В то время, когда в Америке образовывался и распадался Edison Trust, когда создавались и объединялись голливудские студии, развитие кинематографа в Европе шло своим чередом.
Кино зародилось во Франции, и хотя эта страна до сих пор имеет особый статус в мире кинематографа, довольно быстро потеряла свою пальму первенства.
Когда в ХХ веке Edison Trust поощрял введение ограничительных законов на ввоз европейского кино в США, французские компании, конечно, были огорчены этим обстоятельством, но это не было катастрофой. Французы уже успешно завоевали не только Европу, но и весь остальной мир.
В отличие от Америки, где практически сразу сформировалась централизованная система управления кинопроцессом, в Европе кино распространялось на свободных условиях.
Изначально Люмьеры не продавали пленочные фотоаппараты, пытаясь таким образом ограничить деятельность своих конкурентов. Они продали права на показ фильмов. Однако к 1898 г стало ясно, что у них много конкурентов, причем весьма успешных. Люмьеры не претендовали на исключительное право на производство киноаппаратуры и создание фильмов, как это пытался сделать Эдисон. Вскоре появилось множество продавцов киноаппаратуры, и на свободном европейском рынке любой желающий, обладающий достаточными деньгами, мог купить киноаппаратуру различных производителей. В итоге, по мере угасания интереса к фильмам Люмьеров, они отошли от кинопроизводства, сосредоточившись на совершенствовании технологии кинопроизводства.
Жорж Мельес, так триумфально ворвавшийся в мир кино, к 1910 году потерял интерес публики к своим экстравагантностям, а вместе с ними и ко всем своим материальным благам — его студии платили за невыплаченные кредиты, взятые на съемки новых фильмов.
Star Film Company Мельеса, а также патент на фильм братьев Люмьер были выкуплены французской компанией Pathe, основанной в 1896 году и успешно действующей по сей день).
Компания была основана братьями Пате и уже в начале 20 века стала одним из крупнейших производителей кинооборудования и фильмов. Они были первыми, кто открыл свой производственный отдел и сеть кинотеатров в Англии в 1902 году. В последующие годы они расширили свою деятельность на международном уровне, открыв филиалы в Мадриде, Москве, Риме, Нью-Йорке, Австралии и Японии.
Важным для истории кинематографа было введенное ими в 1908 году нововведение - кинохроника - демонстрация кинохроники перед показом художественных фильмов. Увидеть связанные новости было важно и значимо для кинопроката вообще, особенно это было важно в годы войны. Это нововведение просуществовало в мире большого кино до 1970-х годов, но было вытеснено массовым распространением телевидения.
Наряду с известной кинокомпанией Gaumont, основанной в 1895 году и выпускающей фильмы по сей день, во Франции того времени было создано и успешно работало множество компаний. Качество выпущенных ими фильмов было на высшем уровне. Трудно сказать, что американское или французское кино было намного лучше — фильмы постоянно ввозились и вывозились. Кинематографисты внимательно следили за фильмами друг друга, и любое техническое или творческое новшество тут же копировалось и улучшалось конкурентами. Однако не будет ошибкой сказать, что в первое десятилетие существования кинематографа европейские фильмы были во многом лучше и интереснее американских, опережая последние как с технической, так и с творческой точки зрения.
Это распределение власти изменилось с появлением студийной системы в Голливуде в 1910-х годах, что позволило им снимать большие высококачественные проекты. С организационной точки зрения европейские компании пошли по пути, во многом сходному с голливудскими кинокомпаниями — отношения между руководством и съемочной группой были упорядочены, слабые компании поглощались сильными, крупные компании стремились подчинить себе всю вертикаль от производства оборудования до кинопроката. Но кинематограф в Европе, изначально рассредоточенный по разным странам, никогда не был таким централизованным и иерархичным, как кинематограф в США.
Всего один-два года подряд предприниматели из других стран Европы также открывают собственные киностудии и сети кинотеатров. Великобритания имела особое значение в истории кино. На ее примере отчетливо видны подводные камни в развитии кинематографа в этот период.
В 1895 году Уильям Пол первым в Британии начал снимать фильмы на изобретенную им пленочную камеру. Он был первым, кто придумал и использовал камеру движения, давая зрителям ощущение скорости в автомобиле. В 1898 году в курортном уголке Брайтона начали снимать фильмы Джеймса Уильямсона, Джорджа Альберта Смита и Эсме Коллинз.
Обратите внимание: Ожившие произведения ("пигмалион и Галатея" (ок. 1890) - Жан-Леон Жером; пропала во время Второй мировой войны).
Позже названные Брайтонской школой, эти режиссеры были по профессии фотографами и поэтому быстро освоили кинотехнику и сделали очень ценные открытия. В фильмах «Брайтонской школы» можно увидеть элементы монтажа, трюковые кадры (например, использование двойной экспозиции, что позволяет совместить в одном кадре несколько объектов и действий, в реальности находящихся в разных местах и происходящих в разное время), крупные планы (что уж точно не характерно для фильмов того периода), охоты. Снимали фильмы на натуре, брали реалистичные общественно значимые сюжеты (соцреализм). Они придумали приемы «параллельного действия» (когда на экране показывают события, происходящие в разных местах), «выручения в последний момент» (способствуют резкому нарастанию действия) и т д.Все эти приемы были абсолютной новинкой и восторгом для зрителей. Спустя годы изобретенные ими методики будут новаторски и успешно использовать для заработка директора крупных компаний США и Европы (в том числе Ч. Чаплин, Д. Гриффит, Т. Инс).
Но, несмотря на высочайшее качество производимых фильмов, «Брайтонская школа» уже в 1903 г находилась в серьезном финансовом кризисе и в 1908 г была вынуждена полностью отказаться от кинопроизводства. Судьба, постигшая «Брайтонскую школу», свидетельствует о силе уже сложившихся к тому времени крупных игроков кинорынка.
Во-первых, открылось немало кинотеатров в Европе. В только что построенной Америке было много возможностей открыть никелодеоны. В то время как в старой Европе уже давно открыты различные увеселительные заведения – мюзик-холлы, кафе-концерты. А возможности открытия кинотеатров были сложными и дорогими. Это мешало развитию внутреннего кинорынка в Европе. Прокат фильмов «Брайтонская школа» только в Великобритании не позволял им приносить деньги.
Во-вторых, французский «Паштет» быстро завоевал европейский рынок, сделав распространение фильмов в странах Европы практически невозможным.
В-третьих, протекционистская политика Америки сделала невозможным проникновение любого мелкого кинопродюсера на американский внутренний рынок.
В-четвертых, отсутствие международного авторского права на фильмы привело к повсеместному безнаказанному копированию или пересъемке кинематографистами любого успешного фильма.
В-пятых, оператор Чарльз Урбан переезжает из США в Великобританию. Помимо организации кинопроизводства в больших масштабах, он заключает с английскими продюсерами, и особенно с представителями «Брайтонской школы», договоры на эксклюзивную продажу в другие страны фильмов, снятых в Англии. Это было большой ошибкой, так как права на зарубежный прокат фильмов были очень большим источником дохода. Монополия, созданная Урбаном, в конечном итоге парализовала британских кинематографистов (в то время как французские фирмы Pathé и Gaumont не уступили монополию на торговлю пленкой и получили огромные прибыли).
Так во всех европейских странах в 1910-е годы сформировался первичный кинорынок, процесс создания фильмов принял характер промышленного производства. Были открыты сети кинотеатров, созданы местные киностудии. Начали появляться кинозвезды, как и голливудская звездная система. Однако в основном на экранах всего мира демонстрировалось французское и американское кино. С большим развитием голливудских студий доля французского и любого другого кино на американском кинорынке значительно сократилась под натиском отечественного производства. В то же время экспорт американской продукции в Европу и другие части мира только увеличивался, не встречая на своем пути жестких препятствий.
Больше интересных статей здесь: История.