Поговорим про картину "La Liberté guidant le peuple" [ля либертЕ гидАн лё пёпль] "Свобода, ведущая народ".
"Свобода, ведущая народ" Eugène Delacroix, 1830Непростая картина, полная смыслов, отсылок, загадок. Интереснейший шедевр, который написал Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) в 1830 году.
Начнём с того, что многие думают, что эта картина написана по мотивам и впечатлениям от Великой французской Революции (1789-1799), La Révolution française. Но что-то поздновато через 30 лет, не находите?
На самом деле, "Свобода..." написана совсем по другому поводу. Это событие - "Trois glorieuses" [труА глорьЁз) - "3 славных дня", а именно 27, 28 и 29 июля 1830, когда в результате восстания свергли короля Карла X (Charles Х), наследника Бурбонов.
Тогда-то, слыша выстрелы в Париже, 32-летний художник Делакруа, который сам на баррикадах не был, напишет своему брату: "Si je n'ai pas vaincu pour la patrie, au moins peindrai-je pour elle..." - "Если даже я не сражался за Родину, как минимум, я буду для неё писать".
Критики сначала не очень хорошо приняли картину, потому что у Свободы (женская фигура посередине)... ни за что не догадаетесь, нет, дело не в обнажённой груди. Небритые подмышки! Такой лютый реализм был немыслим для той эпохи.
Небритые подмышки Свободы шокировали общественностьТем более, что Свобода изображена как античная богиня: посмотрите на этот греческий профиль; на складки платья, напоминающие тунику Ники Самофракийской.
Свобода и Ника Самофракийская, богиня победыИ даже тот факт, что она шагает босиком - тоже отсылка к древнегреческим богиням, которые изображались без обуви. Какие ещё волосатые подмышки!?
У зрителей возник вопрос: так ли патриотично Делакруа относится к перевороту? Поддерживает ли? Или всё же он желает показать, что революция - это всегда хаос и смерть? Взгляните хоть на трупы на переднем плане.
Свобода шагает по трупамК тому же художника уж точно нельзя определить как выходца из
народа, скорее, он был парижским денди, дружил с Шопеном и Жорж Санд, получил прекрасное образование, много путешествовал, в общем, не бедствовал.
Эжен Дёлакруа, автопортретТак что же побудило его написать этот шедевр?
Ответ прост: тщеславие.
Он взял актуальнейший сюжет, добавил для верности современные детали (например, новая модель ружья выпуска 1816 года в левой руке Свободы, да и вообще всё оружие на картине очень современное для той эпохи)
Такие детали, как оружие, добавляли полотну современностиИли пацан справа (gamin [гамЕн]), которых по Парижу в то время носились толпы. Мальчишки-беспризорники первыми поддерживали всяческие заварухи, а конкретно этот пацан с картины стал прообразом Гавроша из "Отверженных" Гюго.
Слева gamin с картины, справа актёр бродвейского мюзикла "Отверженные"И этот актуальный сюжет художник вписал в идеалистическую картину с греческой богиней в центре.
Добавим немного крови, узнаваемых деталей: берет рабочего (слева с саблей), цилиндр буржуа (слева с ружьём), блузу крестьянина (у ног Свободы).
Узнаваемые элементы одежды также сделали картину очень актуальнойНе забудем про триколор над... посмотрите на задний план. Над чем? Узнаёте?
За гаменом видны башни Нотр-ДамаА вот и триколор поближеСимвол революции над главным французской церковью - Notre-Dame de Paris.
Кстати, баррикады у Нотр-Дама художник выдумал.
Обратите внимание: Фидель Кастро. Команданте и его Остров свободы в океане капитализма.
Такой ракурс, как на картине открывается с площади, а на площадях баррикады не возводят, ведь их задача - перегородить. Но чего не сделаешь ради яркого образа.Побольше парадоксов, узнаваемости, кровавого романтизма - и voilà! Икона готова.
Дёлакруа писал эту картину целенаправленно к Парижскому салону 1831 года. Сама история подкинула ему роскошный сюжет. Он хотел шокировать и понравиться. Особенно понравиться новому королю-гражданину, Louis-Philippe I (Луи Филипп I), который пришёл к власти благодаря этой революции.
Луи-Филипп I, "Король-гражданин"Так и получилось. Публика с восторгом, шоком и недоумением приняла "Свободу...", государство приобрело её для тронного зала Люксембургского дворца, но, провисев несколько месяцев в музейной галерее дворца, картина была убрана из-за политической провокационности. Не хотелось королю каждый день смотреть на трупы на баррикадах.
Есть ещё ряд вопросиков:
1. Что у Свободы на голове?
2. Почему мужчина слева голый?
3. Почему Свобода с голой грудью?
Ответы в небольшом, но крайне познавательном видео.
А закончить позвольте размышлениями:
Бесспорно, "Свобода, ведущая народ" - сильнейшее эмоциональное произведение искусства, ставшее символом борьбы, свободы, равенства, братства и Франции, наравне с Марсельезой и Эйфелевой башней.
Я лично считаю, что для Эжена Дёлакруа всё же события 3-х славных дней значили больше, чем просто повод написать актуальный шедевр.
Да, он не был на баррикадах. Но душой был с народом.
А иначе как объяснить это?
Эжен Дёлакруа, автопортрет Никого не напоминает?А так?И последнее. Откуда я всё это знаю? Я просто умею читать и слушать не только по-русски, но и по-французски. Учите французский, господа.
#французский язык #искусство #революция #загадки истории
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Загадки "Свободы...".