Третья архипелагская экспедиция – поход эскадры Балтийского флота Российской Империи в Средиземное море в 1827-1832 годах в ходе Греческой войны за независимость 1821-1829 годов.
Предпосылки Третьей архипелагской экспедиции
Война греков с турками ударила по экономическим интересам России. После 1812 года начался бурный рост экономики юга России. Императорским указом от 16 апреля 1817 года Одесса получила статус «порто-франко», что способствовало ее превращению в крупный международный торговый центр. В Одессу ежегодно приходило 500-600 торговых судов. Однако из этого числа не более 10-15 судов были построены в России. Большая часть торговых судов, посещавших Одессу, Таганрог, Мариуполь и другие русские порты, принадлежала грекам, большинство которых было подданными Порты, а часть – подданными России. Теперь же турки перехватывали и грабили греческие суда, не разбирая, какое подданство имели их владельцы.
Из-за войны и нехватки продовольствия в Константинополе султан наложил эмбарго на провоз хлеба и ряд иных товаров через проливы. У нарушителей эмбарго хлеб изымался силой и продавался в Константинополе по твердым ценам. Русский посланник в КонстантинополеГ.А. Строганов неоднократно заявлял Порте протесты против ее неправомерных действий. Он писал: «Права русских подданных и торговли явно нарушены, наш флаг подвергается оскорблениям в проливах, а наши матросы – ранам и убийствам… Вход в Дарданеллы воспрещается всем судам, нагруженным хлебом. Сделано распоряжение об общем осмотре судов вопреки смыслу трактатов и несмотря на законные ограничения, потребованные в моих нотах». В июле 1821 года в знак протеста Строганов со всем посольством покинул Стамбул. В России дворянство, духовенство и купечество были едины в желании помочь греческим патриотам, но Александр I с подачи австрийского канцлера Меттерниха уклонился от поддержки Греции. Как писал современник, князь Петр Долгоруков: «Грекам отказано было во всякой поддержке по той будто бы причине, что они нарушили обязанность подданных, восстав против своего законного государя, султана турецкого! Христиане преданы были на жертву османам, и русский царь поступил, как мог только поступить шах персидский или какой-нибудь другой поклонник Магомета».
В 1814 году Великобритания взяла под контроль Ионические острова и теперь была не прочь сделать своей колонией всю Грецию. В «греческом вопросе» британский кабинет боялся только России. Но поскольку Александр I самоустранился от средиземноморских дел, то Лондон решил вмешаться. Весной 1823 года Англия признала восставших греков воюющей стороной. А в конце года Греция получила от Лондона заем на 800 тысяч фунтов стерлингов.
Новый русский император Николай I решил проводить самостоятельную политику и не ориентироваться на систему союзов, столь близкую сердцу его брата. Одним из результатов изменения внешней политики России стало подписание 23 марта (4 апреля) 1826 года англо-русского Петербургского протокола. Согласно этому документу, Греция получала право независимого существования, но была обязана платить Турции определенную дань и находиться под ее верховной властью. Турецкие земли в Морее (Пелопоннес) и на островах отходили к грекам за известный выкуп. Порта принимала участие в выборе правительственных лиц в Греции, но они должны были быть непременно из греков. Грекам предоставлялась полная свобода торговли и религии. Австрия, Пруссия и Франция приглашались присоединиться к Петербургскому протоколу. Франция, связанная с Грецией торговыми сношениями, приняла это приглашение, а Австрия и Пруссия отнеслись к нему отрицательно, считая, что оно усилит позиции России на Балканах. 24 июня 1827 года Россия, Англия и Франция на основе Петербургского протокола подписали в Лондоне конвенцию об образовании автономного греческого государства. Стороны обязались предложить Порте свое посредничество в целях примирения с греками на следующих условиях: греки будут находиться в зависимости от султана и платить ему ежегодную подать; управление будут осуществлять местные власти, но в их назначении известное участие будет принимать Порта. «Для отделения греческой национальности от турецкой и предотвращения столкновений между ними греки получат право выкупать всю турецкую собственность, находившуюся на их территории».
Подготовка русской эскадры для Средиземного моря и увеличение корабельного состава Балтийского флота
Параллельно с дипломатическими усилиями русское правительство еще в 1826 года начало готовить на Балтике эскадру для отправки в Средиземное море. При этом Морское министерство столкнулось с проблемой боевой готовности кораблей Балтийского флота, обусловленной с одной стороны низким качеством материалов при строительстве кораблей в начале XIX века, с другой – последствиями повреждения кораблей при наводнении 7 (19) ноября 1824 года. Из 32 линейных кораблей Балтийского флота боеготовыми были 12, из 12 фрегатов – 10, и3 30 малых кораблей – 20, из 15 линейных кораблей Черноморского флота – 10. Из 90 000 положенного по штату числа личного состава Балтийского и Черноморского флотов реально служило 72 000 человек.
Боголюбов Алексей Петрович «Наводнение в кронштадтской гавани в 1824 году» Боголюбов Алексей Петрович «Наводнение в Ревеле в 1824 году»31 декабря 1825 года (12 января 1826 года) император Николай I Высочайшим указом учредил «Комитет образования флота», который должен был выработать первоочередные меры по восстановлению боевой готовности флота и подготовки его к войне, а также направления его дальнейшего развития и программы строительства кораблей.
В директивах, адресованных Комитету, Российскому Императорскому Флоту определялась главная задача, которая заключалась в господстве на Балтийском и Черном морях. В них же указывались и противники России: на Балтийском море – союз второстепенных морских держав (Дания, Швеция), на Черном море – Турция. Англия и Франция не были включены в их число, наоборот, соперничество Российского Императорского Флота с ними по силе было признано Николаем I невозможным для России.
По предложению Комитета Морским министерством было принято решение разделить Балтийский флот на две эскадры, действующую и резервную, и включить в их состав корабли исходя из степени их готовности к длительному плаванью и ведению боя, времени и затрат на восстановление боеспособности. Действующая эскадра предназначалась для убытия на Средиземноморский театр военных действий, резервная эскадра – для действий в акватории Балтийского моря при внезапном возникновении войны в Европе, а также для усиления действующей эскадры.
В состав действующей эскадры вошло 12 линейных кораблей (84-пушечные «Гангут» (1825), «Кронштадт» (1822); 74-пушечные «Три Святителя» (1819), «Святой Андрей Первозванный» (1821), «Сисой Великий» (1821), «Прохор» (1823), «Князь Владимир» (1824), «Царь Константин» (1825), «Азов» (1826), «Иезекиель» (1826), «Александр Невский» (1826); 64-пушечный «Эммануил» (1824)), 8 фрегатов (44-пушечные «Диана» (1818), «Проворный» (1820), «Вестовой» (1822), «Константин» (1824) [кроме того в реальной истории – фрегат «Меркурий»], 36-пушечные «Крейсер» (1821), «Виндхунд» (1821 «Александр Невский», 1826), «Кастор» (1823), «Елена» (1825)), 6 корветов (28-пушечный «Нева» (1816); 24-пушечные «Екатерингоф» (1814 «Россия», 1826), «Помона» (1817), «Урания» (1820), «Помощный» (1821), «Гремящий» (1822)), 3 брига (16-пушечные бриги «Ревель» (1824), «Моллер» (1826), «Сенявин» (1826))[1].
В состав резервной эскадры были включены 12 линейных кораблей (110-пушечные «Ростислав» (1813), «Лейпциг» (1816), «Твёрдый» (1819), 74-пушечные «Юпитер» (1812), «Берлин» (1813), «Гамбург» (1813), «Пётр» (1814), «Финланд» (1814), «Арсис» (1816), «Кацбах» (1816), «Фершампенуаз» (1817), «Ретвизан» (1818)) и 8 фрегатов (44-пушечные «Архипелаг» (1811), «Аргус» (1813), «Автроил» (1819), «Лёгкий» (1819), 36-пушечные «Свеаборг» (1809), «Гектор» (1817), «Гефест» (1823«Виндхунд», 1826), 32-пушечный фрегат «Полукс» (1812)), 9 бригов (20-пушечные «Олимп» (1817), «Гонец» (1818); 16-пушечные «Кадьяк» (1819), «Ида» (1820), «Аякс» (1820), «Святой Лаврентий» (1820), «Охтенка» (1820); 14-пушечные «Рига» (1821), «Пожарский» (1824))[2].
Кроме того, в 1826 году 44-пушечные фрегаты «Патрикий» (1819) и «Меркурий» (1820) включены в состав «Греческого отряда кораблей» для обучения экипажей строящихся для Греческого флота однотипных фрегатов, фрегаты «Быстрый» (переименованный греками в «Гермес») и «Амфитрида» выведены из состава Балтийского флота и на греческие средства были тимберованы в Кронштадте[3].
Линейные корабли «Северная Звезда» (1807), «Борей» (1807), «Не тронь меня» (1809), «Три Иерарха» (1809), «Святослав» (1809), «Память Евстафия» (1810), «Принц Густав» (1810), «Чесма» (1811) в 1827-1829 годах были переоборудованы в транспорты, блокшивы или разобраны. За счет расформированных экипажей были укомплектованы до штатной численности экипажи действующей эскадры и вновь строящихся кораблей.
Первым решением Комитета в 1826 году стало создание штата Балтийского флота, согласно которому боевой состав должен был включать 217 единиц: 26 линейных кораблей, 18 фрегатов, 9 пароходофрегатов, 12 малых пароходов, 12 корветов, 12 бригов, 51 вспомогательное и 77 гребных судов[4]. Несмотря на кажущуюся амбициозность, программа полностью соответствовала экономическим возможностям, военно-политическим и стратегическим потребностям Российской Империи, а потому с некоторыми коррективами к началу Восточной войны была выполнена.
В соответствии с программой 8 (20) мая 1826 года был заложены: на Главном адмиралтействе под руководством кораблестроителя Григория Степановича Исакова (1775-1854) – 110-пушечный линейный корабль «Император Александр», на Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге под руководством кораблестроителя Александра Андреевича Попова (1788-1859), который 22 декабря 1826 года был произведён в штабс-капитаны и назначен корабельным инженером Балтийского флота – 84/96-пушечный линейный корабль «Императрица Александра» (спущен на воду 19 (31) октября 1827 года). 15 ноября 1826 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге под руководством кораблестроителя Вениамина Фомича Стокке (1770-1837) заложен 74/86-пушечный линейный корабль «Великий князь Михаил» (спущен на воду 15 (27) октября 1827 года).
Макаров Сергей Алексеевич «74-пушечный линейный корабль Азов» Франсуа Перро «110-пушечный линейный корабль Император Александр»Затем 5 (17) сентября 1827 года на Соломбальской верфи в Архангельске заложены 74/80 пушечные линейный корабли «Кульм», «Париж» [в РИ – «Кацбах»] (спущены на воду 25 мая (6 июня) 1828 года), которые в июне-августе 1828 года в составе отряда А.Е.
Обратите внимание: Жером Бонапарт. Король Вестфалии. Брат Великого императора.
Гамильтона перешли из Архангельска на Средиземное море. 30 ноября (12 декабря) 1827 года в Санкт-Петербурге в Главном адмиралтействе был заложен 74/86-пушечный линейный корабль «Арсис» (спущен на воду 29 сентября (10 октября) 1828 года).Учитывая опыт боевых действий Греческого флота, состоящего из малых кораблей, против превосходящих турецких и египетских морских сил, Комитет предложил увеличить в составе действующей эскадры количество фрегатов и корветов, предназначенных не только для разведывательной и сторожевой службы при эскадре, но и для действий на морских коммуникациях Османской империи, а также для осуществления морской блокады турецкого побережья.
Валерий Иванович Шиляев «Фрегат Аврора»Проект 44/54-пушечных трехмачтовых парусных фрегатов типа «Александра» являлся дальнейшим развитием проекта 44-пушечных фрегатов типа «Спешный». Фрегаты типа «Александра» относились к рангу 44-пушечных фрегатов, но имели на вооружении 54 орудия. Основные характеристики: водоизмещение – около 1950 т; длина по верхней палубе – 48,6 м; ширина по мидель-шпангоуту – 12,7 м; осадка – 3,7 м. Артиллерийское вооружение по штату – 54 орудия (28 24-фунтовых пушек, 18 8-фунтовых пушек, 6 6- фунтовых пушек, 2 3- фунтовых фальконета). Экипаж – 340/430 человек. Всего по данному проекту построено 24 корабля: «Афина» (1826), «Деметра» (1826), «Артемида» (1826), «Амфитрида» (1826), «Александра» (1827), «Мария» (1827), «Ольга» (1827), «Наталья» (1828) [в РИ – «Княгиня Лович»], «Елизавета» (1828), «Екатерина» (1828), «Анна» (1829), «Принц Оранский» (1829, с 1841 – «Король Нидерландский»), «Нева» (1829), «Венус» (1829), «Беллона» (1830), «Юнона» (1830), «Помона» (1830), «Церера» (1830), «Кастор» (1831), «Минерва» (1832) [в РИ – «Амфитрида»], «Прозерпина» (1832), «Диана» (1832), «Аврора» (1835), «Мельпомена» (1836). По усовершенствованному проекту построены три 58-пушечных фрегата: «Цесаревич» (1841), «Цесаревна» (1841), «Александр» (1844) [в РИ – «Константин»]. Кроме того, в 1832 году по улучшенным чертежам HMS President (1800) построен 44/52-пушечный фрегат «Паллада».
12 (24) мая 1826 года в Санкт-Петербурге заложены четыре 44/54-пушечных фрегата: в Главном адмиралтействе – «Афина» и «Деметра», на Новом адмиралтействе «Артемида» и «Амфитрида». Корабли спущены на воду 18 (30) октября 1826 года и включены в состав резервной эскадры Балтийского флота. 18 (30) июля 1827 года корабли в составе отряда легких сил под командованием капитана 1 ранга Д.А. Богданова покинули Кронштадт и 29 октября (10 ноября) прошли Гибралтарский пролив. В начале декабря прибыли на Мальту, где вошли в состав эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена.
В тоже время в июне 1826 года на Охтинской верфи под руководством В.Ф. Стокке были заложены два фрегата для Греческого Флота, получившие названия «Александр Великий» (греч. Μέγας Αλέξανδρος) и «Константин Великий» (греч. Μέγας Κωνσταντίνος). «Александр Великий» был спущен на воду в мае 1827 года и готов к походу в июне того же года. «Константин Великий» был спущен на воду двумя неделями позже, но готов уже к 1 июня 1827 года.
15 июля 1826 на Соломбальской верфи заложены три 44/54-пушечных фрегата «Александра», «Мария», «Ольга», которые были спущены на воду 21 мая 1827 года, в июле-августе 1827 года перешли из Архангельска в Кронштадт, а в июне 1828 года в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда вышли из Кронштадта в Средиземное море и в сентябре 1828 прибыли в Ла-Валлетту.
В Санкт-Петербурге заложены 44/54-пушечные фрегаты: 1 (13) декабря 1827 года на Охтенской верфи – фрегат «Наталья» (спущен на воду 26 мая 1828 года), 5 (17) декабря 1827 года в Новом адмиралтействе – фрегат «Екатерина» (спущен на воду 10 сентября 1828 года), 15 (27) января 1828 года в Главном адмиралтействе – фрегат «Елисавета» (спущен на воду 18 (30) августа 1828 года). 19 сентября 1828 года фрегаты вышли из Кронштадта на Средиземное море в составе отряда капитана 1 ранга И.Н. Игнатова. Затем 29 сентября (11 октября) 1828 года на Охтенской верфи заложен фрегат «Анна» (спущен на воду19 (31) мая 1829 года), 18 (30) октября 1828 г. в Главном адмиралтействе – фрегат «Принц Оранский», которые приняли участие в заключительном этапе экспедиции[5].
В июне 1826 года для Греческого флота на Улеаборгской верфи в Або и Бьёрнеборгской верфи в Гельсингфорсе были заложены четыре 24-пушечных корвета типа «Гремящий» для Греческого флота: «Ахиллес» (греч. Αχιλλέας), «Геракл» (греч. Ηρακλής), «Одиссей» (греч. Oδυσσεύς), «Персей» (греч. Περσεύς), общее руководство строительством которых было возложено на А.А. Попова. Строительство было завершено к февралю 1827 года и корветы были спущены на воду. 10 (22) июня 1827 года корабли в составе Греческого отряда убыли на Средиземное море и 10 (22) октября 1827 года вошли в порт и столицу греческого государства Нафплион.
В марте 1827 года на Улеаборгской верфи в Або и Бьёрнеборгской верфи в Гельсингфорсе были заложены восемь 24-пушечных корветов типа «Гремящий» («Богатырь», «Боярин», «Витязь», «Воевода», «Гридень», «Новик», «Посадник», «Рында»), которые были спущены на воду в сентябре 1827 года и вошли в состав Балтийского флота.
Валерий Иванович Шиляев «Корвет Богатырь»Проект 24-пушечного трехмачтового парусного бомбардирского корвета типа «Гремящий» является развитием проекта 22-пушечного корвета «Флора» 1805 года. Обладал отличными мореходными качествами и вооружением для коробля данного типа. Являлся последним парусным корветом Российского Императорского Флота. В 1826-1827 годах построено 12 единиц: «Ахиллес», «Геракл», «Одиссей», «Персей» (для Греческого Флота), «Богатырь», «Боярин», «Витязь», «Воевода», «Гридень», «Новик», «Посадник», «Рында» (для Балтийского флота). Основные характеристики: длина – 36,5 м; ширина – 9 м; осадка – 4,2 м. Вооружение – 24 орудия (20 24-фунтовых карронад, 4 12-фунтовые пушки).
В 1826-1829 годах построены восемь 20-пушечных бригов типа «Охта», на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге семь и на Кронштадской верфи один. 13 (25) ноября 1826 года заложен головной бриг серии «Охта» (спущен на воду 30 апреля (12 мая) 1827 года), 15 (27) ноября 1826 года – бриг «Усердие» (спущен на воду 30 апреля (12 мая) 1827 года), 1 (13) декабря 1827 года – бриги «Телемак» и «Улисс» (спущены 12 (24) мая 1828 года). 10 (22) февраля 1828 года на Кронштадтской верфи заложен бриг «Феникс» (спущен на воду 16 (28) августа 1828 года). 29 ноября (11 декабря) 1828 года на Охтенской верфи заложены бриги «Гектор» (спущен на воду 11 (23) мая 1829 года), «Аякс» и «Парис» (спущены на воду 18 (30) мая 1829 года).
Валерий Иванович Шиляев «Бриг Охта»20-пушечные бриги. Основные характеристики (в зависимости от серий): длина – 30,2-30,5 м; ширина – 9,1-9,7 м; осадка 3,9-4,5 м. Вооружение – 22 орудия (20 24-фунтовых карронад, 2 6-фунтовые пушки). Всего построено 23 единицы: типа «Феникс» – 3 («Феникс» (1811), «Олимп» (1817), «Гонец» (1818)); типа «Охта» – 11 («Охта» (1827), «Усердие» (1827), «Телемак» (1828), «Улисс» (1828), «Феникс» (1828), «Гектор» (1829), «Аякс» (1829), «Парис» (1829), «Приам» (1834), «Филоктет» (1834), «Нестор» (1835)); типа «Диомид» – 9 («Диомид» (1831), «Патрокл» (1831), «Казарский» (1834), «Агамемнон» (1834), «Антенор» (1835), «Палинур» (1836), «Парис» (1843), «Улисс» (1843), «Аякс» (1843)).
Бриги «Усердие» и «Охта» покинули Кронштадт 18 (30) июля 1827 года, 29 октября (10 ноября) прошли Гибралтарский пролив и в начале декабря прибыли на Мальту, где присоединились к эскадре контр-адмирала Л.П. Гейдена. 19 сентября (1 октября) 1828 года бриги «Телемак», «Улисс» и «Феникс» вышли из Кронштадта на Средиземное море в составе отряда капитана 1 ранга И.Н. Игнатова. В 1831 году бриги «Гектор», «Аякс», «Парис» в составе отряда капитана 2-го ранга А.И. Селиванова вышли из Кронштадта в Архипелаг для усиления эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда и в октябре 1831 года прибыли к берегам Греции[6].
Другие части цикла: #imperator_eques
Теги записи: #альтернативная история #19 век #греция #μεγάλη_ελλάδα
Источник - http://alternathistory.com/velikaya-gretsiya-glava-viii-tretya-arhipelagskaya-ekspeditsiya-rossijskogo-imperatorskogo-flota-1827-1832-nachalo/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Цикл Император Рыцарь.. Imperator Eques. Подцикл великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава xxxix. Экспедиция России (1827-1832).