В него входят две книги: "Псоглавцы" и "Комьюнити", и хоть это не самые удачные вещи у Иванова, но почитать их всё же стоит, и вот почему.
Это тот самый Иванов, у которого "Географ глобус пропил" и который владеет таким мастерством, какое пропить - невозможно. Хороший, грамотный и стилистически выверенный русский язык в наше время на вес золота, и вместо него нам всё время норовят продать позолоту с пустышками да завитушками - но не в этом случае.
А "Псоглавцы", хоть и заявка на мистическое фэнтези, но по сути - деревенская проза, до неузнаваемости заплетённая в постапокалипсис, медиевистику и фольклор. Уверенный, лёгкий и образный слог, хорошо поставленный нарратив, остросюжетность. Умело обыграны шаблонные ходы фабулы, и хоть исторические справки местами и вклеены в повествование на слюнях, всё равно книга читается единым духом - сжато и ёмко.
Автор не шибко силён в альтернативных спецслужбах, но зато привычно беспощаден к реальности и хорош в хорроре; умеет и в гуманизм, и в гуманитарное, в нравственный выбор без надрыва, и в отсылочки - есть тут и Кирилл с Зоной, и "бедная" Лиза - и в целом получается годная сказка для научных сотрудников младшего возраста. А как неожиданно отзеркалена концовка - пройдя через "избушку на курьих ножках", Кирилл разворачивает вспять судьбу своего литературного предшественника, и легенда тоже разворачивается другой стороной: так за какой грех-то наказали "святого" пёсьей мордой, и кто ж тут человек, а кто зверь?
Через год, в 2012-м, Алексей Иванов снова взялся за мистическую фантастику, и снова получился реализм. ОК, ладно, магический реализм, а ещё антиутопия - но это-то как раз не удивительно, антиутопия сейчас везде, где есть слово "цифровой".
"Комьюнити" - про город. С одной стороны, Москва - она и так-то уже нереальна и оторвана от того, "как люди живут на самом деле", а если туда досыпать ещё мистики, получится и вовсе кинематограф. С другой, убедительно и с пониманием показано восприятие цифрового слоя поверх реальности, замещение последней - первым. Герои разговаривают о ерунде, параллельно кидая друг другу смски, где кроется настоящий смысл встречи. Интернет-фейки порождают реальные последствия. Близко к реальности нарисованы сетевые привычки 2010-х - можно рассмотреть и решить, что из этого было наносное и временное, а что въелось в нашу жизнь и изменило нас. Какова на вкус цифровая свобода и что нам осталось от неё. Что из того, что мы сегодня хотим, - наше, а что подсунуто нам цифровым диктатором, услужливо (?) формирующим нашу ленту по нашим (?) интересам.
Круг вопросов, в общем-то, не нов. Персонажи плосковаты, особенно девушки одномерны и малость безвольны. Можно ещё поворчать на карикатурный стереотипный интернет, на не сильно продуманную загадку (запихать в блендер фаерволы, вирусы и протоколы и нажать "пуск"), но не может у Иванова быть всё так уныло.
Во-первых, Иванов - историк и краевед до мозга костей. Будет много интересных фактов, на этот раз - о Москве.
Во-вторых, он сумел как-то просто и без фыркания сформулировать, как оно работает, это ваше (наше) комьюнити, и как работает культура - это не Лотман, но это Иванов, и он хорош.
И в-третьих, снова он не мог обойтись без большого и мудрого образа: чума здесь - это война без второй половины, расчеловечивание и разобщение. Иронично, что в 2012 году мы боялись, что интернет разобщит нас, но нас разобщила настоящая пандемия, а онлайн оказался спасением. Такие дела.
об авторе:
Алексей Викторович Иванов родился в 1969 году в г. Горьком (Нижний Новгород). В 1971 году семья переехала в Пермь. Учился на журфаке Уральского государственного университета в Свердловске, потом на факультете искусствоведения и культурологии там же, а также работал в журнале "Уральский следопыт". После учебы вернулся в Пермь. Работал учителем, журналистом, преподавателем, гидом. В процессе работы над романом "Сердце пармы" организовал детский краеведческий музей, также основал региональный этнофестиваль "Сердце пармы" (ныне "Зов Пармы"). Занимался продвижением пермского края, однако перестал это делать из-за конфликта с региональными властями.
Лауреат Премии правительства России в области культуры и шести различный литературных премий, в т.ч. Книга Года и Большая книга.
Больше интересных статей здесь: Фантастика.
Источник статьи: О цикле "Дэнжерологи" Алексея Иванова.