КиноСловарь. Большая история жанра "Ужасы". Часть 2

Hammer Films

Кристофер Ли снялся во многих британских фильмах ужасов той эпохи, продюсированных Hammer Films. Именно Ли закрепил образ клыкастого вампира в массовой культуре.

Кристофер Ли в образе Дракулы

Компания Hammer впервые сосредоточилась на этом жанре, получив огромный международный успех благодаря фильмам с участием классических персонажей ужасов, которые впервые были показаны в цвете. Опираясь на прецедент Universal, многие снятые фильмы были римейками Франкенштейна и Дракулы, за которыми последовало множество сиквелов. Кристофер Ли снялся в нескольких фильмах ужасов, включая «Проклятие Франкенштейна» (1957), которое профессор Патриция МакКормак назвала «первым по-настоящему кровавым фильмом ужасов, показывающим кровь и кишки в цвете». Его самая влиятельная роль заключалась в исполнении Графа Дракула.

Антология ужасов на телевидении 1950-х годов.

Ужасы были основой телепрограмм с 1950-х годов. В книге 2013 года TV Horror: Investigating the Dark Side of the Small Screen отмечалось, что телевидение помогло сформировать многие поколения поклонников ужасов, потому что оно предоставило им первое знакомство с кинематографическим ужасом, когда дети прятались за своим диваном или выглядывали из-под своих одеял. В 1950-х годах по телевидению транслировалось несколько серий антологий, в которых рассказывались страшные истории. Например, «Завеса» (1958) - известный сериал-антология, в котором Борис Карлофф снялся в как роли ведущего, так и героя нескольких эпизодов. 10 из 12 серий начинаются и заканчиваются тем, что Карлофф стоит перед ревущим камином и приглашает зрителей узнать, что скрывается «за пеленой». Признанный критиками «величайшим телесериалом, которого никогда не видели». Потому что сериал так и не был показан по ТВ.

Борис Карлофф в сериале Завеса.

Премьера сериала «Подарки Альфреда Хичкока» (1955–1965) состоялась в октябре 1955 года, и в нем были представлены драмы, триллеры, детективы, ужасы и преступления. Его создал и спродюсировал Альфред Хичкок, который к 1955 году уже снимал фильмы более трех десятилетий. Некоторые из рассказов в сериале были оригинальными, в то время как другие были адаптированы писателями, такими как Герберт Уэллс. В сюжетах всегда имелись запутанные повороты и они часто заканчивались жуткими концовками, как в эпизоде «Дело мистера Пелхэма» от 4 декабря 1955 года , в котором за бизнесменом следует двойник, захвативший его жизнь и сводящий его с ума. Журнал Time назвал сериал одним из «100 лучших телешоу всех времен».

Альфред Хичкок в сериале Подарки

«Сумеречная зона» (1959–1964) стала основным продуктом в жанре хоррор с момента его премьеры в октябре 1959 года. Каждый эпизод представляет собой отдельную историю, в которой персонажи оказываются перед тревожными или необычными событиями и этот опыт описывается как вход в «иное измерение». Несмотря на то, что в сериале преобладает научная фантастика, паранормальные явления и события в духе Кафки, многие склоняют шоу к фэнтези и ужасам. Фраза «сумеречная зона» используется сегодня для описания сюрреалистических переживаний. Знаменитый эпизод, премьера которого состоялась 20 ноября 1959 года, - "Time Enough at Last".в котором рассказывается история кассира в банке, который мечтает иметь больше времени для чтения книг и исполняет свое желание, когда становится единственным выжившим после ядерной катастрофы. В 2009 году TV Guide поставил этот эпизод на 11-е место в своем списке 100 величайших эпизодов на ТВ.

Кадр из серии Time Enough at Last сериала Сумеречная зона

Среди других известных антологий ужасов 50-х годов - «Шоу вампира» (1954–1955), которое представила Майла Нурми, которая, как считается, стала первой телеведущей ужасов.

Майла Нурми

1960-е

В начале 1960-х годов продюсерская компания American International Pictures или AIP, приобрела популярность, объединив Роджера Кормана , Винсента Прайса и рассказы Эдгара Аллана По в серию фильмов ужасов со сценариями Ричарда Мэтисона, Чарльза Бомонта, Рэя Рассела и др.

Первоначальная идея, как правило, приписывается Корману и Лу Русоффу, должен был взять рассказ По «Падение дома Ашеров», который имел как высокую ценность, так и заслугу того, что он был общественным достоянием и, следовательно, свободным от лицензионных отчислений. Корман убедил студию выделить ему большой бюджет, чем для типичного фильма AIP, чтобы он мог снимать фильм в широкоэкранном и цветном формате, а также использовать его для создания роскошных декораций.

Постер фильма Падение дома Ашеров.

Успех Дома Ашеров побудил AIP финансировать дальнейшие фильмы, основанные на рассказах По. Спецэффекты часто повторно использовались в последующих фильмах (например, горящая крыша особняка Ашеров снова появляется в большинстве других фильмов в виде видеоматериалов), что делало сериал довольно рентабельным. Все фильмы в этой серии были сняты Роджером Корманом.

Вышедший в мае 1960 года, британский психологический фильм ужасов «Подглядывающий» (1960) от Майкла Пауэлла, является родоначальником современного «слэшера», хотя Альфред Хичкок закрепил поджанр фильмом «Психо», который был выпущен также в том же году. Хичкок, которого считают «мастером саспенса», не намеревался пугать фанатов, как это делают многие другие традиционные создатели фильмов ужасов. Вместо этого он помогал пионерам искусства психологического саспенса. В результате ему удалось напугать своих зрителей, докопавшись до корня их самых глубоких страхов.

Кадр из фильма Психо

Между тем итальянские фильмы ужасов стали всемирно известными благодаря вкладу Марио Бавы. Его фильм La Maschera del Demonio (1960), продаваемый на английском языке как «Маска Сатаны», впоследствии стал известен как «Черное воскресенье» в Соединенных Штатах и ​​«Месть вампира» в Великобритании. В этом фильме Бава превратил русскую народную легенду в увлекательную сказку о молодом докторе, который оказался в сообществе с привидениями и влюбился в девушку, чьим телом овладела женщина, казненная за колдовство. Три года спустя Бава снял фильм-антологию ужасов Black Sabbath (1963), известный в Италии как I tre volti della paura, или в переводе «Три лика страха».

Постер фильма Маска Сатаны

В Соединенных Штатах по-прежнему использовались уловки, чтобы заманить кинозрителей в кинотеатры. Фильм ужасов Уильяма Касла 1960 года «13 призраков» был снят в формате «Иллюзия-О», где зрителям был предоставлен «сверхъестественный очки», которые они могли надеть, чтобы увидеть скрытых призраков в фильме. В «13 призраках» семья ищет наследство в особняке умершего врача-затворника. Им нужно будет обыскать дом, чтобы найти состояние доктора, но наряду с имуществом они также унаследовали коллекцию оккультистов из тринадцати призраков.

Приведение из фильма 13 призраков, которое можно увидеть с помощью очков.

Фрэнсис Форд Коппола в своем дебютном полнометражном фильме также использовал уловки при показе своего фильма ужасов 1963 года «Безумие 13». Прежде чем вы смогли бы посмотреть фильм в кинотеатрах, вам нужно было пройти тест из 13 вопросов, который включал такие вопросы, как «Делали ли вы когда-нибудь что-нибудь плохое, за что вы немного или совсем не чувствовали вины?» и «Были ли вы когда-нибудь госпитализированы в закрытую психиатрическую лечебницу ... или другое учреждение для лечения психических заболеваний?». Если зрители не ответят ни на один из вопросов, их не пустят в театр.

Постер фильма Безумие 13

Британский фильм ужасов «Призраки» (1963) был срежиссирован и спродюсирован Робертом Уайзом. Это адаптация романа 1959 года «Призраки дома на холме » знаменитой писательницы ужасов Ширли Джексон. Многие критики и поклонники жанра считают фильм Роберта Уайза одним из самых страшных фильмов всех времен. Фильм наиболее известен своим блестящим использованием наклонных рамок, зеркальных отражений, линз типа «рыбий глаз», сверхъестественным звуком и редактированием изображений.

Другой влиятельный американский фильм ужасов 60-х - «Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро. Продюсер и режиссер Ромеро с бюджетом в 114 000 долларов собрал 30 миллионов долларов на международном рынке. Этот фильм, который считается первым настоящим фильмом о зомби, стал сочетать в себе психологические и шоковые моменты.

Зомби в фильме Ночь живых мертвецов.

1970–1980 годы

1970-е годы стали новой эрой фильмов ужасов с переходом от «классики» к современным.

Обратите внимание: Страшная история. Кто стучит за стеной?.

В фильмах ужасов больше внимания стали уделять агрессивности и безжалостности, а также художественным качествам и социальным темам. Эта эра фильмов ужасов считается «золотым веком», который изменил жанр, заставив его «повзрослеть» и продемонстрировав, что ужасы могут быть артистичными. Наряду с этим произошел переход от сосредоточения внимания на том, чтобы каждый раз побеждать зло, на случаи, когда добро терпит неудачу, прежде чем добиться успеха. Успех «Ребенка Розмари» привел к выпуску большего количества фильмов на оккультные темы в 1970-х, таких как «Омен» (1976), в котором мужчина понимает, что его пятилетний приемный сын - антихрист. Неуязвимые для человеческого вмешательства, демоны становились злодеями во многих фильмах ужасов с постмодернистским стилем и антиутопическим мировоззрением.

Постер фильма Ребенок Розмари

Другой известный фильм - «Плетеный человек» (1973), британский детективный фильм ужасов, посвященный практике древних языческих ритуалов в современную эпоху. В 1970-х итальянские режиссеры Марио Бава, Риккардо Фреда, Антонио Маргерити и Дарио Ардженто создали фильмы ужасов в стиле джалло, которые стали классикой и повлияли на жанр в других странах.

Идеи 1960-х начали влиять на фильмы ужасов в 70-х. Молодежь, вовлеченная в контркультуру, начала исследовать это направление, например, в фильмах «У холмов есть глаза» (1977) и «Последний дом слева» (1972) Уэса Крейвена, а также «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера (1974). В это время как Джордж А. Ромеро высмеивал общество потребления в своем продолжении про зомби « Рассвет мертвецов» (1978).

Кадр из фильма У холмов есть глаза

Также в 1970-х годах работы автора ужасов Стивена Кинга начали адаптироваться для экрана, начиная с адаптации Брайана Де Пальмы Кэрри (1976), первого опубликованного романа Кинга, в котором две женщины-исполнители ( Сисси Спейсек и Пайпер Лори ) номинировалась на Оскар . Следующим был его третий опубликованный роман «Сияние» (1980) режиссера Стэнли Кубрика , который оказался неудачным в прокате. Поначалу многие критики и зрители отрицательно отзывались о «Сиянии» . Однако сейчас этот фильм считается одним из величайших фильмов ужасов, когда-либо созданных.

Но постепенно убийства и насилие перестали быть главными темами фильмов ужасов. В 1970-х и 1980-х годах психологический и сверхъестественный ужас начал захватывать кино. Например, известный голливудский фильм ужасов - «Полтергейст» Тоуба Хупера (1982). «Полтергейст» занимает 20-е место в рейтинге самых страшных фильмов, когда-либо созданных по версии Ассоциации кинокритиков Чикаго.

Постер фильма Полтергейст

Успешный фильм 1975 года « Челюсти», снятый Стивеном Спилбергом , положил начало новой волне фильмов, вращающихся вокруг животных-убийц. «Челюсти» часто называют одним из первых фильмов, в которых в высокобюджетном голливудском фильме использовались традиционные элементы фильмов категории B, такие как ужасы и умеренная кровь.

Кадр из фильма Челюсти

Цикл слэшеров начался в 1970-х и 1980-х с выпусков фильмов Джона Карпентера «Хэллоуин» (1978) и Шона С. Каннингема « Пятница 13-е» (1980). Оба фильма оказали значительное влияние на индустрию ужасов и стали двумя типичными предшественниками коммерческих фильмов ужасов. «Хэллоуин»собрал 70 миллионов долларов при бюджете 300 тысяч долларов, а «Пятница 13-е» почти 60 миллионов долларов при бюджете в 500 тысяч долларов. Влияние и вдохновение обоих фильмов все еще можно увидеть в фильмах сегодня.

Джейсон Вурхиз и Майкл Майерс.

В последующие десятилетия этот поджанр будет развиваться десятками фильмов, которые станут все более жестокими. Другие примечательные примеры включают коммерчески успешные «Кошмар на улице Вязов» (1984) режиссера Уэса Крейвена и «Восставший из ада» (1987) режиссера Клайва Баркера.

Фредди Крюгер (Кошмар на улице Вязов) и Сенобит Пинехэд (Восставший из ада)

В 80-е годы прокатилась волна кровавых фильмов ужасов "В". Хотя большинство из них были плохо восприняты критиками, многие из них с тех пор стали культовыми произведениями и впоследствии пользовались успехом у критиков. Ярким примером является фильм Сэма Рэйми « Зловещие мертвецы» (1981), который был малобюджетным фестивалем крови, но с оригинальной сюжетной линией, которая позже получила высокую оценку критиков.

Постер фильма Зловещие мертвецы.

Ужасы вампиров были также популярны в 1980-х годах, включая культовые классические произведения, такие как «Ночь страха» (1985), его продолжение, «Ночь страха, часть 2» (1988), «Потерянные парни» (1987) и др.

Такие фильмы Дэвида Кроненберга , как «Выводок» (1979), «Мертвая зона» (1983) и «Муха» (1986), были посвящены темам «телесного ужаса» и «безумного ученого».

Кадр из фильма Муха

1990-е годы

В конце 80-х на телевизионном рынке пострадали жанры ужасов. Зрители начали обращаться к более безопасным материалам, таким как мыльные оперы, ситкомы и вымышленные рассказы о реальных событиях. Любой контент ужасов, который транслировался по телевидению, страдал от сетевой цензуры, рекламных пауз, меньшего бюджета и дрянного исполнения. Тем не менее, АВС в 1990 провела показ телефильма «Оно»из двух частей от Стивена Кинга и получило рейтинги невероятно редкие для телевизионной программы ужасов своего времени. Это был самый большой успех 1990 года для ABC, собравший тридцать миллионов зрителей за ноябрьский месяц просмотров. Большая часть его актерского состава включала звезд, не пользующихся популярностью в жанре хоррор, в том числе актера сыгравшего клоуна Пеннивайза - Тима Карри. Пеннивайз в исполнении Карри был назван несколькими изданиями и учеными одним из самых устрашающих персонажей-клоунов в кино и на телевидении. Он установил стандарт для образа злого клоуна и сделал персонажа иконой ужасов.

Тим Карри в образе клоуна Пеннивайза в фильме Оно.

В первой половине 90-х в жанре сохранились многие темы 80-х годов прошлого века. Популярные продолжения слэшеров «Кошмар на улице Вязов», «Пятница13-е», «Хэллоуин» и были сняты в 1990-х годах, и большинство из них имели разный успех в прокате и были негативно восприняты критиками и публикой. Исключение составляет чрезвычайно успешный «Молчание ягнят» (1991), в котором снимаются Джоди Фостер и Энтони Хопкинс. Теперь во многих фильмах затрагивалась взаимосвязь между художественными фильмами ужасов и ужасами реального мира. «Кэндимен», например, исследовал связь между городской легендой и настоящим ужасом расизма, породившего ее злодея.

Постер фильма Кэндимен.

Две основные проблемы отбросили хоррор назад в этот период: во-первых, жанр ужасов исчерпал себя с распространением безостановочных слэшеров и кровавых фильмов. Во-вторых, подростковая аудитория, питавшаяся кровью и болезнью предыдущего десятилетия, выросла и аудитория, заменившая художественные фильмы, была захвачена взрывом научно-фантастических и фэнтезийных фильмов благодаря достижениям в области компьютеров.

Для повторного подключения зрителей, жуть стала более самостоятельной, насмешливо иронично и откровенно пародийный , особенно во второй половине 1990 - х годов. В фильмах «Крик» Уэса Крейвена по сценарию Кевина Уильямсона, начиная с 1996 года, участвовали подростки, которые полностью знали и часто ссылались на историю фильмов ужасов и смешивали иронический юмор с потрясениями. Наряду с «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997), также написанным Уильямсоном, они вновь смогли зажечь дремлющий жанр слэшеров .

Кадр из фильма Крик

Еще один успешный фильм ужасов - «Звонок», японский сверхъестественный психологический фильм ужасов 1998 года о проклятой видеозаписи (после того, как человек смотрит ее, звонит телефон и кто-то говорит им, что они умрут через семь дней) режиссера Хидео Наката. Примерно в это же время японский хоррор стал популярным в англоязычных странах.

Кадр из фильма Звонок

Фильм «Последняя трансляция» (1998) послужил источником вдохновения для очень успешного проекта «Ведьма из Блэр» (1999), популяризировавшего найденный поджанр фильмов ужасов.

Постер фильма Ведьма из Блэр

И жанр уже невозможно было остановить.

Спасибо за внимание.

Друзья! Большая просьба - подписывайтесь и ставьте Нравится! Как вы могли заметить данный сайт новый и ваша поддержка будет самой лучшей наградой, которая даст еще больше сил для того, чтобы радовать Вас новыми статьями!

#фильмы

#кино

#подборки

#ужасы

#фильмы ужасов

#интересное кино

#полезные факты

#топ

#популярное

#знаменитые фильмы

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: КиноСловарь. Большая история жанра "Ужасы". Часть 2.

Система комментирования SigComments