1873. Как за три недели подчинить огромную страну. Мастер-класс Франсуа Гарнье

Захват Намдиня означал, что вся дельта Красной реки со всеми городами, крепостями и семью миллионами жителей меньше чем за три недели покорилась горстке французов, насчитывавшей меньше двухсот человек

Битва при Намдине

Вернувшись в Ханой, капитан-лейтенант Гарнье и его союзник, торговец-авантюрист Дюпуи, имевший небольшую частную «армию» наемников, решили атаковать Сан-Тай – город в 40 км от Ханоя, где, по сведениям лазутчиков, находился в этот момент принц Хоанг Ко Вием с нанятыми им воинами «Черного флага». Однако 4 декабря 1873 года Гарнье получил письмо от некого христианского миссионера из Намдиня, где святой отец сообщал, что имперские власти подвергают жестоким репрессиям новообращенных христиан-уроженцев этого района. Гарнье решил отложить захват Сан-Тая, и силами 70 матросов и 15 морских пехотинцев провести зачистку Намдиня.

Ворота цитадели Намдинь. Фото сделаны в 1884 г, после второго штурма.

7 декабря отряд Гарнье на борту «Скорпиона» достиг Фули. Здесь его догнало письмо мичмана Бёна де ля Кокери, оставленного «на хозяйстве» в Ханое. Де ля Кокери информировал Гарнье о том, что «Черные флаги» разоряют окрестностях Ханоя и угрожают его скромным силам в крепости (у мичмана в распоряжении оставалось 30 матросов, а также отряд наемников Дюпуи). Гарнье решил отправить пешим порядком на усиление гарнизона 15 морских пехотинцев, а сам с оставшимися людьми на следующее утро отправился в Ниньбинь.

9 декабря «Скорпион» прибыл в Ниньбинь. Сердечно поздравив аспиранта Отфёя с блестяще проведенным захватом города, Гарнье оставил здесь семерых матросов, а 10 человек при одном орудии из отряда Отфёя присоединил к своим силам. Утром 10 декабря французы вышли в направлении Намдиня.

Китайский квартал Намдиня

Канонерская лодка «Скорпион» была гораздо прочнее и крупнее, нежели «Эспиньоль» (302 тонны водоизмещения против 90 т). Помимо такого же 160-мм орудия, как и на «Эспиньоле», «Скорпион» имел еще и две 40-мм скорострельные пушки.

В месте слияния рек Цай и Намдинь «Скорпион» попал под огонь трех фортов. Стреляли вьетнамцы скверно, за два часа ни одного попадания во французское судно не добились, а вот комендоры «Скорпиона» один за другим привели все три форта к молчанию. Затем на берег высадился десант, который уничтожил вьетнамские пушки и сжег укрепления; уцелевшие солдаты противника бежали. На следующее утро французы продолжили путь к Намдиню, при этом часть войск разместилась на двух захваченных сампанах, буксируемых "Скорпионом ".

Ворота цитадели Намдинь, разрушенные артиллерией

Около 9:00 10 декабря впереди показалась крепость Намдинь, одна из самых важных в дельте. Рядом располагался 50-тысячный город. Когда канонерка, буксирующая сампаны, подошла на расстояние выстрела, незамеченная французами батарея открыла по каравану огонь, и первым же залпом поразила «Скорпион». К счастью, снаряд попал в бронированную оконечность и не причинил вреда. Тут же ожили пушки цитадели, но, поскольку обстрел велся сразу с двух сторон, артиллеристы мешали друг другу корректировать огонь по всплескам. Лишь один снаряд нанес повреждения мачте «Скорпиона».

Вскоре удачный выстрел 160-мм французской пушки заставил замолчать вьетнамскую батарею; высадившись на берег, аспирант Буксе и 20 моряков уничтожили позицию противника.

Обратите внимание: В плену у картины ("пленение евреев в Вавилоне" (1848) - Жан-Франсуа Милле; закрашена около 1870 года).

Затем десант вернулся на канонерку, но ненадолго: взяв одну из 40-мм пушек, Буксе и его матросы высадились южнее города. Им было поручено провести демонстративную атаку Южных ворот. Однако на этой стороне не было ни малейших укрытий, и со стен по французам, видимым как на ладони, открыли ураганный огонь. Некоторое время группа Буксе все же продвигалась в сторону цитадели, но тут везение кончилось: один из моряков получил тяжелое ранение, и аспирант приказал отступать.

Сторожевая башня Намдиня со следами обстрела

Тем временем главное орудие «Скорпиона», прозванное моряками Le Porte-Désolation («Несущее запустение»), накрыло цитадель. Вьетнамцы отвечали, но их снаряды летели намного выше канонерской лодки. Когда к берегу пошел второй сампан с десантникам, во главе с гидрографом Буйе, ветер внезапно стих, и лодка беспомощно закачалась на волнах на самом виду у крепости. Помощь пришла, откуда ее совершенно не ждали: местные жители ловко закинули на сампан конец, и подтащили судно к берегу.

Почти сразу же вслед за этим у восточных ворот высадился сам Гарнье с 15 матросами и пушкой, забранной у Отфёя за пару дней до того. Соединившись с отрядом Буйе, моряки захватили редан, отделявший их от ворот.

Гарнье распорядился установить пушку для обстрела ворот цитадели, но тут обратил внимание, что из щели над входом сыпется земля. Это могло означать только одно: защитники забаррикадировали вход изнутри. Здесь четырехфунтовка была абсолютно бесполезна, и Гарнье приказал использовать ее для подавления особенно интенсивного огня обороняющихся на участке правее ворот.

Штурм Намдиня матросами Гарнье

На небольшом мосту между реданом и воротами Гарнье приметил несколько рогаток, что натолкнуло француза на мысль использовать их как штурмовые лестницы. Рогатку подтащили к стене, и капитан-лейтенант уже хотел лезть наверх, но здоровенный моряк по имени Робер, участвовавший вместе с Отфёем в захвате Ниньбиня, настоял на том, чтобы идти первым. Это было весьма разумно, потому что на сей раз вьетнамцы, против обыкновения, оказали довольно сильное сопротивление. Четверо моряков были ранены, причем двое серьезно. Но как только французам удалось сломить сопротивление на стене, дух защитников оказался сломлен. Вьетнамцы толпой побежали через южные ворота.

Захват Намдиня означал, что вся дельта Красной реки со всеми городами, крепостями и семью миллионами жителей меньше чем за три недели покорилась горстке французов, насчитывавшей меньше двухсот человек.

12 декабря 1873 года Гарнье приказал мичману Эсме перейти в Ханой на «Скорпионе», где высадить 15 моряков, а затем отправиться на побережье, чтобы встретиться с Д'Эстре, недавно вернувшимся из Сайгона. Гарнье отозвал Бальни д'Аврикура и канлодку «Эспиньоль» из Хайзыонга. 15 декабря оба отряда соединились в Намдоне.

Наместником в провинции, насчитывающей более миллиона жителей, Гарнье оставил доктора Армана, в подчинение которого передал 25 моряков, а сам с остальными людьми отправился в Ханой. Впереди была самая трагическая страница этой невероятной истории…

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы проводим опросы и выкладываем дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#Вьетнам

#тонкин

#19 век

#война

#военная история

#колониализм

#франция

#третья республика

#индокитай

#1873

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться в раздел - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: 1873. Как за три недели подчинить огромную страну. Мастер-класс Франсуа Гарнье.

Система комментирования SigComments