Эпиграф:
Три мудреца в одном бассейне
Отправляйтесь в путешествие по морю во время шторма.
Будьте выносливы.
Старый таз,
Длиннее
Моя история была бы длиннее.
(С.Я. Маршак)
- Эта история будет очень длинной, несмотря на обещание, данное в эпиграфе. Но читатели, дошедшие до финала, обогатят свой словарный запас мудрыми изречениями, которые за 2500 лет не потеряли ни капли мудрости.
Все мы знаем, что на стенах ныне разрушенного (и давно разрушенного) храма Аполлона в Дельфах, помимо всякой ерунды вроде военных трофеев, были цитаты греческих мудрецов.
Откуда мы знаем об этом? Из Платона. В своем диалоге "Протагор (Plat., Protagor., 343a)" он приводит имена этих мудрецов и их изречения.
- "А если бы кто захотел подойти к самому никчемному из лаконцев, то обнаружил бы, что они на первый взгляд довольно слабы в речи, но вдруг, в каждый момент речи, они выбивают, как могучую стрелу, какое-то точное изречение, короткое и лаконичное, и собеседник предстает перед ним маленьким ребенком. Поэтому некоторые из нынешних и древних догадывались, что подражать лаконцам - значит любить мудрость гораздо больше, чем телесные упражнения; они понимали, что способность произносить подобные изречения приличествует прекрасно образованному человеку. Среди них были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Биант из Приены, наш Солон, Клеобул из Линда, Мисон из Хенеи, а седьмым среди них считается лаконский Хилон. Все они были ревнителями, любителями и последователями лаконского воспитания; и каждый может усвоить их мудрость, ибо она такова, какой каждый из них выразил ее в коротких и запоминающихся изречениях. Собравшись вместе, они посвятили их как зачатки мудрости Аполлону, в его храме, в Дельфах, написав то, что все они восхваляют: "Познай самого себя" и "Ничего лишнего".
- Но почему я так говорю? Потому что таков был способ философствования древних: лаконичная многословность. Среди некоторых лаконцев также бытовало изречение Питтака, восхваляемое мудрецами: "Трудно быть хорошим"."
Итак, у нас есть список из семи мудрецов:
Фалес Милетский.
Питтак из Митилены.
Биант из Приены.
Солон Афинский.
Клеобул из Линдуса.
Мисон из Хенеи
Хилон из Спарты
Автор анонимной эпиграммы из Палатинской антологии (IX 366) (имеется у Гаспарова в "Развлечениях в Греции") предлагает другой набор имен:
Перечислены семь мудрецов: их родина, имя, речь.
"Самое главное - это измерение!" - Клеобул сказал о Линдусе;
В Спарте: "Познай самого себя!" - провозгласил Хилон;
Периандр, прибывший из Коринфа, увещевал сдерживать гнев;
"Не будь лишним ни в чем" - так говорил Питтак из Митилены;
"Наблюдать за концом жизни" - повторил Солон Афинский;
"Худшие везде в большинстве" - сказал Биант из Приена;
"Ни за кого не ручаюсь" - так говорил Фалес Милетский.
- Здесь приводится перевод Л. Блюменау, поэтому некоторые высказывания вы можете не узнать. Например, у Солона: "Помни о смерти", "Самое главное в жизни - это конец", у Питтака: "Ни в чем нет избытка", у Бианта: "Во множественности нет блага".
Возвращаясь к списку, добавьте Периандра из Коринфа, и теперь в нем восемь мудрецов.
В "Семи мудрецах" У Плутарха место Периандра (в произведении он выступает в роли хозяина пира) в "семерке" занимает сын скифского царя Гнура Анахарсис.
8 + Скифия = 9.
Диоген Лаэрций (1,13) добавляет еще несколько:
- "Как почитаемые мудрецы: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Гилон, Биант, Питтак; они также включают Анахарсиса из Скифии, Мисона из Хенеи, Ферецида из Сироса, Эпименида с Крита, а некоторые также тирана Писистрата. Это были мудрецы".
Список продолжается:
Ферецид из Сироса.
Эпименид Критский.
Писистрат Афинский.
Он уходит: 12.
Так сколько их было? - спросите вы.
Диоген Лаэрций также размышлял над этим вопросом (I. 40) и в приведенном ниже эссе попытался собрать воедино то, что он знал об этих мудрецах.
- "И из всех семи мудрецов - здесь уместнее всего их перечислить - есть следующее послание. Дамон Киринейский в своем труде "О философах" осуждает всех их, но этих семерых в особенности. Анаксимен сообщает нам, что все они также занимались поэзией. Дикеарх предполагает, что они не были ни мудрецами, ни философами, а только умными людьми и законодателями. Архетим из Сиракуз записывает их разговор у Кипсела, на котором он сам случайно присутствовал; Эфор говорит о разговоре у Креза, на котором, однако, Фалес не присутствовал; а некоторые связывают эту встречу с общеионийским праздником, либо с Коринфом, либо с Дельфами. Их изречения также по-разному передаются и по-разному приписываются, напр: Лакедемонянин Хилон произнес мудрые слова: "В избытке - ни в чем! Хорошо уважать свой предел. Даже то, сколько их было, является спорным. Так, Меандр включает Леофанта из Лебедоса (или Эфеса), сына Горгия, и Эпименида с Крита вместо Клеобула и Майсона; Платон в "Протагоре" включает Майсона вместо Периандра; Гефор включает Анахарсиса вместо Майсона; другие также добавляют Пифагора. Дикеарх утверждает, что разногласия существуют только относительно четырех: Фалеса, Бианта, Питтака, Солона; а три других должны быть выбраны из шести перечисленных ниже: Аристодем, Памфил, Гилон Лакедемонский, Клеобул, Анахарсис, Периандр; некоторые также добавляют Акула из Аргоса, сына Кейба или Скабра. Наконец, Гермипп в своем труде "О мудрецах" перечисляет семнадцать человек, из которых семь выбираются по-разному: это Солон, Фалес, Питтак, Биант, Хилон, Мисон, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Акусилай, Эпименид, Леофант, Ферецид, Аристодем, Пифагор, Лас Гермион, сын Хармантида или Сисимбрина (или Хабрина, как пишет Аристоксен), и Анаксагор. А Гиппобот в "Списке философов" перечисляет: Орфей, Лин, Солон, Периандр, Анахарсис, Клеобул, Мисон, Фалес, Биант, Питтак, Эпихарм, Пифагор".
Увеличить наш список:
Леофант из Лебедоса (или Эфеса).
Пифагор
Аристодем
Pamphylus
Акул из Аргоса.
Leophantus
Гермиона Форест
Анаксагор
Линь
Эпихарм
Таким образом, общее число мужчин составляет 22 человека. Из них, как справедливо замечено, только четыре - Фалес, Биант, Питтак и Солон - неизменно фигурируют во всех списках.
- "Позже систематизирующий ум греков даже сформировал канон из семи мудрецов, состав которого весьма примечателен. Платон включил в число семи мудрецов Фалеса из Милета, Бианта из Приены, Питтака из Митилены, Солона из Афин, Хилона из Спарты, Клеобула из Линда и Мисона из Генеи (Plat., Protagor., p.343a). Диоген Лаэртский в целом указывает на те же имена, только вместо Майсона он упоминает коринфского тирана Периандра (Diog. Laert., praef., 13). Иногда другой тиран, афинянин Писистрат, также включается в канон семи мудрецов, согласно тому же Диогену (Diog. Laert., loc. cit.). В любом случае, это свидетельствует о присутствии среди важнейших представителей развивающейся рациональной мысли тех, кто, подобно Питтаку и Солону, заявил о себе и в области государственного строительства. Наконец, примечательно и то, что почти всегда эти первые организаторы, начиная свою деятельность, обращались к древнему авторитету, который затем, благодаря своей древней мудрости, стал своего рода координатором всех важных начинаний - оракулу Аполлона в Дельфах". Фролов Е.Д. 'Парадоксы истории - парадоксы древности'.
Действительно, почему именно Delphi?
"Дельфийская идеология связана прежде всего с теми силами греческого общества, в деятельности которых нашла выражение легалистская тенденция эпохи. Эти силы обычно связывают с фигурами семи мудрецов, которые идеологически поддерживались дельфийским жречеством и, начиная со второй половины VI века, антитринитарной Спартой. Тезис об идеологической близости дельфийского жречества и семи мудрецов, однако, почти ничем не подкреплен. Мудрость, традиционно вкладываемая в уста семерых, носит чисто профанный, фольклорный характер и вряд ли могла быть навеяна жречеством. Как известно, это пословицы, возведенные в какой-то момент истории в ранг авторитета Аполлона. Сам канон мудрецов, вероятно, изначально не был связан с Дельфами - первое сближение между Дельфами и семью мудрецами зафиксировано только в "Протагоре" Платона (343b). Мнение о предполагаемом агоне мудрецов на играх в честь Аполлона восходит к рассказу о дельфийском треножнике, составленному в эллинистический период (Diog. Laert. I. 27 sq.). Историчность этого агона не подтверждается источниками. Скорее всего, это реминисценция конкурсов народной мудрости. Народная традиция, должно быть, первоначально собрала греческих мудрецов при дворе Креза. Так, Геродоту уже известны рассказы о беседах восточного правителя с Солоном (I. 29 sqq.), Биантом из Приены (по другой версии с Питтаком из Митилены, I. 27) и Фалесом (I. 75). В роли гостеприимного хозяина мог выступать могущественный греческий тиран: традиция о Периандре как одном из семи хорошо известна; но есть также рассказы об их встречах у Кипсела. Предположительно, именно так Писистрат (Diog. Laert. I. 13; ср. Aristoxenos Fr. 130 Wehrii), которого аттический фольклор наделил качествами идеального правителя, вошел в канон мудрецов (Arist. Ath. Pol. XVI. 7-8). Наконец, легендарным местом встречи мудрецов могло быть святилище, Дельфы или Паниони. Поэтому трудно говорить об устойчивой связи между образом семерых и оракулом Аполлона до первой половины IV в. Также сомнительно представлять эти фигуры как выражение единого духовного движения оппозиции тирании. Во-первых, как мы уже видели, среди них определенное место занимает по крайней мере один тиран - Периандр. Образ коринфского тирана-мудреца и морализатора был хорошо известен. Оно встречается уже у Геродота (III. 53; V. 95). Только Платон, в соответствии с требованиями созданного им лакановского мифа, исключает коринфского тирана из круга семи (Prot. 343a), но эта версия не находит развития даже в среде, близкой к Академии. Для Аристотеля Периандр - это mhte adikoV mhte ubristhV (Arist. Fr. 611. 20 Rose; ср. Diog. Laert. I. 99). Кроме того, мы знаем, что постоянный член Дельфийского канона Фалес был близким другом милезийского тирана Фрасибула (Diog. Laert. I. 27). Во-вторых, инвективы против тирании как отхода от отцовской традиции достоверно приписываются только одному из них, Солону (fr. 32 West, где тирания ассоциируется с жестоким насилием - bihV ameilicou). Вспомним, однако, что они встречаются как в дидактических элегиях (например, Thegn. 1181), так и в donos iambach с древнейших времен (Semonides of Amorgus, fr. 7 West v. 63-70) и являются атрибутом этих поэтических жанров не менее, чем возможным выражением идеологической или политической позиции. Наконец, в пользу этого тезиса говорит и тот факт, что другого постоянного представителя этого круга, эзихриста Митилены Питтака, оппозиция пыталась дискредитировать как тирана (Ale., fr. 348 Voigt: estasanto turannon; ср. Arist. Pol. 1285a 30). Возможно, антитринитаризм и лаконизм семи мудрецов окончательно утвердился в риторике четвертого века, тогда же, когда они начали воплощать идеал пайдейи. В то же время Дельфы приобрели репутацию поборника мудрости и ненавистника тирании. Таким образом, и дельфийская "идеология", и "идеология" семи мудрецов представляют собой скорее литературное, чем историческое явление, а тезис о жреческой пропаганде ускользает от полного молчания традиции." Макаров И.А. "Тирания и Дельфы в рамках греческой политической истории второй половины VII - VI вв. до н.э.".
Давайте также познакомимся с мудростью древних.
"Изречения семи мудрецов [из собрания] Димитрия Фалерского" // Фрагменты о ранних греческих философах. М.: Наука, 1989. часть 1.
Клеобул, сын Эвагра из Линда, изрек:
1. лучшая мера.
2) Отца следует уважать.
3) Будьте здоровы душой и телом.
4) Будьте любовником, а не болтуном.
5. [Лучше быть] ученым, чем невеждой.
6. быть одержимым языком.
7. Добродетель - своя, порок - чужая.
8. несправедливость возненавидь, благочестие сохрани.
9. советуйте своим согражданам, что лучше.
10. отказываться от удовольствия.
11. ничего не делать силой.
12. воспитывайте своих детей. 13. молиться о счастье.
14. Мириться с ссорами.
15. признать врага народа своим врагом.
16. не ссорься с женой и не будь приветлив перед чужими: первое - признак глупости, второе - безрассудства.
17.Не наказывай рабов твоих вином, а то подумают, что ты пьян и бесчинствуешь.
18 Возьми себе жену из равных; ибо если ты возьмешь одну из знатных, которые выше тебя, то не будет у тебя родственников, но господ.
19 Не смейся над насмешками шута, иначе тебя возненавидят те, на кого они направлены.
20. не будь высокомерен в достатке, не унижайся в нужде.
Солон, сын Эксекестида, афинянин, изрек:
1. ничего не бывает слишком много.
2. Не садитесь в кресло судьи, иначе вы станете врагом для главного человека. 3.
3. Избегайте удовольствий, которые порождают несчастье.
4. соблюдайте хорошие манеры (калокагатия) вернее, чем клятвы.
5. скрепите олово печатью молчания, а молчание - печатью подходящего момента (кайроса).
6. не лги, но говори правду.
7. Радейте о честном.
8. родители всегда правы [окончание: "не говорите честнее, чем ваши родители"].
9. не спешите заводить друзей и не спешите отвергать тех, кого вы приобретаете.
10) Учитесь подчиняться, учитесь управлять.
11) Требуя, чтобы ответственность несли другие, несите ее сами.
12) Не советуйте своим согражданам, что хорошо для них, а что хорошо для вас.
13. не будьте дерзким.
14. не общайтесь с дурными людьми.
15) Поклоняйтесь богам.
16. уважайте своих друзей.
17. Что <не видно="">, не говори.
18. Своим всезнайкам - помолчите.
19. К своим, будьте спокойны.
20. 20. Вы должны отличать тайное от явного.
Хилон, сын Дамагета, лакедемонянин, изрек:
1. познайте себя.
2) Когда вы пьете, не говорите: вам будет не хватать.
3. Не угрожайте свободой: на это нет права.
4) Не хулите других, потому что вы можете услышать вещи, от которых вам станет не по себе.
5) Не спешите на ужины друзей; не спешите на их несчастья.
6. Не организовывайте свадьбу по дешевке.
7. воздайте славу усопшему.
8) Уважайте старших.
9. того, кто сует свой нос в чужие дела, я ненавижу.
10. 10. Предпочитайте потерю позорной прибыли: первая огорчает один раз, вторая - всегда.
11 Не смейтесь над тем, кто попал в беду.
12: Если у вас плохой нрав, будьте спокойны, чтобы вас уважали, а не боялись.
13 Будь защитником своей семьи.
14: Пусть язык твой не одерживает верх над разумом.
15. сдерживайте свой гнев.
16. не желайте невозможного.
17) Не торопитесь в дорогу.
18) И не махай рукою твоею, ибо это глупость.
19. подчиняться закону.
20. если тебя обидели, помирись; если тебя оскорбили, отомсти.
Фалес, сын Эксамия, милетец, изрек:
1. Где залог, там и беда.
2. Знайте о своих друзьях, присутствующих и отсутствующих.
3) Не будьте красивы внешне, но будьте красивы в делах.
4) Не обогащайтесь нечестным путем. 5) Не позволяйте сплетникам ссориться с вами о тех, кто пользуется вашим доверием.
6. не стесняйтесь льстить своим родителям.
7. Не бери от отца не нужных вещей.
8. какие услуги вы оказываете своим родителям, того же ожидайте от своих детей в старости.
9 [Трудно [?] познать себя.
10 [Что является] самым приятным [?] - это достижение желаемого.
11. что такое] утомление [?] - безделье.
12. что такое] нездоровый [?
13. то, что] невыносимо [?] - праздность.
14. Что [?] лучше всего учит и учится.
15. не будьте праздны, даже если вы богаты.
16. Прячьте плохие вещи в доме.
17. Лучше вызывать зависть, чем жалость.
18) Соблюдайте меру.
19. Не верьте всем подряд.
20. Находясь у власти, управляйте собой.
Питтак, сын Гирраса, лесбосец, изрек:
1 Знайте меру.
2 Не говорите о том, что вы собираетесь делать, у вас ничего не получится, над вами будут смеяться.
3 Положитесь на своих друзей.
4. Что вам не нравится в вашем соседе, не делайте этого сами.
5. не ругай несчастных, ибо это гнев богов.
6. залог, вверенный тебе, ты должен отдать.
7. если ваши соседи причинили вам небольшие убытки, терпите их.
8 [Не хули друга твоего и не хвали врага твоего].
9 [Что страшно знать] - это будущее, [что безопасно] - это прошлое.
10 [Что надежно, то земля, а что неопределенно, то море].
11 [Что такое] ненасытность [?] - эгоизм.
12 [To] own one's own.
13. воспитывать благочестие, образованность, самоконтроль, осмотрительность, правдивость, верность, опыт, ловкость, товарищество, трудолюбие, бережливость, мастерство.
Биант, сын Тевтама, приенец, изрек:
1. большинство людей плохие.
2. нужно смотреть на себя в зеркало, сказал он, и если человек выглядит красиво, то и вести себя красиво, а если некрасиво, то исправлять природный недостаток с приличием.
3... Приступайте к работе медленно, следите за тем, что вы начали, и заканчивайте начатое.
4. не говорите: если вы пропустите, вы пожалеете об этом.
5. не будь ни глупцом, ни лукавым.
6. не одобряют безрассудство.
7. благоразумие, любовь.
8. считается, что боги существуют.
9. будьте мудры в том, что вы делаете.
10. Слушайте больше.
11. говорить по существу.
12) Не калечьте богатых бедностью, если только вы сами не очень сильно задолжали.
13) Не хвалите недостойного человека за его богатство.
14. Брать убеждением, а не силой.
15.Считайте богов, а не себя, причиной всего счастья.
16. приобретать: в молодости - процветание; в старости - мудрость.
17. Приобретайте: делами - память; правильной мерой - благоразумие; характером - благородство; трудом - терпение; страхом - благочестие; богатством - дружбу; словом - убеждение; молчанием - порядочность; решением - справедливость; смелостью - храбрость; действием - власть; славой - превосходство.
Периандр, сын Кипсела, коринфянин, изрек:
1 [Осторожность - это все.
2 [Что есть] прекрасное, так это спокойствие.
3 [Что такое] опасность [?] - безрассудство.
4-5 [Нечестная прибыль осуждает <нечестную> природу.
6. демократия лучше тирании.
7. Удовольствия смертны, добродетели бессмертны.
8. будь умерен в счастье, благоразумен в несчастье.
9. Лучше умереть в жадности, чем жить в нужде.
10. Будьте достойны своих родителей.
11. При жизни - слава, после смерти - благословение.
12. Будьте одинаковы со своими друзьями в благополучии и в беде.
13. Держи свое слово; нарушай его недобрым словом.
14. не выдавать секретов.
15. ссориться так, чтобы вскоре стать другом.
16. Любите законы старые, а яства свежие.
17) Не только наказывать тех, кто преступает, но и сдерживать тех, кто замышляет.
18. скрывать неудачи, чтобы не радовать своих врагов.
На закуску - история штатива.
- "История гласит, что эти мудрецы встретились однажды в Дельфах, а затем в Коринфе, где Периандр устроил какой-то пир. Но еще большее уважение и славу им принесла сказка о треножнике, который кружил их всех, как по кругу, и который они передавали друг другу с любезным соперничеством. Рыбаки Коса (так гласит история) забрасывали свои сети, а гости из Милета покупали их улов, еще не зная, что это будет. Оказалось, что они вытащили треножник, который, согласно легенде, был оставлен Еленой во время ее путешествия из Трои, вызвав старое пророчество оракула. Треножник вызвал спор между новоприбывшими и рыбаками, затем в ссору, переросшую в войну, вмешались города, и в конце концов оракул приказал обеим сторонам отдать треножник мудрейшему из них. Сначала его отправили к Фалесу в Милет: жители Коса добровольно отдали ему ту самую вещь, из-за которой они воевали со всеми милетянами. Фалес заявил, что Биант более учен, чем он, и треножник достался ему; от него он был послан к другому, как более мудрому. Затем, сделав круг и переходя от одного к другому, треножник во второй раз подошел к Фалесу. В конце концов он был привезен из Милета в Фивы и посвящен Аполлону Йеменскому. Но Теофраст говорит, что треножник сначала был отправлен в Приену к Бианту, а затем Биант отправил его в Милет к Фалесу; таким образом, обойдя всех, он вернулся к Бианту и, наконец, был уже отправлен в Дельфы. Эта вторая версия более распространена; только одни говорят, что этим подарком был не треножник, а кубок, присланный Крезом, а другие - что кубок, оставленный Бафиксом." (Плутарх. Солон, 4).
Спасибо, что дочитали до конца (мы едва дочитали).
Обязательно подпишитесь на страницу "Древности нашей ойкумены"! У нас есть много интересных материалов по истории и археологии.
нечестную>не>Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Проведем свое расследование и посчитаем.