Уэс Крейвен: в чем секрет успеха снятых им слэшеров

Пугающие киноистории продолжают оказывать влияние на мировую киноиндустрию.

Уэс Крейвен когда-то сказал: «Фильмы ужасов не вызывают страха у зрителя, а освобождают от него». И с этим трудно не согласиться. Крейвену удалось невозможное – создать империю хорроров с яркими, харизматичными злодеями. Его наследие пытаются переосмыслить современные режиссёры, снимая ремейки на оригинальные фильмы. В чем секрет его слэшеров? Предлагаю пройти путь от «Кошмара на улице вязов» до «Крика» в поисках ответа на этот вопрос.

Уэс Крейвен совершил революцию в фильмах ужасов

Начало

Для 70-х годов Крейвен был нетипичным режиссёром. Он решил раскрасить хорроры, добавить в них смысла и детально показать то, на что ранее не отваживались его коллеги. Поэтому дебютный фильм Крейвена «Последний дом слева» (1972 год) вызвал неодназначную реакцию. Кинолента не цензурирует поступки безжалостных преступников.

Несмотря на то, что «Последний дом слева» погружает зрителя в гнетущую атмосферу, он дает надежду на счастливый финал. Главное – держаться вместе. Только так можно одолеть зло.

Хоррор «У холмов есть глаза» принял эстафетную палочку у «Последнего дома слева». В этот раз Крейвен сконцентрировал свое внимание на одной семье, которая должна противостоять безжалостному, первобытному злу – клану Юпитера.

Кадр из фильма "У холмов есть глаза". Фото из открытых источников

Удивительно, но в этом слэшере антагонистов нельзя назвать монстрами. Изъяны в их внешности – последствия радиации. Отказ от общества – вынужденная мера. Злодеяния – защита от нападок со стороны большинства. Они - жертвы обстоятельств, а не помешанные на жестокости злодеи.

Им противопоставляется семья Картеров, которая только с виду «нормальная». Глава семьи - полицейский на пенсии, который недолюбливает представителей других национальностей. Жена главы семьи Картеров ищет спасение в религии. Она молится, не обращая внимания на проблемы вокруг себя. Получается, Картеры не такие герои, которыми кажутся на первый взгляд. Удивительно, как в «У холмов есть глаза» Крейвен раскрывает природу тьмы в тех, кто находится у всех на виду, и в тех, кто вынужден стать дикарями, скрытыми от общества. В этом фильме всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Именно эта неоднозначность и отсылка к проблемам американского общества 1970-х годов сделала «У холмов есть глаза» классикой жанра.

«Раз, два Фредди ждёт тебя…»

На мой взгляд, Уэс Крейвен – это Бритни Спирс в хорроре. Именно он изменил до неузнаваемости этот жанр. А все благодаря удачному фильму, снятому на пожертвования и спасшему от банкротства студию New Line Cinema.

«Кошмар на улице вязов» не только стал визитной карточкой новой эры ужасов, но и вернул моду на сверхъестественное. Крэйвен привнес в пугающие фильмы сюрреалистический ужас, который стал основным продуктом в его хоррорах, а также повлиял на бесчисленное множество других режиссеров.

Уэс Крейвен. Фото из открытых источников

Крейвен протащил в мир кинематографа то, что раньше казалось мечтой: призрачный злодей преследует своих жертв во снах. В "Кошмаре" он исследует возможности человеческого разума. Пытается понять, насколько он может противостоять тьме извне, есть ли у него скрытые возможности. Задача непростая – необходимо обыграть Фредди в игре, правила которой знает только он. Смогут ли подростки победить в призрачной "Игре в кальмара"? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Ясно одно: кинофраншиза «Кошмар на улице Вязов» расширила и углубила слэшеры. Люди поняли, что безопасных мест не так много. Даже собственная постель может стать смертельной ловушкой. Стоит только закрыть глаза, как тебя коснется немыслимое зло. Эта атака на разум, возможно, даже более жестокая, чем традиционный слэшер, в котором злодей просто преследует свою жертву.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов". Фото из открытых источников

Почти все 80-е Крейвен продолжал исследовать сверхъестественную природу зла. Его оккультный хоррор о зомби «Змей и радуга» (1988) рассказывает о всемогущем "диктаторе", который мучит своих жертв.

Обратите внимание: Секрет больницы.

Фильм отправляет зрителя в ещё одно кошмарное путешествие для того, чтобы понять природу сверхъестественного ужаса. На этом пугающая прогулка не заканчивается.

В середине 1990-х непостижимое зло возвращается в «Новом кошмаре». В этом продолжении знаменитой кинофраншизы Крейвен построил сюрреалистический умный слэшер, который он создал в оригинальном «Кошмаре на улице Вязов» и продвинул его дальше. В продолжении зритель узнаёт, что Фредди был проявлением реального зла, которое долгое время обитало в пугающих фильмах. Когда сиквелы перестали снимать, зло решило проникнуть в реальность. В «Новом кошмаре» Крэйвен не оставил безопасных мест. Спастись от Фредди невозможно даже в реальном мире.

Уэс Крейвен. Фото из открытых источников

Седьмая часть «Кошмаров на улице Вязов» показывает, что Крэйвен (играя самого себя) стал жертвой собственного творения. Вымышленный злодей начал умело манипулировать создателем. Как избавиться от злодея? Правильно, снять "Новый кошмар".

Сценарий, который читает Хезер Лэнгенкэмп (Нэнси Томпсон), постепенно проникает в реальную жизнь актрисы. История стирает грань между миром грёз и повседневностью. Крейвен умело показывает искусство, отражающее реальную жизнь, и, в свою очередь, жизнь, ставшей отражением искусства в циклическом вихре непостижимого ужаса.

Режиссер говорит "Хезер, когда история умирает, она становится свободной". Её невозможно пуничтожить. Чтобы заточить джинна в бутылку, нужно перенести хоррор на другой холст, в другую реальность, поэтому зло в образе Фредди Крюгера вечно...

Беги Сидни, беги

Темы, заложенные в «Новом кошмаре», Крейвин расширяет в кинофраншизе «Крик». Это один из первых слэшеров, в котором подростки используют свои познания о фильмах ужасов в качестве оружия против антагониста.

"Крик" - это любовное письмо к слэшерам. Только у настоящего фаната хорроров есть шанс дожить до финальных титров. Если герой не знаком с правилами слэшеров, то спастись не удастся. Злодей в маске настигнет и увлечёт в свой пугающий мир.

Кадр из фильма "Крик". Фото из открытых источников

На мой взгляд, фильмы Крейвена остаются популярными благодаря тому, что построены на реальных событиях. Например, история, лёгшая в основу «У холмов есть глаза» — сохранившиеся отрывочные свидетельства про Соуни Бина (Александр «Соуни» Бин) и его семью (жена, восемь сыновей и шесть дочерей), которые жили в пещере на берегу моря близ города Гервана (графство Галлоуэй) во второй половине XVI — начале XVII века. Они "пригласили на обед" несколько десятков человек, случайно забредавших к ним в холмы. Их, в свою очередь, поймали солдаты короля Шотландии Якова I. В 1625 году они были признаны сумасшедшими и без суда поплатились за свои злодеяния.

В основе «Кошмара на улице вязов» лежат истории людей, которых мучили кошмары. Они боялись спать, так как были уверены, что погибнут во сне. В результате, многие из них так и не проснулись.

Постер к "Кошмару на улице вязов 6". Фото из октрытых источников

Фильм «Змей и радуга» основан на научных экспериментах Уэйда Дэвиса, который на Гаити испытывал лекарство, якобы способное воскресить умерших. В результате исследователь стал членом тайного культа, связанного с магией вуду.

В основе «Крика» лежит история серийного преступника, который в 1990 году расправился с пятью студентами колледжа.

Крейвен не боялся погружаться в эти пугающие истории, искать в них тайные смыслы. Привнося их в жанр, он толкал слэшер от развлечений в сторону серьезного кино. Под этим воздействием менялся жанр, не давая погибнуть хоррору в однообразных сюжетных арках с однотипными антагонистами. Желание постичь неизведанное стало визитной карточкой фильмов Крейвена, которые не состарились не на один день.

Уэс Крейвен. Фото из открытых источников

Режиссер скончался в августе 2015 года. Созданная им вселенная продолжает жить. В кинотеатрах 28 октября вновь покажут оригинальный "Кошмар на улице вязов". История продолжает жить спустя более 40 лет. Это не просто фильм, а наглядное пособие для режиссеров, которые, к сожалению, разучились снимать хорроры.

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

Почему так и не была издана полноценная игра «Кошмар на улице вязов»

«Новые мутанты»: почему этот фильм стал бледной копией «Кошмара на улице Вязов 3»

#уэс крейвен #кошмар на улице вязов #хэллоуин #фильм крик #хорроры #фильмы ужасов #фредди крюгер #кинофраншизы

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: Уэс Крейвен: в чем секрет успеха снятых им слэшеров.

Система комментирования SigComments