит к печальным последствиям. Вот на следующий день Гаддо с мерзкой ухмылкой наблюдает из окна, как к нему в гости идет загипнотизированная им девушка.

Когда героиня сообщает ему, что она выходит замуж, Гаддо гневается и восклицает что-то.

Далее - фигура умолчания фрагмента, который важен для киносцены и мог быть в те временя цензурирован. Такие фрагменты текста обычно не помещали в интертитры (т.е. в карточки с диалогами). Опасные, шокирующие добропорядочную публику реплики в немых фильмах актеры произносили, но максимально четко, чтобы зрители могли прочесть сказанное по губам... И вот поэтому зрители немого кино неплохо владели чтением по губам!

Гаддо гневно говорит: «because you were raped» - Эти немые слова шокируют девушку. Ну и зрителя тоже... А в интертитре вспыхивает только фраза: «...и поэтому ты никогда не выйдешь замуж за Артура Бурдона!» (вот так цензура была обойдена, зритель доволен, а сюжет не испрочен)

Огорченной и потерянной девушке остается только бессильно опуститься в кресло и повторять «что же мне делать?».

Конечно же у Гаддо есть план: он убеждает Маргарет бросить Артура и выйти за него замуж!

Гаддо дает установку: не выходить замуж за доктора Бурдона!..

Когда незадолго до свадьбы девушка исчезает, а доктор с дядей получают записку, где говорится, что она вышла замуж за Гаддо, герои по закону жанра должны непременно отыскать и выследить ее. Тропа поисков заводит их в Монте-Карло, где новости о молодой и необычайно удачливой в азартных играх женщине дают им ключ к разгадке.

Обратите внимание на сцены в Монте-Карло: они все были сняты в настоящем Монако, и Ингрэм не потратился на декорации, в отличие от Эриха фон Штрогейма!

Монте-Карло. Гаддо с помощью удачливой Маргарет поправляет свои финансовые дела.

В казино девушка под руководством Гаддо выигрывает большую сумму. Там же ее находит молодой человек. Артуру удается начать разговор с Маргарет, пока не является рассерженный Гаддо (рука внезапно появляется сбоку из левого угла экрана и ложится на плечо девушки, которая тут же закрывает глаза как под гипнозом - по тем временам это была великолепно срежиссированная и очень страшная сцена).

Заметив молодого доктора, Гаддо издевается над ним и уводит героиню. Однако героям (пока Гаддо со слугой-карликом готовят в замке лабораторию) удается еще побеседовать: девушка оправдывается, что она причинила своему возлюбленному боль не по своей воле и что она никогда не исполняла с Гаддо супружеских обязанностей – их брак только юридический. На логичный вопрос героя – «тогда что он намеревается с тобой сделать?», та спокойно отвечает, что Гаддо намеревается убить ее для ритуала-эксперимента. Героиня не верит, что им удастся бежать от Гаддо. Но Артуру с дядей удается быстро увезти девушку и поместить ее в психиатрическую клинику, где ей становится лучше гораздо.

Гаддо очень недоволен. Не то слабостью своего гипноза, не то тем, что девушка разболтала, что кое-кто по неясным причинам не исполняет своих супружеских обязанностей.

Наивный зритель может облегченно выдохнуть и захрустеть попкорном: о, сейчас герои должны наконец-то пожениться и все у них будет хорошо... однако стоп, стоп, почему фильм будет длиться еще так долго?..

Вот Артур получает телеграмму, в которой одна из французских психиатрических лечебниц сообщает, что месье Гаддо был их постоянным пациентом... Молодой хирург ухмыляется, еще не подозревая о том, что хитрый Гаддо вновь успел отыскать Маргарет и выкрасть ее, несмотря на пристальный надзор врачей-психиатров и отдельную комфортабельную палату...

Гаддо, похитив девушку, оставляет героям издевательскую записку. Зря: Бурдон и дядя догадываются, где им искать гадкого Гаддо!

Настает напряженная, но нелепая погоня: Гаддо с испуганной Маргарет трясется в повозке, а Артур с дядей мчатся на автомобиле (мы понимаем, что в 1920-е автомобили по бездорожью редко могли разогнаться до приличной скорости в 80-100 км/ч, но уже и в то время машины были быстрее повозки, в которую запряжена одна кляча).

Так что пока положительные герои несутся на своей "антилопе гну", злодей успевает доехать до своего мрачного замка на скале...

Войти в лабораторию и начать приготовление склянок и банок к черному ритуалу, а также растопить огромную печь...

А еще связать Маргарет, занести ее на руках (как свернутый в трубочку ковер) в замок, а потом - по крутой длинной лестнице в лабораторию. Где же положительные герои на своей супер-современной и невероятно скоростной машине?.. неужели они заехали по пути в казино Монте-Карло и обо всем забыли?..

Гаддо старается все делать строго по инструкции...Но героине все это совсем не нравится...в отличие от Гаддо...который начинает свою дьявольскую готовку...как мы помним, гадкий Гаддо не только чародей-алхимик, гипнотизер, но еще и начинающий медик. Так что в мгновение ока вырезать бедняжке сердце для него не будет проблемойбурда булькает, горшочек варит, адская кухня кипит...а вот за такое Гаддо получил бы на экзамене по медицинской этике жирную двойку...Но вот появляются герои! Ура, они не страдают топографическим кретинизмом и в общем-то дружат со временем. Почти что дружат...

Герои дерутся с двумя приспешниками злобного мага и уже готовы встретиться с финальным босс...ой, с главным злодеем.

Тем временем Гаддо подкидывает в гигантскую печь уголька (для пущей жути кадр вирирован красным, как и адская пляска сатиров).

Увидав Артура, Гаддо приходит в бешенство и лихо кидает в него нож. Начинается потасовка.

Дальше идет уморительная сцена борьбы персонажей, во время которой толстый маг Гаддо строит злобные гримасы (видимо чтобы то ли отпугнуть, то ли до колик рассмешить Артура), отчаянно пинается, кусается и подло ставит подножки. Од даже пытается швырнуть Артура в печку (видимо, чтобы порядочно сэкономить на дровах) но все равно получает в бубен и проигрывает. И, неловко поскользнувшись, брякается в печку сам. Что и следовало ожидать.

После гибели злодея героиня тут же приходит в себя. После чего следует непременный голливудский поцелуй героев.

В это время дядя Артура сжигает бесовские книги и листки Гаддо, а затем (видимо не на шутку увлекшись не то игрой в инквизитора, не то в пиромана) поджигает и всю злодейскую лабораторию.

Интеллигенту-пироману невдомек, что эти древние манускрипты можно было б сдать в музей. Ему это в голову и не придет - ведь мы смотрим фильм ужасов с элементами мелодрамы!

Герои покидают замок, в котором остается лишь слуга злого мага, карлик-горбун, который в панике мечется по горящей лаборатории и хотел бы воскликнуть, "шеф, шеф, все пропало!", да адресовать это некому.

Тем временем счастливые герои уже уехали в закат, благополучно освободив опасную территорию возле дымящегося замка, который красочно взрывается и рушится. А взрывом выносит одного из слуг Гаддо: карлика в рваных штанах, которому к тому же не повезло зацепиться штанами за сухую ветку и повиснуть в совсем жалком, но уморительном для зрителя виде. (надо помнить, что и в 1920-е режиссеры старались вставить даже в серьезный фильм пару гэгов специально для не очень рафинированной публики. Дабы не дулась, что их в кино как-то плохо поразвлекли)

похожий рушащийся замок будет и в фильме "Франкенштейн"

А что было после премьеры фильма?

На премьере фильма в Великобритании Алистер Кроули скандалил, заваливал владельцев кинотеатров записками с требованием не показывать фильм, писал отчаянные письма во все инстанции с жалобами на злыдня-режиссера, снявшего фильм не про великую и могучую магию, а черт знает про что...

Кроули и роман Моэма тоже не очень-то нравился. Но роман он (в отличие от фильма) иронично и зло разобрал в газетной рецензии, которую он подписал не иначе, как "Оливер Гаддо". Кстати, Кроули не был в восторге и от оккультного романа про себя "И исходит дьявол" ("The Devil Rides Out" (1934)) английского писателя Денниса Уитли. Который он тоже не обошел вниманием.

А вот Вегенеру после "Мага" предстояло сыграть еще одного омерзительного месмериста:

Похожий то ли на манула, то ли на жабу Пауль Вегенер в фильме "Свенгали" (1927).

После съемок "Мага" Паулю Вегенеру было не привыкать играть гадких гипнотизеров, хотя сверлить взглядом объектив камеры он начал еще в 1923 в своем фильме "Живые Будды: боги Тибета" (фильм считается утерянным). А вот сюжет "Свенгали" был немного схож с сюжетом "Мага": зловещий месмерист-музыкант Свенгали, обладающий исключительно отвратительными внешностью и характером, однако необычайно сильным музыкальным талантом, знакомится с глупенькой, но миленькой инженю Трилби, посредственной начинающей певичкой. Свенгали гипнотизирует девушку, благодаря чему та в трансе может великолепно петь, однако только под его руководством. Он делает ее, теперь постоянно находящуюся в гипнотическом состоянии, настоящей звездой мирового масштаба, а заодно и своей женой (хотя он не может заставить ее полюбить его). Друзья и воздыхатели девушки, молодые люди, знавшие Трилби еще до ее знакомства со Свенгали, не понимают, как напрочь лишенная музыкального слуха девушка может так чудесно петь. Все раскрывается на концерте, когда у сидящего в зрительном зале Свенгали случается сердечный приступ: Трилби лишается чудесного голоса, тут же приходит в себя и никак не в состоянии понять, как очутилась на этой сцене и что она тут делает. Так со смертью Свенгали оканчивается его волшебная власть над девушкой. Хотя теперь Трилби не может быть певицей, зато она свободна и вскоре выходит замуж за одного из своих давних приятелей-поклонников.

#кинообзор

#немое кино

#американское кино

#кино сша

#старое кино

#старые фильмы

#фильмы ужасов

#мистический фильм

#хоррор фильмы

#обзор фильма

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: Немое кино для начинающих. "Маг" (1926) Рекса Ингрэма. Обзор.

Система комментирования SigComments