Этот многогранный Хайнлайн…

Сначала небольшое предисловие. Я уважаю творчество Хайнлайна. Я читал всё, что так или иначе выходило у него на русском языке. И более того – несмотря на все высказывания Хайнлайна в адрес СССР (а русофобом он был тем ещё!), я склонен считать его талантливым автором.

Как автора, как Творца миров, я его уважаю!

Итак, давайте поговорим о многогранности таланта Роберта Хайнлайна. Дело в том, что когда я сравнивал его «Космического кадета» с образчиком советской фантастики, мне не раз писали, что я «передёргиваю», и вообще, у Хайнлайна есть и очень доброе произведение «Дверь в лето». Произведение на самом деле доброе и прекрасное. Когда читал его во второй раз (увы, первый был в больнице), на самом деле, сидел, уткнувшись в кота – на сценах, когда Дэн вспоминал Петрония… И когда «котик» «давал прикурить» Майлсу и той «даме», я искренне радовался за котика. Так что, я совершенно согласен с тем, что «Дверь в лето» – самое доброе и светлое произведение Мастера. Однако… Далеко не всё так просто с миром, в котором происходит действие…

С чего начинается книга? Давайте, я просто приведу цитату из неё:

«В ту зиму, незадолго до Шестинедельной войны, мы с котом Петронием Арбитром жили на старой ферме в штате Коннектикут. Сомневаюсь, сохранился ли дом до сих пор. Он попал в зону ударной волны от Манхэттенского взрыва, а старые каркасные дома горят, как папиросная бумага. Даже если он и выстоял, вряд ли кому придет в голову арендовать его – в тех местах выпали радиоактивные осадки.»
В большом количестве романов и повестей Хайнлайна тень ядерной войны буквально стоит за спиной автора и читателя...

Комментарии тут, как мне кажется, излишни. И ладно бы, это был единичный случай. Можно вспомнить «Кукловодов», в которых тоже упоминается, что «кто-то» (все мы понимаем, кто именно, не так ли?) «уронил» что-то большое и мощное на Манхэттен – там даже упоминается «Манхэттенский кратер». И, внезапно, в большом количестве произведений, у Хайнлайна упоминается война. Война, о которой в США, что называется, грезили, к которой, на полном серьёзе готовились. А в романе «Свободное владение Фарнхэма», ядерная война – это вообще завязка сюжета. Более того, война так или иначе, присутствует почти во всех произведениях Роберта Хайнлайна. Где-то к ней готовятся – например, в романе «Фермер в небе», перед тем, как герои отбывают на то тестовое задание, нам немного показывают мир – каждый дом представляет собой бомбоубежище. Такая же ситуация и в «Фрайди», и в нескольких иных произведениях… И от кого же американцы в книгах Хайнлайна так ждали атомного удара? Собственно, я не буду говорить, о ком именно идёт речь – это можно понять по тому, что писал Хайнлайн, например, в статье о сбитии самолёта-разведчика U-2. Он там много чего написал, особенно в том смысле, что «да как они вообще посмели сбивать наш разведчик! Мы имеем право летать над ними – пусть они тоже летают над нами!». Кстати, я не думаю, что если бы наш самолёт попробовал так же полетать над их военными базами, его не сбили бы…

Тем не менее, Хайнлайн всё же писал хорошо и интересно. Он на самом деле придумал немало сюжетов, которые неплохо читаются и сейчас. Можно упомянуть произведение «Луна – суровая хозяйка», как колонисты на Луне захотели, чтобы Земля стала к ним нормально относиться. И, казалось бы, какими способами можно было это сделать? Правильно, конечно же, только так, как в своё время США требовали независимости от Британии. То есть, войной… Только вот, если война за независимость США была относительно «бескровной» – относительно, например, Первой Мировой, или Великой Отечественной, то что там было в «Луне»? Напомню – герои додумались (при помощи ИИ) «бросать» на Землю большие камни. Не астероиды, а просто здоровенные булыжники. У них была большая электромагнитная катапульта, что позволяла разгонять сначала баржи с зерном, а потом по той же схеме начали бросать и булыжники. И не просто «куда-то туда», а вполне себе точно – на большие города Земли. При этом они, конечно, предупреждали об атаке на тот или иной город, но… быстро эвакуировать целый город – и не маленький город типа Припяти, а большой мегаполис – это уже «ненаучная фантастика». Понятно, что были большие жертвы. И знаете, после того, как независимость получена именно такой ценой – вряд ли между Землёй и Луной может быть крепкий и дружный мир, не так ли?

Тем не менее, что стоит отметить, как сильную сторону романа – это то, что Хайнлайн попробовал, и у него получилось – описать то, как живёт общество «лунарей», то, как они придумали свои собственные законы и обычаи. Например, правило о том, что «леди решает» – оно на самом деле обосновано и логично, как и то, что будет с тем, кто будет «неуважительно относиться к леди». Хотя, как это было показано в романе, порой в неуважительном поведении могут обвинить и просто так, потому, что парень не понравился… Тем не менее, например, что касается характеров героев романа – они получились очень хорошими и яркими. Можно отметить и тот компьютер, у который начал осознавать себя – он тоже получился очень интересным. Так что, я не могу сказать, что роман «Луна – суровая хозяйка» – плохой. Но вот этот путь решения проблем именно через жестокость, через насилие – он как раз и типичен для Хайнлайна…

Можно упомянуть и его роман «Кукловоды». Он хорош, он интересен. Тема вторжения таких пришельцев на старушку-Землю на тот момент ещё не поднималась, и была довольно свежей. Но тут, собственно, дело не в этом. В романе есть эпизод, когда главный герой сначала готовится к заброске в Россию – а потом заброска отменяется, так как становится понятно, что там всё уже захвачено пришельцами. Запомним это.

Начинается операция по уничтожению этих пришельцев. Была найдена болезнь и так далее. И вот значит, операция в самом разгаре, герои сидят, смотрят на карту, волнуются, в как день выборов, цитирую:

«- Как во время выборов под конец дня, да? - пошутил Мартинес.
- Похоже, но обычно мы не получаем сведений из Мексики, - согласился Президент и указал на карту: в штате Чиуауа загорелись сразу несколько зеленых огней.
- А черт, верно! Видимо, когда все это закончится, Госдепартаменту придется утрясать не один конфликт, а?»

То есть, они смотрят на США, смотрят на Мексику, возможно, на страны Южной и Латинской Америки – но не более того. Из текста романа мы узнаём, что некоторые страны оказались пришельцам, скажем так, не по зубам – во Франции стал популярен нудизм (опять же, после какой-то недавней войны!), финны любят посидеть в сауне, но в России-то пришельцы на самом деле захватили всё. И освобождать Россию никто не собирается. А там вполне себе пришельцы могли уцелеть, после чего будут проблемы, вплоть до атомной войны… А Китай? Хоть он и не был на тот момент сверхдержавой, но – там много людей, и пришельцы его вполне могли захватить…

Именно такое издание у меня даже есть...

В принципе, как-то выбивается из романов, в которых или была война, или есть подготовка к войне, «Чужак в чужой стране», что стал «настольной книгой» всех хиппи. «Жил да был марсианин, и звали его Валентайн Майкл Смит…». Нет, на самом деле, можно сказать, что в романе немало интересного, он неплохо так написан. Однако, если в других романах упор делался на приключения, изучение чего-то и рассказа читателям о том, «что и как», то вот «Чужак…» не об этом. В этой книге почти всё вертится вокруг того, как Майк (как называли главного героя) познаёт Землю. Но познаёт он её не через изучение разного рода материалов или общение с интересными людьми, а через общение с местным писателем-философом, что живёт с тремя девушками, готов сбить любого, кто посягнёт на его собственность, и проповедует свои идеи. А способом, через который Майк познаёт Землю, является… секс. Да, там нет никаких описаний этих сцен (и это хорошо), но хватает «обнажёнки». И, несмотря на отличный слог и великолепно прописанный мир, роман получился очень сильно на любителя. Да, он хорош – более того, он прекрасен – как и большая часть книг Хайнлайна, но… «не цепляет», как более ранние книги.

Резюмируя, можно сказать, что Хайнлайн на самом деле прекрасный писатель. Талант, знания, умение придумать и рассказать интересную историю – всё это про него. И, тем не менее, нередко получается, что в произведениях Мастера так или иначе, но есть война. Или она была недавно, или она ожидается, или… уже идёт. И нередко так получается, что врагом Америка считает… правильно, СССР… С одной стороны, тогда время такое было, а с другой – в СССР не писали книг о том, что США могут в любой день прислать «ядрён-батон» по городам СССР…

Больше интересных статей здесь: Фантастика.

Источник статьи: Этот многогранный Хайнлайн….

Система комментирования SigComments